МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИТЯНАЯ ГРАФИКА
Учебная программа
курса по выбору в предпрофильной подготовке учащихся 9 классов
Автор составитель: учитель технологии
МАОУ СОШ №55
Юсупова Гузалия Хасановна
Набережные Челны 2010
Пояснительная записка
Курс «Нитяная графика» может быть использован не только в качестве элективного, но и как один из видов деятельности при изучении раздела «Художественная обработка материалов» в образовательной области «Технология» 5-8 классов.
По направленности курс носит межпредметный характер, так как он не только углубляет технологические знания и умения, но и реализует широкие содержательные связи с уроками изобразительного искусства, черчение, геометрии. Курс может быть использован не только для девочек, но и для мальчиков.
Элективный курс «Нитяная графика» рассчитан на 12 учебных часов и включает в себя теоретическую и практическую части.
В теоретической части учащиеся получают сведения об истории творчества, информацию по материаловедению, об основах композиций, техники вышивания. В практической части курса учащиеся осваивают технологические приемы вышивания. Необходимым элементом курса является выполнение творческого проекта. Содержание курса. Ориентированно на развитие эмоциональной сферы и эстетических чувств подростков через созерцание.
Цели курса:
-
подготовка учащихся к осознанному выбору направления дальнейшего образования;
-
развитие творческого потенциала учащихся;
-
расширение кругозора учащихся в области декоративно-прикладного искусства.
Основные задачи курса:
-
ознакомление учащихся с основами техники изонити;
-
развитие абстрактного мышления, плоскостного моделирования;
-
развитие чувства цвета, композиции;
-
развитие воображения и образного мышления в сочетании с аналитическим подходом к решению творческих задач.
Формы и методы проведения занятий:
-
иллюстративный;
-
практическая работа;
-
демонстрация изделия;
-
индивидуальная форма художественного творчества;
-
проектная деятельность.
Освоив содержание курса, учащиеся должны знать:
-
историю развития вышивки;
-
технологию выполнения вышивки;
-
приемы безопасной работы с инструментами, требования к организации рабочего места;
уметь:
-
правильно организовывать рабочее место;
-
правильно выполнять технику изонити;
-
применять безопасные приемы работы.
Основные способы оценивания результативности учащихся:
-
рейтинговые оценки;
-
выполнение заданий;
-
защита проекта.
Учебно-тематический план
Наименование темы | Всего часов | В том числе | ||
Теоретическое | Практическое | |||
1. | Изонить как вид художественного творчества. Инструменты и материалы для работы в технике изонити | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Основные приемы техники изонити | 4 | 1 | 3 |
3. | Выполнение творческого проекта | 5 | 1 | 4 |
4. | Выставка творческих работ, их обсуждение | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 12 | 3,5 | 8,5 |
Тема 1. Изонить как вид художественного творчества. Инструменты и материалы для работы в технике изонити – 1 час (0,5ч. теории, 0,5 практики).
Основные направления декоративно-прикладного искусства. Истоки творчества изонити. Изонить в дизайне интерьера. Основное оборудование: инструменты и приспособления. Культура труда. Безопасные приемы труда. Основные сведения о материалах и их свойствах.
Практическая работа. Просмотр, анализ и сравнение наглядных пособий (открыток, панно, декоративных композиций). Организация рабочего места. Подготовка инструментов, приспособлений материалов к работе.
Тема 2. Основные приемы техники изонити – 4 час (1ч. теории, 3ч. практики).
Подготовка к работе с изонитью. Последовательность заполнения угла. Последовательность заполнения окружности.
Практическая работа. Подготовка основы. Нанесение рисунка на картон. Нанесение разметки для дырочек, прокалывание дырочек по разметке. Освоение приемов заполнения угла и окружности.
Тема 3. Выполнение творческого проекта – 5 час (1ч. теории, 4ч. практики).
Основы композиции. Виды орнаментов. Закономерности орнаментальных построений. Понятие о ритме. Симметричные и ассиметричные композиции, их построение. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Выбор темы проекта. Разработка проекта с учетом функционально-эстетических, экономических, экологических требований. Выполнение проекта с учетом разработанных требований
Практическая работа. Выполнение проекта в технике изонити.
Тема 4. Выставка творческих работ, их обсуждение – 2 час (1ч. теории, 1ч. практики).
Приемы оформления готовых работ. Критерии оценки изделий.
Практическая работа. Оформление выставки работ и их обсуждение.
ТЕЗАУРУС
Дизайн — [от англ. design – проектировать, конструировать] – художественное конструирование предметов.
Декоративно-прикладное искусство — вид искусства, имеющий свою декоративную образность и особый художественный смысл.
Интерьер — [от фр. intérieur – внутренний] – архитектурно и художественное оформление, внутреннее помещение здания.
Композиция — [от лат. compositio – сочинение, составление] – конкретное построение, внутренняя организация произведения, подбор группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое.
Колорит — [от лат. color – цвет] – общий характер сочетание цветов в многокрасочном произведении искусства.
Панно — [от фр. panneau – часть стены потолка] – обрамленная лепниной, обрамленная орнаментом и украшенная живописным или скульптурным изображением, специальная картина, оформляющая стену или потолок.
Ритм — 1) чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью; 2) закономерное чередование элементов в орнаменте.
Стиль — идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного времени.
Стилизация — подчинение художественного изображения условным орнаментальным формам.
Орнамент — узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов.
Узор — рисунок, представляющий собой определенное переплетение линий, фигур, сочетаний красок, различных цветов.
Эскиз — предварительный рисунок.
Литература
-
Архангельская М. Вышивка по картону // Школа и производство. – 1996. — №3. с. 58.
-
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках / Р.А. Гильман. – М., 1993.
-
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников / Н.Н.Гусарова. – СПб., 2000.
-
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками / М.И. Нагибина. – Ярославль, 1997.
-
Путилова Н.А. Снова об изонити // Школа и производство — 1999. — № 2. с. 63.
-
PC CD rom (компакт-диск) Изонить вышивка по картону / Alisa Studio. – 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://wiki.iteach.ru/index.php/Нитяная_графика