«Согласовано» Руководитель МО _____________ / Пчелова Е.В. Протокол № _____ от «___»____________ 2012 г.
| «Согласованно» Заместитель руководителя по УВР МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2012 г.
| «Утверждено» Директор МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Герман М.А. Приказ № _____ от «___»___________ 2012 г.
|
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по музыке
3 «Б» класс
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2012 г.
2012 – 2013 уч. год
Музыка 3 класс
(1 ч в неделю — 34 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (2004 г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» — Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека.
Изучение музыки в 3 классе направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе — формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки:
-
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края;
-
развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке;
-
формирование опыта музицирования;
-
обучение хоровому исполнительству;
-
развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа;
-
поддерживать желание детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.
В данный УМК входят:
Учебник «Музыка» 3 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Рабочая тетрадь «Музыка» 3 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Методическое пособие «Методика работы с учебниками «Музыка» 1- 4 классы» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Содержание программы
3 класс (34 ч)
Раздел «Россия — Родина моя». Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел «О России петь — что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Фольклорный раздел — «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы — гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел «В музыкальном театре». Музыкальные темы — характеристики главных героев. Интонационно — образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
-
Слова и мелодию Гимна России;
-
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
-
Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
-
Названия изученных жанров и форм музыки;
-
Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);
-
Названия изученных произведений и их авторов;
-
Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
-
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
-
Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
-
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
-
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
-
Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;
-
Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
-
Исполнения знакомых песен;
-
Участие в коллективном пении;
-
Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
-
Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
Количество часов |
| № п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | |
1 четверть | 9 |
| 1 | Россия – Родина моя | 5 |
2 четверть | 7 |
| 2 | День, полный событий | 4 |
3 четверть | 10 |
| 3 | О России петь – что стремиться в храм | 7 |
4 четверть | 8 |
| 4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 |
Итого | 34 |
| 5 | В музыкальном театре | 6 |
|
|
| 6 | В концертном зале | 4 |
|
|
| 7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 4 |
|
|
|
| Итого | 34 ч. |
Календарно – тематическое планирование
Дата проведения | Тема урока | Основные термины и понятия | Музыкальные произведения | ||
План. | Факт. | ||||
1 четверть (9 ч) | |||||
Россия – Родина моя (5 ч) | |||||
1 |
|
| Мелодия — душа музыки. | Мелодия. Песенность. Симфония. Лирический образ. | П.Чайковский. Симфония № 4 2-я часть.
|
2 |
|
| Природа и музыка. | Романс. Певец — солист. Мелодия. Аккомпанемент. Музыка и поэзия. Пейзаж. Лирика. | П.Чайковский. Благословляю вас, леса. Н.Римский — Корсаков. Звонче жаворонка пенье. Г.Свиридов. Романс. Из муз. иллюстр. «Метель». М. Глинка «Жаворонок» |
3 |
|
| Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. | ||
4 |
|
| Виват, Россия! Наша слава — Русская держава. | Кант. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня — марш. Хор. Куплет. Кантата. Набат. Вступление. Трёхчастная форма. Опера. Хоровая сцена. Певец -солист. | Канты «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский» С. Прокофьев, «Александр Невский» М. Глинка, «Иван Сусанин». Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!» Песни о Родине.
|
5 |
|
| Образы защитников Отечества в музыке. | ||
День, полный событий (4 ч) | |||||
6 |
|
| Образы утренней природы в музыке | Музыкальный пейзаж. Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность. | П. Чайковский «Колыбельная», Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ «Заход солнца». |
7 |
|
| Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | Скороговорка. Выразительность. Изобразительность. Контраст. | С.Прокофьев. Болтунья. С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта-девочка. С.Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление. Па-де-шаль. Урок танца. Вальс и полночь. |
8 |
|
| Детские образы
| Мелодия. Речитатив. Соло. Интонационная выразительность. Песенность. Маршевость. Танцевальность. Фортепиано. Солист. Аккомпанемент. | М. Мусоргский. «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». М. Мусоргский. «Прогулка»,«Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома». |
9 |
|
| Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий». | Музыкальный пейзаж. Песенность, танцевальность. Выразительность. Изобразительность. | М. Мусоргский. «Вечерняя песня». |
2 четверть (7 ч) | |||||
О России петь — что стремиться в храм (7 ч) | |||||
10 |
|
| Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | Прелюдия. Тропарь. Куплет. Припев. Интонационно — образный анализ. Определение жанра кантаты. | «Мама» из вокально — инструментального цикла «Земля» В. Гаврилин. «Богородице Дево, радуйся», С. Рахманинов. №6 из «Всенощной» Тропарь иконе Владимирской Божией Матери Ф. Шуберт. «Аве Мария» Современные песни о маме. |
11 |
|
| Древнейшая песнь материнства. | ||
12 |
|
| «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | ||
13 |
|
| Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. | Хор. Величания. Традиции. | Л.Уэббер. «Осанна», хор из рок — оперы «Иисус Христос – суперзвезда. А. Гречанинов «Вербочки», Р. Глиэр. «Вербочки». |
14 |
|
| Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. | Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Молитва. Величание. Баллада. | Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире» слова А. Толстого. |
15 |
|
| О России петь — что стремиться в храм | Тембры колоколов. Названия колокольных звонов. | |
16 |
|
| Обобщающий урок. Музыка на Новогоднем празднике. |
| Новогодние песни |
3 четверть (10 ч) | |||||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) | |||||
17 |
|
| Жанр былины. | Былина. Певец — сказитель. Гусли. Былинный напев. Подражание гуслям. Повтор. Распевы.
