Конспект урока по музыке в 1 классе

учителя музыки Ильюшкиной Дианы Владимировны

Тема урока: «Веселый праздник Масленица»

Цели урока:

— познакомиться с обычаями и традициями празднования Масленицы;

— раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных и художественных текстов, музыки и картин русских художников.


Задачи:

познакомить с историей  славянских обрядов, прививать любовь к народным традициям через игры, песни;

— вызвать положительные эмоции;

— дать детям возможность самовыражения, развивать творческие способности каждого ребёнка.

Используемые технологии:

— Здоровьесберегающие

-Учебно-игровые

Ход урока:
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие учащихся.
II. Основная часть урока.

— Я рада всех видеть на уроке в эти последние зимние дни.
Зима, которая уже подходит к концу, подарила нам различные праздники. Назовите их?
(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества).
— Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним праздником, и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.

-2-
А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все без труда догадаетесь.

— Правильно, это Масленица.

Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Неделю народ провожал надоевшую зиму, устраивал ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, люди пели песни, плясали.
Возник праздник в глубокой древности. Начиналась Масленица за 7 недель до Пасхи.
Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. А какое же главное угощение? Правильно – блины, круглые, румяные, горячие, они символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето.
Называлась эта неделя в разных регионах по-разному: честная, широкая, веселая, объедуха, однако все же чаще – просто Масленица или сырная неделя.
В старые времена встреча Масленицы была очень торжественной. Начинали-починали ее ребята. Рано утром высыпали они толпою строить снежные горы, да зазывали Масленицу: «Приезжай к нам, Масленица, на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
В этом году масленичная неделя началась…, а закончится…

Откройте свои учебники на стр. 64 и посмотрите на репродукцию картины Б.М.Кустодиева «Масленица».
— Что вы видите на картине? (Ответы детей)
(Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния).

-3-
— А если внимательно вслушаться в эту картину, какие звуки можно услышать? (Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).
— Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)
— Сейчас мы послушаем музыкальное произведение, и вы мне ответите, созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б.Кустодиева? Внимательно слушайте.
(Слушание произведения П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»)

А знаете ли вы, что каждый день Масленицы имел своё название и значение?

Понедельник — «Встреча». В этот день из соломы мастерили и наряжали чучело Масленицы.
Давайте споем песню «Едет Масленица»

— Вторник — «Заигрыш», — дети устраивали веселые игрища на улице. А не поиграть ли нам?

— Я хочу показать вам одну из игр Масленичной недели. Игра называется «Марома».
Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – «Лакомка». Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.
Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами,

-4-

творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: — где блины, там и мы…
— На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете.
А давайте с вами споем песню про блины. (поем песню «Блины»)
— 4 день (четверг) – Разгульный, широкий — самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, с балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. Всем миром строили снежные крепости, проводили кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год.
— В пятницу и субботу принято было ходить друг к другу в гости.
5 день (пятница) – Тёщины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
6 день (суббота) – Золовкины посиделки. Ели блины, пили вкусный чай. А вы какой чай любите?.. (ответы детей)

— Знаю я одного деда-знахаря, который умеет вкусный чай приготовить. Дед, а дед, вставай с печи, расскажи нам про свой чай!
(дети из 4 класса поют и инсценируют «Песню про чай»)

Ну, вот и настало время Зиме и Весне поменяться местами. В воскресенье последний день Масленицы, ее проводы.
В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла. В этот день чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а к вечеру всем миром сжигали Масленицу – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

Пора прощаться и нам с Масленицей.

— Масленица — подкургузка, проводим тебя, будет грустно.

(хором) Прощай, Масленица.

— Мы блинками тебя кормили, суслом – бражкой тебя поили.

-5-

(хором) Прощай, Масленица.

— Давайте посмотрим еще одну репродукцию картины на стр. 66, «Петербургские балаганы» Расскажите, как веселились на Масленицу?

— И художники, и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.

(Слушаем «Русскую» И.Стравинского)

— Какой характер у этой музыки?

— Можно ли сказать, что по характеру она близка картинам художников?

III. Итог урока.

— Как по-другому народ называл Масленицу? (широкая, объедуха)

— Сколько дней длился праздник?

— Назовите эти дни.

— Почему именно блины – главное блюдо на Масленице?

IV. Домашнее задание.

Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная Масленица. А завтра? Завтра первый день Великого поста.

— Наверное, у каждого из вас найдется, за что попросить прощение у родителей, друзей, одноклассников. Попробуйте искренне, от души попросить у них прощение.

— А я сейчас приглашаю всех на чай с блинами. (Угощение гостей блинами)


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here