Жизнь и творчество В.А. Моцарта
(урок музыки в 5 классе)
Цель:
Обобщение и закрепление учебного материала по творчеству В.Моцарта в форме игры-конкурса.
Задачи:
1. Образовательные:
— закрепить и обобщить знания, умения, навыки, полученные на уроках по творчеству В. Моцарта (знать биографию, анализировать жанровое разнообразие музыки, особенности творчества композитора);
— закрепить знания музыкальной терминологии;
— определить знание основных тем музыкальных произведений и умение ориентироваться в нотном тексте произведений.
2.Развивающие:
— развивать музыкальный слух, память;
— развивать способность детей работать в группе.
3.Воспитательные:
— воспитывать интерес к творчеству В.Моцарта;
— воспитывать желание знакомиться с дополнительной музыкальной литературой.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Дети разбиты на две команды «Ценители» и «Поклонники».
На доске портрет В. Моцарта, высказывания о Моцарте.
-
Вступительное слово учителя.
Звучит музыка В.А. Моцарта «Симфония№40».
Чудная, божественная музыка. Это творение великого Моцарта. «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе. Есть также и другое высказывание — если о каком-то человеке хотят сказать, что у него незаурядные способности, то нередко произносят: «Гениален, как Моцарт». И я согласна с этим высказываем. Музыка этого композитора, который родился в середине 18 века, продолжает радовать нас и сегодня, почти три века спустя.
А вот какими вы стали ценителями и поклонниками творчества Моцарта, мы узнаем на уроке, который проведем в виде конкурса с участием двух команд: команда “Ценители” и команда «Поклонники».
-
Конкурсная программа.
1 тур – называется «256 лет назад»
Итак, мы начинаем наш турнир и совершаем путешествие в 18 век, чтобы почувствовать атмосферу того времени. Для этого проведем игру, в ходе которой вы будете прерывать мой рассказ словами: «256 лет назад» в том месте, где услышите ошибку.
Учитель: Мы с вами на родине В.А. Моцарта – в городе Вене…
Дети: 256 лет назад! (Зальцбург).
Учитель: Мы попали на концерт, который организовал отец Иоганн…
Дети: 256 лет назад! (Леопольд)
Учитель: На концерте выступает маленький Моцарт и его сестра Нанерль. На сцене стоит рояль…
Дети: 256 лет назад! (клавесин).
Учитель: Выходит высокий, розовощекий семилетний Вольфганг…
Дети: 256 лет назад! (мал ростом, худенький, бледный)
Учитель: Он одет в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, с пышной прической…
Дети: 256 лет назад! (в парике)
Учитель: Подошел к инструменту и начал играть музыку П. Чайковского.
Дети: 256 лет назад! (Чайковский жил в XIX веке)
Учитель: Маленький виртуоз исполнял сложные произведения на скрипке и органе, импровизировал на заданную тему. Мы испытали бурю восторга, удивление и восхищение. После концерта в зале выключили свет…
Дети: 256 лет назад! (в XVIII в. еще не было электричества).
Учитель: Молодцы, верно, исправили ошибки.
2 тур – «Крестики-нолики»
(команда получает 1 балл за каждый правильный ответ)
На доске:
При правильном ответе команда «Поклонников» ставит крестик, а «Ценители» — нолик.
-
Назовите полное имя В.А. Моцарта (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт)
-
Назовите годы жизни Моцарта (1756-1791)
-
Из предложенных портретов найти портрет В.А. Моцарта.
-
Как называется первое сочинение композитора? (Менуэт)
-
Почему Моцарта назвали чудо-ребенком 18 века? (Играл сложные произведения, импровизировал на заданную тему, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения)
-
Последнее сочинение В. Моцарта (Реквием)
-
История создания «Реквиема»
-
Приведите пример из жизни композитора о его гениальной музыкальной памяти. (
-
Звучит музыкальный фрагмент в исполнении Дмитрия, ваша задача – вспомнить и назвать музыкальное произведение.
3 тур – «Жанровое разнообразие»
Моцарт прожил всего 35 лет. За свою короткую жизнь он оставил огромное музыкальное наследство, им написано более 600 произведений различных жанров.
Ваша задача – определить, к какому жанру относится то, или иное музыкальное произведение.
1.Симфония
2.Опера
3.Реквием
4.Соната
Каждая команда одновременно поднимает карточку с цифрой правильного ответа.
(Время на обдумывание 30 секунд).
-
К какому жанру относится «Волшебная флейта»! (2)
-
Количество произведений этого жанра у Моцарта около 50! (1)
-
Это слово с латинского языка переводится «покой»! (3)
-
Количество произведений этого жанра у Моцарта равно 19! (2)
-
Жанр для одного или двух инструментов! (4)
Подводятся итоги 3 тура.
4 тур – «Музыкальный»
Сколько произведений мы слышим за свою жизнь и порой не знаем, кто их сочинил. Я предлагаю послушать песню.
Звучит «Колыбельная».
Эта колыбельная нам всем хорошо знакома, но мало кто знает, что это произведение Моцарта.
Следующее задание – исполнить «Колыбельную» Моцарта.
Музыкальная пауза.
Для вас еще один сюрприз – звучит детская песня, с которой вы хорошо знакомы. Да будет вам известно, что это гениальное произведение было написано маленьким Моцартом. Так что пишите музыку в любом возрасте, она всегда может оказаться бессмертной.
5 тур – «Итоговый»
Почему так возрастает интерес к творчеству Моцарта и будут ли слушать его произведения через 100 лет?
Пока дети думают над поставленным вопросом, Дмитрий подводит итоги турнира.
-
Итог урока
Музыка Моцарта звучит и трогает сердца слушателей более 200 лет.
Уникальный ребенок, который родился в Австрии, сначала удивил родных, потом императоров, а затем весь мир.
Известность и талант не принесли ему богатую жизнь. Великий композитор умер в нищете. Зато Моцарт – национальный бренд Австрии. Имя Моцарта стало крупной торговой маркой, его именем названы отели, цветы, конфеты, мягкая мебель, светильники, ручки. Музыка Моцарта не стареет. Мелодии до сих пор на слуху, а в рейтинге звонков для мобильных телефонов они даже составляют конкуренцию современным хитам. Кроме того, ученые рекомендуют играть Моцарта маленьким детям, чтобы они лучше развивались и коровам, чтобы они давали больше молока.
Моцарт – великий композитор и национальное достояние Австрии.
Я благодарю команду «Ценителей» и команду «Поклонников» за работу!
Любите!
Слушайте!
И восхищайтесь музыкой Моцарта!!!
Урок закончен! Всего доброго!