Белова Светлана Михайловна,

учитель музыки

высшей квалификационной категории

МОУ Белореченская СОШ

Усольского района

Иркутской области.

Проект урока по музыке в 1 классе

Программа «Музыка», авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Учебник для общеобразовательных учреждений авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина: «Музыка. 1 класс»,

Москва, «Просвещение», 2011г.

Тема: «Хоровод муз»

Тип урока: расширения и углубления знаний

Вид урока: традиционный

Цель урока: раскрыть характерные особенности песен и танцев разных народов мира.

Задачи:

  1. рассмотреть своеобразие звучания музыки в зависимости от места ее пребывания;

  2. освоить различие и сходство танцев народов мира;

  3. накопление слушательского опыта.

Проблема урока: как можно услышать хоровод муз?

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1.

Организационный момент

Приветствие

«Здравствуйте» в игровой форме, установление рабочей обстановки.

Упражнения на развитие певческого аппарата.

Дети рассаживаются по местам. Вместе с учителем приветствуют друг друга.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку?

Проверяют наличие принадлежностей.

Регулятивные:

формирование навыков самоорганизации

2.

Повторение пройденного

— На прошлом уроке узнали, что в мир музыки нас поведет фея… Муза.

— Муза нам рассказала, что есть звуки музыкальные, а есть …(шумовые)

Слайд 2.

— Найдите звуки музыкальные и шумовые. Слайд 3.

— Кто пишет музыку? Слайд 4

— Кто ее исполняет? Слайд 5

— Для кого пишется музыка? Слайд 6

— Кем мы были на прошлом уроке?

— Давайте вспомним правила обращения с музыкой.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Определяют по слайду.

Регулятивные

— формирование умения слушать вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные:

— формирование умения слушать и понимать других, исправлять ошибки.

3.

Введение в тему урока.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно с учащимися формулируют проблему урока. (напомнить правила общения с музыкой)

Слушание «Березка», рус. нар. хоровод

Знакома ли вам эта музыка?

— Какие чувства она выражала?

— А что хотелось бы делать под эту музыку?

— Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о…?

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

— да, это русский хоровод «Березка».

(произвольные ответы детей)

— танцевать.

— танцах!

Регулятивные:

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Личностные: развитие чувства сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя.

4.

Этап подготовки к усвоению нового материала.

— Откроем учебники на стр. 10 и все вместе прочитаем тему урока — «Хоровод муз». Слайд 7

— работа с учебником;

Регулятивные:

выполняют действия в устной форме

Рассмотрите рисунки. Понять их нам помогут младшие сестры музыки – Музы. Они помогут вам лучше понять музыку. Одна из них любит больше петь, другая – танцевать. Муза, путешествуя с вами из страны в страну, будет раскрывать вам, слушателям, особенности песен и танцев разных народов мира.

— Рассматривают рисунки в учебнике, рассказывают своими словами

Познавательные:

— развитие речи,

— умение кратко формулировать мысль

— умение обрабатывать информацию

развитие навыков самостоятельной работы с учебником.

— Что нам надо узнать сегодня на уроке?

— А как мы можем это сделать?

— как можно услышать хоровод муз?

— послушать разные хороводы.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Преобразовывают

учебную задачу в практическую.

5.

Этап усвоения новых знаний, продолжение работы по теме урока.

Если Музыка видит, что человек очень хочет познакомиться с ней, она отправляет к нему Музу в надежде, что та приведет человека к ней.

Сегодня Музыка приглашает нас поучаствовать в хороводе Муз. Вам знакомо слово «хоровод»?

Работа по учебнику (стр. 10), Слайды 8, 9, 10.

Хоровод – древний вид искусства, который есть у каждого народа.

Хоровод – это всегда движение, чаще всего, по кругу. В нем соединяются пение, игра на каких-либо инструментах, игра, танец.

Хоровод – слово греческого происхождения, в переводе означает – групповой танец с пением. Хоровод распространен у многих народов мира. Формы движения хоровода многообразны: круг, полукруг, цепочка, спираль.

— Приведите примеры из жизни, когда вы танцевали в хороводе?

Слушают учителя, работают с учебником.

Ответы детей

Познавательные: находят информацию в учебнике.

Познавательные: систематизация знания учащихся о понятии «хоровод».

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге; уметь в рамках совместной учебной
деятельности слушать других, высказывать свою
точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни.

6.

Этап слушания русской народной песни-хоровода «Во поле береза стояла».

Используем приём «разыгрывания» песни – передача исполнителями характера и настроения музыки при помощи её инсценирования.

Объяснить правила вождения хоровода (плавные, равномерные маленькие шаги под музыку).

Звучит «Во поле береза стояла» (фрагмент)

(инструментальная музыка).

— Какой характер музыки?