| «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Н. Римского — Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина). Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко» Н. Римский — Корсаков. Третья песня Леля, хор из пролога оперы «Снегурочка». |
18 |
|
| Певцы русской старины | ||
19 |
|
| Сказочные образы в музыке | ||
20 |
|
| Народные традиции и обряды. Масленица | Народные традиции. Повтор. Контраст. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Песенки-заклички. | Встреча весны. Масленичные и весенние песенки -заклички. Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Хор «Проводы Масленицы». |
В музыкальном театре (6 ч) | |||||
21 |
|
| Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка. | Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Опера. Симфонический оркестр. Миф. Лира. Шествие. Каватина. Тенор. | М.Глинка. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. |
22 |
|
| Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика». | К. Глюк. «Орфей и Эвридика». | |
23 |
|
| Опера Н. А. Римского — Корсакова «Снегурочка» | Н. Римский – Корсаков. «Снегурочка», фрагменты из оперы. | |
24 |
|
| Опера Н. А. Римского — Корсакова «Садко» | «Океан – море синее», вступление к опере «Садко» Н.Римский – Корсаков. | |
25 |
|
| Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского | Определение балета, балерина, танцор. Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие. | П.Чайковский. «Спящая красавица», фрагменты из балета. |
26 |
|
| Мюзикл как жанр лёгкой музыки. | Современные интонации и ритмы. Мюзикл. | А.Рыбников. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. Р. Роджерс. «Звуки музыки». |
4 четверть (8 ч) В концертном зале (4 ч.) | |||||
27 |
|
| Жанр инструментального концерта. Выразительные возможности флейты, скрипки. | Деревянные духовые инструменты. Старинная и современная музыка. Скрипач. Виртуоз. | П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Народная песня в Концерте. Л. Бетховен. Симфония №3 («Героическая») фрагменты, Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. |
28 |
|
| Жанры музыки: симфоническая сюита | Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость. | «Пер Гюнт», фрагменты из сюиты №1 и сюиты №2 Э. Григ. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». |
29 |
|
| Симфония № 3 («Героическая») Л. Бетховена. | Симфония. Дирижёр. Маршевость. Песенность. Контраст. Финал. Тема. Вариации. | Симфония №3 («Героическая») фрагменты |
30 |
|
| Мир Л. Бетховена. | Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад. | Л. Бетховен. Финал Симфонии № 3. «Контрданс», «К Элизе», «Весело, грустно». «Сурок». Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч.) | |||||
31 |
|
| Джаз — музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. | Джаз. Импровизация. Ритм. Известные джазовые музыканты — исполнители. Джаз-оркестр. | «Чудо-музыка» Д. Кабалевский, «Острый ритм» Дж. Гершвин, «Камертон», норвежская народная песня. |
32 |
|
| Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. | Сюита, симфония, балет, контата. Особенности стиля композитора | «Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.Свиридов. «Снег идёт» из «Маленькой кантаты» Г. Свиридов. |
33 |
|
| Мир композиторов. | Г. Свиридов (маленькие кантаты) и С. Прокофьев («Шествие солнца»). | |
34 |
|
| Прославим радость на земле. Обобщающий урок. | Л. Бетховен. Ода «К радости» из Симфонии № 9. В.А. Моцарт. «Слава солнцу, слава миру!» канон. В.А. Моцарт. Симфония №40 фрагмент финала. |