Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №34 г. Томска
Тема: «Музыка в сказках»
5 класс
Учитель музыки:
Лиманова Елена Фёдоровна
2012г.
Тема урока: «Музыка в сказках»
Цели урока:
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;
Развивающая: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
Воспитательная: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи данного урока: музыка, литература
Методы:
Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Музыкальный материал: Ю.Чичков “Волшебный цветок”;Н.Римский –Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”; “Дорогою добра” — вокально – хоровая работа.
1.Организационный момент.
Ход урока.
Музыкальное приветствие
Учитель:
Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?”
— Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?
Звучит “Волшебный цветок”.
Учитель:
Вспомним, какими словами начинает поэт А.С.Пушкин поэму «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит… (слайд 2)
Вот так подчеркнул поэт близость песни (музыки) и сказки (литературы),их нерасторжимую связь.
— Любите ли Вы сказки?
— Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем.
Назовите сказки, в которых звучит музыка.
Дети: Ответы учащихся.
А какими же словами начинаются сказки?
Дети: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»
Учитель: Совершенно верно.
Послушайте небольшой фрагмент (слайд 3)
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут;
Туча по небу идет, бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там не по дням, а по часам.
Вы узнали, откуда эти строчки?
Дети: Да, эти строчки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Учитель: Правильно! Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение не только в литературе, но и в музыке. Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что даже сочинил оперу «Сказка о царе Салтане».
В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин. Римский – Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одним из самых знаменитых фрагментов оперы является симфоническая картина «Три чуда».
Слушание фрагмента оперы «Три чуда» Н.А.Римского-Корсакова
Учитель:
Ребята, подумайте, кто же исполняет симфоническую картину?
Дети: симфонический оркестр, (слайд 4)
Учитель: Верно. Давайте вспомним, какие же инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Дети отвечают: (струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые и ударные), (слайд 5)
Учитель: Правильно! Давайте вспомним, какие струнно-смычковые инструменты мы знаем? Я попрошу выйти ко мне четырех учеников и выбрать из карточек ту группу инструментов, которая относится к струнно-смычковым, деревянно-духовым, медно-духовым и ударным.
Выходят ученики и из карточек выбирают нужную группу инструментов.
Учитель: Давайте проверим, как справились ребята?. Молодцы, все правильно. Теперь мы можем отправиться в сказку и посмотреть на чудеса. Ребята, вы помните, какие три чуда были в сказке?
Дети: Белка, которая грызет золотые орешки и вынимает изумруды; тридцать три богатыря, выходящие из моря, чтобы беречь столицу князя Гвидона; и невиданной красоты царевна-лебедь.
Учитель: Правильно! Итак, первое чудо.
Дети читают: Белка песенки поет да орешки все грызет, А орешки не простые все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд; белку холят, берегут.
Слушание « Темы Белочки», (слайд 6)
У. Какую картину нам нарисовали поэт, художник и композитор?
Д. /Картину морской стихии/Созвучна ли она с музыкой? Что изобразила музыка? Что мы увидели в начале картины?
Д. /Музыка изображает движение волн, блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку и даже плач царицы./
У. А какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов?
Д. Рокот волн – мелодия струнных, то вздымается вверх, то снова падает.
Мерцание, блеск звёзд — звуки флейты, арфы, челесты (в переводе небесная)
Плывущая по волнам бочка — неуклюжая тема струнных, как будто «ворочается».
Стон и плач царицы — резкое звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Постепенно море утихает.
Какой характер музыки?
Учитель: ребята у вас на столе лежат цветные кружочки. Если вы считаете, что характер песенно-танцевальный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак, каков же характер музыки?
Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ.
Учитель: Правильно. Песенно-танцевальный. Почему? (Слайд 7)
Дети: звучит р.н.п. и в то же время можно танцевать.
Учитель: там еще другое диво: море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря, все красавцы удалые,
Великаны молодые, все равны как на подбор –
С ними дядька Черномор. (слайд 8)
Учитель: ребята, сейчас мы послушаем музыкальную тему богатырей, я прошу вас во время звучания музыки подирижировать, чтобы определить ее характер.
Слушание «Темы богатырей.»(слайд 9)
Учитель: ребята, какая группа инструментов рассказывала нам о мощи и силе богатырей?
Дети: звучали медно-духовые инструменты.
Учитель: Каков характер музыки? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку: под музыку эту проводят парад, чтоб в ногу шагал генерал и солдат.
Дети: это марш, а характер маршевый.
Д. В оркестровом сопровождении слышен грозный шум морского, прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.
У., Какие музыкальные инструменты нарисовали образы богатырей?
Д. Тембры труб и тромбонов, что придает мужественный характер.
Учитель: Правильно, молодцы!
Проводится физкультминутка «Хлопай-топай». (Слайд 11)
Мы танцуем «Хлопай-топай»
Утром, днем и вечером.
Лучший танец – «Хлопай-топай»,
Когда делать нечего.
Кем бы ни был ты – отличник
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте целый год!
Исходное положение – основная стойка. Приподнять правую ногу над полом; руки развести в стороны; хлопнуть в ладони под ногой. Далее то же самое с левой ногой.
Учитель:
Отдохнули, а теперь продолжим. 12
Последнее чудо в этой сказке – лебедь-птица, которая превратилась в прекрасную царевну.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Учитель: Послушаем музыкальную тему царевны. (Слайд 13)
У. Тембры каких музыкальных инструментов нам изобразили Царевну – Лебедь? Каков характер музыки?
Д. Сначала звучит гобой, т.к. его голос похож на голос птицы, а затем мы слышим струнные инструменты: скрипку, голос этого инструмента можно сравнить с голосом человека. Оркестр и арфа передают журчание воды.
У. Музыка рисует чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос: флейты, кларнеты, арфа. Тема Царевны-Лебедя создана из интонаций русских народных песен.
Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков. Вы уже знаете, что он был морским офицером, и удивительные картины океана во время кругосветного плавания остались в памяти у него навсегда.
Сначала композитор покажет нам образ птицы, плывущей по волнам, звуки оркестра будут изображать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь.
Учитель: ребята, как вы поняли, что лебедь превратилась в царевну?
Дети: музыка изменилась, она стала похожа на русскую песню.
Учитель: Правильно. Какой же характер этой музыкальной темы?
Дети: песенный. (Слайд 14)
Учитель: Молодцы! Вот мы и познакомились с музыкальными чудесами, все они разные, но все яркие и интересные. Наш урок сказочный и в заключение нашего урока, как гимн добру и сказкам, мы исполним с вами песню «Дорогою добра». (слайд 16)
Итог урока
Вывод (слайд 15)
Сказка и, правда, жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.
Песня (слайд 17)
3. Домашнее задание: нарисовать понравившийся Вам образ из сказки и оперы-сказки о царе Салтане. (слайд16)
– До свидания.
-
http://ru.wikipedia.org
-
http://www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/7.htm#37
-
http://tosoarabovetheground.5bb.ru/viewtopic.php?id=122
-
http://muzofon.com
-
http://www.musvid.net/muscat
-
УМК по программе «Музыка»5 кл. авторы Е.Д.Криткая, Г.П.Сергеева