1класс Урок по теме: «Знакомство с ручными знаками ЗО и ВИ»
Цель урока: познакомить детей с ручным знаком ЗО, обозначающим пятую ступень и ручным знаком ВИ, обозначающим третью ступень мажорного лада.
Задачи:
основанные на личностных результатах:
-воспринимать образы родной природы
-воспитывать интерес к различным видам музыкально – практической деятельности
основанные на метапредметных результатах:
-овладевать различными способами учебной деятельности
-формировать умение планировать и контролировать действия
-готовность слушать собеседника и вести диалог
основанные на предметных результатах:
-научить отличать звуки ЗО и ВИ и чисто их интонировать.
-развивать музыкальный слух и творческие способности на примере импровизации стихотворения.
-дать представление о танце полька.
-развивать вокальные навыки при разучивании и исполнении песен.
Оборудование: учебник, картинки с изображением клоунов, лесенка – «звукоряд» с названием ручных знаков.
Ход урока.
1.Музыкальное приветствие.
2.Знакомство с новым материалом.
Два весёлых клоуна в гости к нам пришли,
Нотки к нам весёлые с собою принесли.
А ещё два шарика надувных у них.
Мы на нотной лесенке разместим их вмиг.
_________________________ ЗО
_________________________
_________________________ ВИ
1).Показ и исполнение ручных знаков.
Знакомьтесь — это клоун ЗО.
Показывается и интонируется ручной знак, обозначающий 5 ступень звукоряда.
— Познакомимся с этим звуком – пропоём его и покажем рукой (исполнение).
А это его лучший друг – звук ВИ.
Познакомимся и с этим звуком – пропоём его и тоже покажем рукой.
2).Работа со звукорядом – «лесенкой».
Наши новые знакомые расположились на лесенке. Посмотрите, где живёт ЗО и где живёт ВИ: кто из них находится выше?
Ребята, при пении по ручным знакам помните, что нельзя спешить с пением и показом ступеней. Движение руки должны быть неторопливыми, а переходы на следующую ступень плавными. Вы должны внутренне представлять себе ту ноту, которую собираетесь петь.
Исполнение ЗО (5 ступени) и ВИ (3 ступени) и показ ручных знаков ЗО – на уровне лица, ВИ – на уровне груди.
Дети вместе с учителем поют сочетание ЗО – ВИ (сверху – вниз и снизу – вверх)
Звуки – клоуны дружат с цветами радуги: ВИ – с жёлтым, а ЗО — с голубым цветом. Если вы встретите нотки голубого цвета, нужно петь звук ЗО, а если нотки жёлтого цвета, значит необходимо петь ВИ.
3).Пение по ручным знакам.
Коллективная работа.
— Отгадайте, пение какой птицы мы всегда узнаем и не спутаем с пением других птиц? Эта птица нарисована на странице 23 ваших учебников (кукушка).
— Песня кукушки короткая, состоит всего из двух звуков. Попробуем изобразить её с помощью известных вам ручных знаков ЗО и ВИ.
-Как нужно спеть ВИ – ЗО или ЗО – ВИ, чтобы получилось похоже на кукование птицы? (ЗО – ВИ).
-А сейчас послушайте стихотворение «Кукушка» Мусы Джалиля и скажите, какое настроение оно у вас вызвало и почему?
Тихо в лесу.
Лишь звучит в отдаленье
Птицы какой – то
Грустное пенье:
Ку – Ку! Ку – Ку!
Это кукушка кричит на опушке,
Сидя на высохшей дуба верхушке:
КУ – Ку! Ку – Ку!
Пела б кукушка весёлые песни,
Если б птенцы её были бы вместе:
Ку – Ку! Ку – Ку!
(стихотворение вызвало грустное настроение, ведь кукушка потеряла своих птенцов и тоскует по ним)
А сейчас мы это стихотворение сыграем как маленький спектакль. Я буду исполнять слова автора, а вы роль кукушки, подражая её пению на звуках ЗО и ВИ.
Продолжим рассматривать стр.23 ваших учебников. Что интересного вы видите?
(дети комментируют рисунки)
— Под каждой картинкой написаны слова и сочетания звуков ЗО и ВИ.
— Нарисовано условное обозначение «ладошки», а это значит, что нужно петь по ручным знакам.
Работа в группе.
Молодцы, вы очень внимательные и я хочу предложить поработать с этими картинками небольшими группами. Каждая группа должна пропеть написанную под картинкой мелодию, используя известные вам сочетания ЗО и ВИ.
Класс разбивается на 7 групп, и дети выполняют задание.
-Что было интересно при выполнении этого задания?
( у некоторых групп слова в задании состояли из двух слогов, а у некоторых их трёх)
( были разные сочетания звуков ЗО и ВИ)
Комментарий учителя.
Вы верно заметили, если в слове два слога, то и музыкальных звуков, исполняющих это слово, тоже будет два, а если в слове три слога, то и исполнять это слово будем тремя музыкальными звуками.
-Ребята, вы, наверное, устали. И наши гости – весёлые клоуны ЗО и ВИ — предлагают вам отдохнуть под музыку русского композитора М. И. Глинки, который жил и сочинял музыку два столетия назад. Сейчас вы услышите одно из произведений М. И. Глинки. Постарайтесь определить: что лучше всего делать под эту музыку?
3.Звучит «Полька» М. И. Глинки
(под эту музыку удобно танцевать)
— А кто из вас знает, как называется этот танец? (полька).
А вот весёлый танец — полька!
Считаем мы «раз – два» и только.
Чтоб не кружилась голова,
Под музыку считай «раз — два».
-Послушаем ещё раз польку и отметим хлопками каждый шаг, который услышим в звучащей пьесе.
-А теперь попробуйте исполнить танец, сопровождая музыку различными движениями.
(дети произвольно танцуют под музыку)
4.Музыкальная импровизация.
-Отгадайте загадку.
Он совсем не слышно на прогулку вышел.
Мокрым, мягким клювом постучал по крышам.
Полосатым следом прочертил окошко,
А пройдя, остался у меня в ладошках. (Дождик)
-Как вы думаете, если бы дождик умел петь, то какой бы была его песенка?
( грустная, потому что капли дождя напоминают слёзы, а иногда дождик может быть весёлый, когда стучит по крышам).
Сейчас каждый из вас вообразит себя дождиком и сочинит свою песенку на слова «кап, кап, кап, кап…». А какой она будет, решать только вам.
Дети импровизируют под стихотворение Б. Заходера «Дождик».
Дождик песенку поёт:
«Кап, кап, кап, кап…»
Только кто её поймёт?
«Кап, кап, кап, кап…»
А теперь мы разучим песню о дождике, которую написал настоящий композитор. Называется она «Капелька».
5.Разучивание песни «Капелька» музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.
6.Заключение.
Наш сегодняшний урок подходит к концу.
-Какие музыкальные произведения вы сегодня слушали («Полька» М. И. Глинки)
-А что исполняли сами? (песню «Капельки», сочиняли песенку дождика, пели по ручным знакам ЗО и ВИ)
7. Дома вам предстоит ещё раз с ними встретиться и выполнить задание №11 на стр. 9
Ну, а теперь, нашим новым знакомым пора домой, но мы не прощаемся с ними, а говорим: «До новых встреч». Исполним их, показывая каждый знак рукой.
(дети поют ЗО – ВИ, показывая рукой)