Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа-интернат № 7 VIII вида

станицы Казанской Краснодарского края

Конспект урока по столярному делу

в 7 классе.

Тема: Разметка и изготовление прямого сквозного шипа.

Подготовил и провел учитель ПТО

Дюкарев Е.М.

Цель: отработать прием изготовления элемента столярного шипового соединения – прямого сквозного шипа.

Задачи урока:

  1. Обучающая – закрепление теоретических знаний и умений при разметке и пилении древесины; учить планировать свою работу.

  2. Коррекционно-развивающая – развивать инициативу и самостоятельность, умение делать выводы, обеспечивать самоконтроль.

  3. Воспитательная — воспитывать трудолюбие, бережное отношение к инструменту, чувство ответственности за выполненную работу

Тип урока: комбинированный.

Материал: заготовка древесины лиственных пород.

Оборудование: Образец одинарного шипа, плакаты «Последовательность разметки шипа», «Последовательность изготовления шипа», презентация верстак, линейка, столярный угольник, рейсмус, карандаш, ножовка.

Ход урока.

  1. Организационно-подготовительная часть.

  1. Взаимное приветствие.

Сегодня в нашей стране состоится открытие 22 олимпийских зимних игр в городе Сочи. На этой олимпиаде спортсмены будут показывать высокие результаты, и чтобы их достичь нужно, быть трудолюбивым и целеустремленным. Давайте сегодня на уроке тоже будет хорошо трудиться, чтобы добиться желаемых результатов.

  1. Сообщение темы и целей занятия.

На прошлом занятии вы познакомились с угловым серединным соединением на шип одинарный сквозной. И сегодня на уроке вы изготовите одинарный шип — элемент углового серединного соединения деталей. Научитесь правильно делать разметку и отработаете прием изготовления шипа.

  1. Теоретическая часть.

Вспомните, что вы узнали и запомнили на прошлых уроках и ответьте на следующие вопросы.

— В каких изделиях применяется прямой сквозной шип?

(Швабра, оконная рама).

— Что такое шип? (Выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю гнезда соединяемой заготовки).

— Отчего зависит прочность углового серединного соединения деталей на сквозной шип? (От точности разметки и выполнения элементов соединения, то есть длина и ширина шипа должна равна длине и ширине гнезда, высота шипа – глубине гнезда).

— Как пользоваться столярным угольником при разметке? (При разметке колодка угольника должна плотно прилегать к стороне бруска).

— Каким инструментом вы будете изготавливать шип? (Ножовкой).

Разметка и запиливание шипов.

Прежде чем изготовить шип, вам нужно его разметить.

-Какие инструменты нам потребуются для разметки? (Для разметки шипа потребуются миллиметровая линейка, столярный угольник, рейсмус и карандаш).

Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед разметкой нужно обязательно проверить исправность разметочных инструментов и остро заточить карандаш. Только после контроля состояния инструментов можно приступать к разметке.

а) От торца откладываем по линейке длину шипа и наносим карандашом метку.

б) По угольнику и этой отметке проводим линии на всех четырех сторонах бруска.

в) Устанавливаем рейсмус на заданный размер (толщин шипа) и проводим риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце. г) Шип размечен.

После разметки приступаете к запиливанию шипа. Перед пилением брусок закрепляем в зажиме верстака. Во многом это определяется размерами заготовки. Запомните, что при запиливание шипа полотно инструмента должно проходить снаружи от рисок.

План запиливания шипа:

— подготовить пилу к работе.

— закрепить брусок в зажиме верстака.

— установить полотно пилы рядом с риской (с внешней стороны от неё).

— осторожно сделать первый короткий разрез.

— контролируя работу по линии разметки, запилить половину шипа.

— сделать такой же пропил с другой стороны шипа.

— перевернуть деталь в зажиме верстака и, повторяя предшествующие операции, закончить пропил до линии разметки.

Спиливание щечек. Спиливают щечки в стусле или закрепив брусок в зажиме верстака. При пилении инструмент следует держать немного наклонно от основания шипа. Сначала спиливают щечку с одной стороны шипа, а затем, перевернув брусок, с другой стороны. Но надо внимательно следить за тем, чтобы случайно не пропилить сам шип.

Опрос по теме «Правила безопасности при пилении».

— Какие требования предъявляются к инструменту? (Пила должна быть исправной и остро заточенной). – Где должна находиться левая рука? (На расстоянии от полотна ножовки.) – Как расположить инструмент после завершения пиления? (Зубьями от себя). – Чем удаляют опилки с рабочего места? (Щеткой-сметкой).

  1. Практическая работа.

  1. Вводный инструктаж. * Подготовка рабочего места, инструментов. * Разметка шипа. * Изготовление шипа.

  2. Текущий инструктаж.

Корректировка хода практической работы.

  1. Подведение итогов.

Рассказ учащихся о выполненной работе.

Вопросы: — Как выполняли разметку шипа? — Какими инструментами при изготовлении шипа вы пользовались? — Как закрепляют брусок при запиливании шипа? Показ лучших работ. Анализ допущенных ошибок. Выставление оценок.

Уборка мастерской дежурными.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here