Мажорики и минорики.(Музыкальное занятие соревнование).
Наглядно-демонстрационные материалы:
рисунки, синтезатор, раздаточный материал, запись на кассете, партитура песен, эмблема команд.
Вводная часть:
— Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Он у нас будет в виде игр и соревнований. Нас с вами ждет много всего интересного. А начнем мы вот с чего, ответим на вопросы:
Что такое музыка?
Где мы встречаем музыку?
От чего зависит настроение музыки?
Основная часть:
— Ребята, я вам предлагаю послушать сказку, и ответить на вопрос, т чего же зависит настроение музыки.
С давних времен живут в музыкальной стране Ладии два брата – лада. Крепко друг за друга держаться, но и поспорить любят.
— Мажор – радуется один, что значит – я больше тебя.
— Я Минор- грустит другой,- что значит я меньше тебя.
А почему больше, почему меньше если оба лада строятся из восьми одинаковых по названию звуков например: До, ре, ми, фа, соль, си, до.
А главное дело тут в расстоянии (интервале). У минора – интервал чуть меньше. У мажора – он чуть больше. И представьте себе этого чуть вполне достаточно, чтобы – смотрел светлым радостным взглядом на мир, а минор грустным, печальным.
По этому их можно легко узнать.
А вот еще может быть самая важная примета, по которой музыка узнается.
— И так ребята вы прослушали сказку: О чем она?
— Как звали братьев?
-Где они жили?
— Какой был мажор (минор)?
— Как вы думаете, кто важнее в музыке – мажор или минор, почему?
— Назовите уже изученные произведения, которые звучат грустно (весело)?
— Молодцы. Давайте закрепим все что прошли по нотной грамоте. А для этого разделимся на две команды: Мажорики и Минорики.А кто кем будет сейчас узнаем. Организация соревнований по командам.
Я прочитаю загадку, а чья группа угадает о каком ладе говорится, теми и будут:
Веселятся музыканты, улыбается дирижер.
Лад в котором мы играем называется … (мажор)
Если в нашей пьесе тучи, дождик льет во весь опор,
Этот лад, ужасно грустный, называется…(минор)
— Умнички получите эмблемы и приступим (раздача эмблем)
1) (Звучит запись в мажоре (миноре)дети должны определить по очереди, как звучит музыка).Л.В.Бетховен «Грустная. Веселая»
— Послушайте внимательно и определите как звучит музыка.
2) Хорошо ли мы знаем ноты?
— Я буду читать вам стихотворение «Семь енотов» и показывать вам ноты, а вы по очереди называйте их:
Раз в субботу 7 енотов
Во дворе учили ноты.
Дотянув на силу …(до)
Вытер пот один енот.
А второй дошел до …(ре)
Очень жарко во дворе.
Третий взять пытался …(ми)
Да попробуй кА возьми.
А4-что мне …(фа)
С двойкой может быть графа
Пятый взять пытался …(соль)
И вздохнул – не соль, а боль
А шестой засел на …(л)
И без ля стоит земля.
Лишь 7 дошел до …(си)
Да и тот совсем осип.
— Молодцы. А теперь все дружно споем ноты.
4)Для того чтобы подготовить наш голос к пения выполним упражнения.
Жила-была лягушка.(Губы растягиваются как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.
Тянем прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам!
Потяну – перетяну и нисколько не устану!) Однажды она заболела. И ей доктор – слоник(Подражаю я слону, губы хоботком тяну. А теперь их отпуская и на место возвращаю.) назначил ей в 9:00 («Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.) уколы(Язык как бы прокалывает то одну то другую щеки со звуком «м», «н».)И на удивление(«Ямочки» При зевоте разомкнуть зубы, образовать небольшую щель. Указательным пальцем зафиксировать положение рта) ей тало лучше. Этому обрадовались и лошадки(Поцокать языком громко, с убыстрением, от 10 до 20 секунд в верхнем, среднем, нижнем регистрах), и змейки(Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперед и убрать вглубь рта), и ворона («Ворона» Произносить звуки «Ка-а-а-ар» беззвучно и со звуком. Поднять как можно выше «шапочку» при хорошо открытом рте.) Все вместе они стали кататься на качелях (Рот открыт.Напряжённым языком тянуть поочередно к носу и подбородку).
-Свеча.(Дуть на воображаемую свечу сначала, тихо потом быстро)
_Каша.(Набрать в живот воздух и выдыхать через рот)
5) Игра «Живые звуки»
( Класс делится сначала на 3-4и5групп, каждая группа поет только одну ноту. Дирижер (один из детей) руководит «нотами» дает знак рукой одной группе – поется «до», покажет второй – поет «ре» .
6) Разучивание «7 подружек»
7) Загадки с названием нот
(Детям показываются рисунки с отгадками)
Вся семья тянула дружно овощ для здоровья нужный,
Старикам и детворе. Этот овощ с нотой «ре».(репка)
Желтый, круглый, вкусный очень
Фрукт из юга каждый хочет,
В этом фрукте слога три ,
В третьем слоге нота си. (Апельсин ).
Две ноты словно составляют,
Пусть никого не удивляют,
Что с этим сочетаньем нот
Нас познакомил огород. (Фасоль),
За обедом и за ужином,
С этой нотой крепко дружим мы,
Что мы сыплем в суп и щи?
Ну- ка в нотах поищи! (соль).
4) Где кто живет?
_______________
______________
________________
________________
________________
5)Перекличка слов с названиями нот по командам.
Домик Фасоль
Лягушка Фонарик
Медуза Синица
Фартук Мир
Домину Фамилия
Игра «Живые нотки»
(Предлагаются детям карточки: с одной стороны картинки рисунок, с другой – изображение нот. Дети смотрят на картинку, называют ноту, педагог поет соответствующий звук. Дети поют вместе с педагогом, а затем пропевают слово, изображенное на картинке.
-детям предлагается придумать слова на заданную ноту.
— педагог поет слова, дети поют ноту
— работа в подгруппах
-А теперь подумайте в каких еще словах встречаются ноты!
Ребусы «Угадай слово»
Имя (Оля)
Овощ (Фасоль)
— Кто кого?
— А теперь посоревнуемся в исполнении песен.
1.Праздник веселый .Д.Б.Кабалевский
2.Добрая школа моя
Завершающая часть:
-Молодцы. Наше задание – соревнование закончилось. Посмотрите сколько нот вы собрали, Сколько интересных заданий выполнили. В нашем соревновании победила Дружба. Всем спасибо, до свидания.
Домашнее задание:
Первого уровня:
Дома расскажите родителям о сегоднешнем уроке, о своих впечатлениях.