Белова Светлана Михайловна,
учитель музыки
высшей квалификационной категории
МОУ Белореченская СОШ
Усольского района
Иркутской области.
Проект урока по музыке в 1 классе
Программа «Музыка», авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Учебник для общеобразовательных учреждений авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина: «Музыка. 1 класс»,
Москва, «Просвещение», 2011г.
Тема: «Хоровод муз»
Тип урока: расширения и углубления знаний
Вид урока: традиционный
Цель урока: раскрыть характерные особенности песен и танцев разных народов мира.
Задачи:
-
рассмотреть своеобразие звучания музыки в зависимости от места ее пребывания;
-
освоить различие и сходство танцев народов мира;
-
накопление слушательского опыта.
Проблема урока: как можно услышать хоровод муз?
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
1. | Организационный момент | Приветствие «Здравствуйте» в игровой форме, установление рабочей обстановки. Упражнения на развитие певческого аппарата. | Дети рассаживаются по местам. Вместе с учителем приветствуют друг друга.
| Личностные: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
|
Посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку? | Проверяют наличие принадлежностей.
| Регулятивные: формирование навыков самоорганизации
| ||
2. | Повторение пройденного
| — На прошлом уроке узнали, что в мир музыки нас поведет фея… Муза. — Муза нам рассказала, что есть звуки музыкальные, а есть …(шумовые) Слайд 2. — Найдите звуки музыкальные и шумовые. Слайд 3. — Кто пишет музыку? Слайд 4 — Кто ее исполняет? Слайд 5 — Для кого пишется музыка? Слайд 6 — Кем мы были на прошлом уроке? — Давайте вспомним правила обращения с музыкой. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.
Определяют по слайду. | Регулятивные — формирование умения слушать вопросы и отвечать на них. Коммуникативные: — формирование умения слушать и понимать других, исправлять ошибки.
|
3. | Введение в тему урока.
| Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно с учащимися формулируют проблему урока. (напомнить правила общения с музыкой)
Слушание «Березка», рус. нар. хоровод
— Знакома ли вам эта музыка?
— Какие чувства она выражала?
— А что хотелось бы делать под эту музыку? — Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о…? | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.
— да, это русский хоровод «Березка». (произвольные ответы детей)
— танцевать.
— танцах! | Регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Личностные: развитие чувства сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов. Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя. |
4.
| Этап подготовки к усвоению нового материала. | — Откроем учебники на стр. 10 и все вместе прочитаем тему урока — «Хоровод муз». Слайд 7
| — работа с учебником;
| Регулятивные: выполняют действия в устной форме
|
Рассмотрите рисунки. Понять их нам помогут младшие сестры музыки – Музы. Они помогут вам лучше понять музыку. Одна из них любит больше петь, другая – танцевать. Муза, путешествуя с вами из страны в страну, будет раскрывать вам, слушателям, особенности песен и танцев разных народов мира. | — Рассматривают рисунки в учебнике, рассказывают своими словами | Познавательные: — развитие речи, — умение кратко формулировать мысль — умение обрабатывать информацию — развитие навыков самостоятельной работы с учебником.
| ||
— Что нам надо узнать сегодня на уроке? — А как мы можем это сделать?
| — как можно услышать хоровод муз? — послушать разные хороводы.
| Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Преобразовывают учебную задачу в практическую. | ||
5. | Этап усвоения новых знаний, продолжение работы по теме урока. | Если Музыка видит, что человек очень хочет познакомиться с ней, она отправляет к нему Музу в надежде, что та приведет человека к ней. Сегодня Музыка приглашает нас поучаствовать в хороводе Муз. Вам знакомо слово «хоровод»? Работа по учебнику (стр. 10), Слайды 8, 9, 10.
Хоровод – древний вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод – это всегда движение, чаще всего, по кругу. В нем соединяются пение, игра на каких-либо инструментах, игра, танец. Хоровод – слово греческого происхождения, в переводе означает – групповой танец с пением. Хоровод распространен у многих народов мира. Формы движения хоровода многообразны: круг, полукруг, цепочка, спираль. — Приведите примеры из жизни, когда вы танцевали в хороводе?
| Слушают учителя, работают с учебником.
Ответы детей | Познавательные: находят информацию в учебнике.
Познавательные: систематизация знания учащихся о понятии «хоровод».
Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге; уметь в рамках совместной учебной |
6. | Этап слушания русской народной песни-хоровода «Во поле береза стояла». | Используем приём «разыгрывания» песни – передача исполнителями характера и настроения музыки при помощи её инсценирования.
Объяснить правила вождения хоровода (плавные, равномерные маленькие шаги под музыку).
