План-разработка открытого урока по музыке в 7 «б» классе
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема урока: Соната «Лунная» Людвига Вана Бетховена
Тип урока: изучение новой темы
Цель урока: учащиеся в конце урока должны уметь дать общую характеристику музыкальному произведению сонате «Лунная» Людвига Вана Бетховена
Задачи урока:
-
Прослушать музыкальное произведение соната «Лунная» Людвига Вана Бетховена
-
Познакомиться с основной схемой анализа музыкального произведения
-
Уметь анализировать по основной схеме музыкальное произведение на примере сонаты «Лунная» Людвига Вана Бетховена
Актуализация знаний:
Отработать музыкальные понятия «соната», «сюита», «симфония»
Ход урока
Оргмомент:
Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока Соната «Лунная» Людвига Вана Бетховена. Ее также называют «Лунная соната» (слайд 1)
В конце урока каждый из вас должен уметь дать общую характеристику музыкальному произведению сонате «Лунная» Людвига Вана Бетховена.
Давайте же вспомним, что такое «соната», «сюита» и «симфония» ?
Соната – жанр инструментальной музыки, написанный для 1 музыкального инструмента. Состоит из 3-х и более частей.
Сюита – жанр инструментальной музыки, написанный для нескольких музыкальных инструментов. Состоит из контрастирующих частей.
Симфония — жанр инструментальной музыки, написанный для оркестра. (слайд №2)
Правильно.
1.Знакомство с новым материалом.
Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор, пианист и дирижёр. Бетховен приобщился к музыке с раннего детства. Концертные выступления молодого Бетховена проходили с огромным успехом. (слайд 3)
«Лунная соната» является одним из величайших созданий композитора. «Лунная соната» изанчально называлась « Соната № 14» . Так назвал ее сам композитор, но после его смерти музыкальные критики назвали ее «Лунной». Почему же «Лунной» ? Так как многие музыканты ассоциируют ее с грустью, спокойствием и тайной одинокой луны. (слайд 4)
История создания «Лунной сонаты» Людвига вана Бетховена (слайд № 5)
Сейчас мы познакомимся с музыкальным произведением «Лунная соната». Мое пожелание -пусть каждый из вас не просто слушает мелодию, а представляет и видит в этих мелодиях различные образы, переживает настроению композитора.
А, сейчас, давайте, все расслабимся, закроем глаза и внимательно послушаем отрывок из 1 части «Лунной сонаты» Людвига вана Бетховена. (звучит музыка). Спасибо.
2. Познакомиться с основной схемой анализа музыкального произведения.
Ребята! Прежде чем начать анализировать «Лунную сонату», мы с вами познакомимся с основной схемой анализа музыкального произведения. По этой схеме вы можете дать характеристику любому музыкальному произведению.
Работа на доске:
Схема анализа музыкального произведения
-
настроение, характер музыки?_____________________________________________
-
ритм музыки?_____________________________________________________________________
-
звуковой диапазон в музыке?_______________________________________________
-
музыкальные инструменты ты слышишь?_____________________________________
-
образ ассоциируется с этой музыкой?______________________________________________________________________
Прежде чем начать анализ музыкального произведения мы разделимся на группы. По 4 человека. В каждой группе будут руководители – «дирижеры». Кто такиой «дирижер» — руководитель хора или оркестра. В 1-й группе___________
Во 2-й группе _____________ . Дирижер должен спросить мнение каждого. Написать общее мнение группы и представить классу .Так мы будем дальше работать.
Ребята! Я раздам вам листочки.Вы должны за 5 минут сделать анализ музыкального произведения,т.е. анализ «Лунной сонаты» по этой схеме. Приступайте. Время пошло.
( консультирую)
Работаю у доски.
Время прошло. Давайте начнем с 1-й группы. По пунктам — 1. Какое настроение, характер музыки?_____________________________________________ (все группы)
2.Какой ритм музыки?_____________________________________________________________________
Правильно. Молодцы! Мы все вместе дали характеристику музыкального произведения «Лунная соната» Людвига Вана Бетховена. Точно также каждый из вас может дать общую характеристику любому музыкальному произведению. Будь то соната, сюита или симфония. Работа в тетради. Запишите.
Множество интерпретаций (изменений) звучания «Лунной сонаты» было сделано с целью дать возможность прикоснуться к этому творению не только пианистам.
Вот пример вокальной интерпретации «Лунной сонаты» — это романс. Кто скажет что такое романс? Романс – жанр вокальной музыки, романтического характера. Правильно.
Давайте распоемся. По рядам
1-й ряд – А-я-э-е-е,
2-й ряд – О-е-о-е –е
3-й ряд – а-я-э-е-е.
Унисон — поем все вместе.
А-я-э-е-е,О-е-о-е –е, а-я-э-е-е.
Я раздам вам листочки с текстом романса «В лунном сиянье».
Романс «В лунном сеянье»
1.В лунном сиянье ранней весною,
Помнятся встречи, друг мой, с тобою.
Динь-динь-динь,динь-динь-динь-
Колокольчик звенел.
Этот звон, этот звон
О тебе говорит.
Давайте все вместе прочитаем. Послушайте мелодию. Попробуем спеть вместе. А теперь поем сами. Спасибо.Молодцы!.Давайте похлопаем друг другу.
-
Итог урока. Рефлексия.
Итак, ребята, мы с вами прошли 3 этапа (спрашиваем по одному)
-
1 этап — знание. Что мы с вами сегодня узнали нового на уроке? Познакомились с музыкальным произведением «Лунная соната» Людвига вана Бетховена
-
2 этап. – умение.Мы с вами сможем применить полученные знания на практике? Да.Каждый из нас может самостоятельно применить эту схему для анализа музыкального произведения.
-
3 этап – анализ. Научились анализировать музыкальное произведение на примере «Лунной сонаты» Людвига вана Бетховена.
Ребята! Наш урок подходит к завершению. Я хочу пригласить Сазонову Олю исполнить 1 часть «Лунной сонаты» Людвига вана Бетховена. (игра). Давайте еще раз внимательно послушаем мелодию «Лунной сонаты» .Давайте похлопаем Оле. Спасибо!
Запишите домашнее задание. Сделать красками зарисовки образов на музыку «Лунной сонаты» Людвига Вана Бетховена.Желательно включив музыку делать зарисовки.
Молодцы ребята, все работали хорошо. Оцените свою работу самостоятельно. На ваших листочках изображен нотный стан и ноты. Определите на какой ступени нотного стана вы находитесь –до-3, ми-4,соль-5. И сдайте листочки мне. Я хочу отметить руководителей -«дирижеров» и конечно Сазонову Олю. Этим ребятам я ставлю за урок оценку «5».
На этом наш урок закончен.Досвидания, ребята.
Лист самооценки – нотный стан
Оцени себя сам
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________