Тема: «Наш вечный спутник»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: формирование понятия того, что жизнь – источник музыки, музыка – отражение человеческих чувств, настроения
Задачи:
Образовательные:
-
Показать на примере двух разнохарактерных произведений влияние музыки на настроение людей.
-
Создать атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающую к диалогу, коммуникации.
Развивающие:
-
Развивать эмоционально-образное видение мира, художественное мышление на материале урока.
-
Развивать наглядно-образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать, музыкальную память, ладогармонический слух, певческие навыки.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к музыкальной деятельности, уверенность в себе, эстетическое отношение к жизни и искусству.
-
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Введение в тему урока.
(слайд № 1)
— Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Мы об этом уже говорили. Привязанность к серьёзной музыке никогда не помешает продолжить любить лёгкую музыку, требовательнее относиться к ней и лучше отличать в ней хорошее от плохого.
III. Работа по теме урока.
1. Слушание музыкальных произведений.
— Сегодня я предлагаю вам послушать два произведения. Первое будет исполнено народной артисткой Советского Союза Людмилой Зыкиной.
(слайд №2)
— После прослушивания надо ответить на следующий вопрос: О чём эта песня?
(слайд №3)
Слушание песни М. Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
(Ответы детей).
Отзыв о песне: Эта песня о тяжёлой судьбе женщины в старой дореволюционной русской деревне, когда девушку выдавали замуж насильно не за того, кого она любила. Без её согласия отдавали в тот дом, где нужна была работница, или когда было выгодно родителям. Песня рассказывает не только о переживаниях дочери – невесты, но и горе матери. Эта песня раскрывает глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной деревни.
— Какие средства музыкальной выразительности используются в песне «Матушка…»?
— Сколько действующих лиц? (2) А исполнителей? (1)
— Почему композитор построил песню в форме диалога (разговора) матери с дочерью? (это придаёт ей особо драматический характер)
— Сколько музыкальных интонаций в песне? (2) ( 1) Встревоженная, порывистая, вопросительная, взволнованная – дочь. 2) Успокаивающая интонация слышна в ответе матери.)
— Что происходит с темпом? (быстрый темп – дочь, медленный, «степенный» — мать)
— Каковы лад и звуковедение, форма построения? (Переменный лад: минор, мажор; легато, куплетная форма) Очень похожа на русскую народную песню.
— Почему композитор использует эти средства выразительности? (Чтобы глубже передать содержание и своё отношение к происходящему).
— Изменилось ли ваше настроение, ваши чувства? (Да, очень жалко и девушку и её мать).
2. Работа по картине.
— К теме неравных браков обращались многие художники, писатели.
(слайд №4)
— Перед вами репродукция Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора». Рассмотрите героев. Охарактеризуйте их. (Жених – беспечный франт. Лицо жестокое. Губы поджаты. Во взгляде читаются злобная ревность, жестокость, бессердечие. Невеста – мягкая женственность, изящество, очарование юности. Горничная – сочувствует барышне, волнуется за её судьбу. Отец – угодлив, с готовностью отдаёт дочь за старого майора – дворянина).
— Почему отец с радостью выдаёт дочь замуж?
— Почему дворянин женится на купеческой дочери?
— Как художник подчёркивает богатство и роскошь купеческого дома? Рассмотрите мелкие детали на картине.
— Как художник относится к происходящему? (Художник иронизирует, подшучивает над героями).
(слайд №5)
— Обратите внимание ещё на одну репродукцию В. В. Пукирева «Неравный брак». Какое на ваш взгляд произведение изобразительного искусства созвучно с песней М. Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
(ответы детей)
3.Слушание « Вальса» Жака Бреля
— А сейчас прозвучит ещё одно произведение, но в исполнении одного из талантливейших шансонье Франции Жака Бреля.
(слайд №6)
— Шансон – французская песня – народная, профессиональная, полифоническая песня XV – XVI вв., а также современная эстрадная.
— Шансонье – французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен, сам сочиняющий и слова и музыку исполняемых им песен.
— Послушайте и определите жанр этого произведения.
Слушание Вальса Жака Бреля.
(Дети: вальс).
(слайд №7)
— Как появился вальс? (это бальный танец. Вобрал черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздниках весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс).
— Какой мотив напоминает это произведение? ( Старинного вальса в исполнении на шарманке).
— Какова особенность произношения текста? (Скороговорка).
— Что повлияло на характер музыки? (Средства музыкальной выразительности. Вальс французский. Национальные черты: изящество, особая танцевальная форма, лёгкость. Быстрое произношение слов – влияние французской разговорной речи).
Вальс Жака Бреля может закружить.
(слайд№8)
Повторное слушание.
— Какое настроение у вас вызвал вальс? В чём секрет Ж. Бреля? (Великолепное мастерство Бреля – певца. Музыкальный образ вальса, полного неукротимой жизненной энергии).
4. Вокально – хоровая работа.
Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль».
— Послушайте произведение и попробуйте дать ему название.
(слайд №9)
Слушание песни Г. Струве «Школьный корабль».
(Ответы детей)
— Эта песня называется «Школьный корабль», а написал её замечательный композитор Г. Струве.
(слайд №10)
— О чём говорится в этой песне?
— Почему она называется «Школьный корабль»?
— Возможно ли движение исполнителей под эту музыку?
— Что характерно для вальсовой мелодии?
— Что больше всего привлекает в этой песне?
(Ответы детей)
(слайд №11)
Разучивание песни «Школьный корабль».
5. Слушание фрагмента Симфонии №3 И. Брамса.
— И в заключении мы послушаем небольшой фрагмент Симфонии №3 III части немецкого композитора Иоганнеса Брамса.
(слайд №12)
— Какое настроение преобладает в этой музыке?
(ответы детей: пробуждает в душе светлые и возвышенные чувства).
-
Итог урока.
— С каким настроением вы уйдёте с урока?
— Почему нам понятна музыка, музыкальное содержание песни, написанной на иностранном языке?
— Нужен ли перевод настоящей музыке?
(ответы детей)
(слайд №13)
«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт» сказал немецкий поэт Л. Тик.
И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растёт, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки, облик. Конечно, у каждого из нас есть своя музыка. Но красивая, добрая музыка, созданная талантливейшим мастером – композитором и искусно исполненная профессионалом – музыкантом, одинаково близка, понятна и любима всем без исключения.
-
Домашнее задание.
Прочитать параграф 2 «Наш вечный спутник». Выполнить задание №3 в рабочей тетради.
— Урок окончен.