Звучит «Во поле береза стояла» (фрагмент) (инструментальная музыка). — Какой характер музыки? — Как будем танцевать? Звучит «Во поле береза стояла» Слайды 10-17 — Куда пригласила нас Муза? Где, в какой стране родилась такая музыка? — Муза предлагает послушать еще один хоровод. Звучит песня «Во поле береза стояла». — Что изменилось в этом хороводе?
— Поёт один человек или много? — А как называется большой коллектив певцов? — Молодцы! Обратите внимание, они поют слаженно, слушая друг друга. Такой коллектив исполнителей называют хором. Хор издавна был одним из действующих лиц спектакля в Древней Греции. Позже этим словом стали называть певческий коллектив. (На доске записываем слова: хор и хоровод.) — Ребята, обратите внимание, а есть что-то общее в написании слов хор и хоровод?
| С помощью учителя распределяют движения между группами детей.
Выполняют указания учителя.
Дают характеристику музыки. Отвечают на вопросы.
Дети танцуют русский хоровод.
— там звучала только музыка, а в этом хороводе поют. — много, поют все вместе. — хор. | Коммуникативные: формирование умения работать малых группах.
Познавательные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.
Познавательные: формировать умение сравнивать, анализировать. |
7. | Этап знакомства с хороводами разных стран. | Муза приглашает нас послушать еще один хоровод. Звучит «Хора», молдавский народный танец. Слайды 18, 19, 20, 21 — Похож этот танец на хоровод «Во поле береза стояла»? — Да, муза пригласила нас в страну Молдавию, где живут очень добрые, веселые, жизнерадостные люди. — И снова обратимся к учебнику. Еще одна Муза приглашает нас познакомиться с Грецией. Побывав там, она узнала историю о происхождении Муз. история Древней Греции рассказывает о том, что отцом Муз был главный древнегреческий бог Олимпа. Каждая из Муз покровительствовала одному из искусств – пению, танцу, театру. Любимым местом их пребывания была гора Парнас. Музы часто собирались здесь и водили хороводы. Вот почему Музыка предложила и нам поучаствовать в хороводе. Вероятно, она очень хотела, чтобы мы подружились с Музами. — Почему музыка хочет подружить нас с Музами?
— Любимый танец в Греции называется «Сиртаки». Сейчас мы будем слушать и исполнять музыку этого танца. Звучит «Сиртаки» Слайды 22, 23, 24, 25 (или видеофрагмент) | Выполняют действия слушателя. Отвечают на вопросы.
— она хочет, чтобы мы лучше узнали людей, которые живут в Греции.
Дети с учителем исполняют танец «Сиртаки». | Регулятивные: умение выполнять учебные действия в качестве слушателя. Личностные: формирование понимания настроения других людей. Эмоциональное отношение к искусству.
Познавательные: продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.
|
8. | Этап подведения итогов учебной деятельности | — Одинакова ли музыка русского хоровода и греческого танца «Сиртаки»? — Можем ли мы сказать, что музыка этого танца родилась в России? — Мы побывали во всех местах, куда пригласили нас Музы. Как вы думаете, зачем музыка пригласила нас в Россию, Грецию, Молдавию, познакомила с самыми любимыми танцами каждого народа? — А вы обратили внимание, что все танцы, с которыми мы сегодня познакомились, исполнялись вместе? Как вы думаете, почему? Вывод: Хоровод Муз объединяет непохожие друг на друга музыкальные образы, делает понятным без перевода музыкальный язык разных стран и народов. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.
— каждый народ хочет рассказать о своей стране, показать ее красоту через музыку. — каждый народ хочет показать, что он очень дружен, поэтому танцы исполнялись всеми вместе. | Познавательные: умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями. Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию.
Познавательные: формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения.
|
9. | Этап вокально-хоровой работы | Учитель предлагает спеть песню по желанию детей. | Исполнение песни «Отчегочки, почемучки», музыка А. Варламова.
| Коммуникативные: умение петь в хоре, не выкрикивая, слушая друг друга. |
10 | Этап информации о домашнем задании. | Нарисовать рисунки к музыке русского хоровода «Во поле береза стояла». | Запоминают домашнее задание.
| Коммуникативные: умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге. Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. |
11 | Итоговый этап рефлексии учебной деятельности. | — Можете ли вы назвать тему урока? Слайд 26 — Вам было легко на уроке или были трудности? — Что на уроке показалось самым интересным и почему? — Что понравилось на уроке? — Что дома расскажете маме? — С каким настроением уходите с урока?
Благодарит учащихся за активную плодотворную работу, предлагает оформить солнышко с лучиками, смайликами настроения. |
На солнечные лучики приклеивают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют настроению | Познавательные: формирование умения излагать свою точку зрения.
Личностные: интерес к различным видам творческой деятельности. |