— Как будем танцевать?

Звучит «Во поле береза стояла»

Слайды 10-17

— Куда пригласила нас Муза? Где, в какой стране родилась такая музыка?

— Муза предлагает послушать еще один хоровод.

Звучит песня «Во поле береза стояла».

— Что изменилось в этом хороводе?

— Поёт один человек или много?

— А как называется большой коллектив певцов?

— Молодцы! Обратите внимание, они поют слаженно, слушая друг друга. Такой коллектив исполнителей называют хором. Хор издавна был одним из действующих лиц спектакля в Древней Греции. Позже этим словом стали называть певческий коллектив.

(На доске записываем слова: хор и хоровод.)

— Ребята, обратите внимание, а есть что-то общее в написании слов хор и хоровод?

С помощью учителя распределяют движения между группами детей.

Выполняют указания учителя.

Дают характеристику музыки.

Отвечают на вопросы.

Дети танцуют русский хоровод.

— там звучала только музыка, а в этом хороводе поют.

— много, поют все вместе.

— хор.

Коммуникативные:

формирование умения работать малых группах.

Познавательные:

учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Регулятивные:

развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные:

формирование умения строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.

Познавательные: формировать умение сравнивать, анализировать.

7.

Этап знакомства с хороводами разных стран.

Муза приглашает нас послушать еще один хоровод.

Звучит «Хора», молдавский народный танец.

Слайды 18, 19, 20, 21

— Похож этот танец на хоровод «Во поле береза стояла»?

— Да, муза пригласила нас в страну Молдавию, где живут очень добрые, веселые, жизнерадостные люди.

— И снова обратимся к учебнику. Еще одна Муза приглашает нас познакомиться с Грецией. Побывав там, она узнала историю о происхождении Муз. история Древней Греции рассказывает о том, что отцом Муз был главный древнегреческий бог Олимпа. Каждая из Муз покровительствовала одному из искусств – пению, танцу, театру. Любимым местом их пребывания была гора Парнас. Музы часто собирались здесь и водили хороводы. Вот почему Музыка предложила и нам поучаствовать в хороводе. Вероятно, она очень хотела, чтобы мы подружились с Музами.

— Почему музыка хочет подружить нас с Музами?

— Любимый танец в Греции называется «Сиртаки».

Сейчас мы будем слушать и исполнять музыку этого танца.

Звучит «Сиртаки» Слайды 22, 23, 24, 25

(или видеофрагмент)

Выполняют действия слушателя. Отвечают на вопросы.

— она хочет, чтобы мы лучше узнали людей, которые живут в Греции.

Дети с учителем исполняют танец «Сиртаки».

Регулятивные: умение выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Личностные:

формирование понимания настроения других людей. Эмоциональное отношение к искусству.

Познавательные: продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

8.

Этап подведения итогов учебной деятельности

— Одинакова ли музыка русского хоровода и греческого танца «Сиртаки»?

— Можем ли мы сказать, что музыка этого танца родилась в России?

— Мы побывали во всех местах, куда пригласили нас Музы. Как вы думаете, зачем музыка пригласила нас в Россию, Грецию, Молдавию, познакомила с самыми любимыми танцами каждого народа?

— А вы обратили внимание, что все танцы, с которыми мы сегодня познакомились, исполнялись вместе? Как вы думаете, почему?

Вывод: Хоровод Муз объединяет непохожие друг на друга музыкальные образы, делает понятным без перевода музыкальный язык разных стран и народов.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

— каждый народ хочет рассказать о своей стране, показать ее красоту через музыку.

— каждый народ хочет показать, что он очень дружен, поэтому танцы исполнялись всеми вместе.

Познавательные: умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями.

Коммуникативные:

формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные:

формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

9.

Этап вокально-хоровой работы

Учитель предлагает спеть песню по желанию детей.

Исполнение песни «Отчегочки, почемучки», музыка А. Варламова.

Коммуникативные: умение петь в хоре, не выкрикивая, слушая друг друга.

10

Этап информации о домашнем задании.

Нарисовать рисунки к музыке русского хоровода «Во поле береза стояла».

Запоминают домашнее задание.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге.

Познавательные:

соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

11

Итоговый этап рефлексии учебной деятельности.

— Можете ли вы назвать тему урока?

Слайд 26

— Вам было легко на уроке или были трудности?

— Что на уроке показалось самым интересным и почему?

— Что понравилось на уроке?

— Что дома расскажете маме?

— С каким настроением уходите с урока?

Благодарит учащихся за активную плодотворную работу, предлагает оформить солнышко с лучиками, смайликами настроения.

На солнечные лучики приклеивают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют настроению

Познавательные:

формирование умения излагать свою точку зрения.

Личностные:

интерес к различным видам творческой деятельности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here