Соколова Наталья Григорьевна
Учитель музыки
МБОУ СОШ№1
пгт Чердаклы Ульяновской области
класс:5
Рабочая программа по музыке авт. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 5-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.:«Просвещение»,2011 в соответствии с ФГОС 2 поколения,
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
— Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса– М.: Просвещение, 2013.
— Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 5– М.: Просвещение, 2013.
— Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение
— Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: — развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
— освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
— овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Результаты изучения предмета «Музыка»
Личностные результаты:
-
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
-
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
-
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
-
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
-
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
-
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Организационные формы обучения |
Система контроля |
Д/З | Дата | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
| план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Что роднит музыку с литературой | 1 | Вводный | Знать:
Уметь выявлять связи музыки и литературы | Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуация Развивать умения «слышать другого | . формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ музыкальном | Фронтальная Групповая | -Проверочный | с. 6-8 |
|
|
2-4 | Вокальная музыка | 3 | Расширение и углубление знаний | Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:
|
|
| Фронтальная Групповая | Текущий | с.10-13; |
|
|
Фольклор в музыке русских композиторов | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | Интонационно- образный анализ музыки. Развивать умения «слышать другого | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
| . Фронтальная Групповая индивидуальная | Проверочный | с.18-21 |
|
| |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка. Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки | Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
| . Фронтальная Групповая индивидуальная | Текущий | с.22-23 |
|
|
8-9 | Вторая жизнь песни | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь | определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством | . Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
| Фронтальная Групповая индивидуальная | Коррекции | с.28-29 |
|
|
«Всю жизнь мою несу родину в душе…» | 1 | Расширение и углубление знаний | Знать значение колокольного звона в жизни человека. Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи | Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
| Фронтальная Групповая индивидуальная | Коррекции | с.30-33 |
|
| |
1113 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 3 | Расширение и углубление знаний | Знать:
основные события из жизни и творчества композиторов |
| Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Фронтальная Групповая индивидуальная | Текущий | с.38-40 Чтение сказки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка» |
|
|
14 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | 1 | Расширение и углубление знаний | Знать:
понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям |
| . формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия | Фронтальная групповая | Текущий | с.48-49 |
|
|
Опера-былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко» | 1 | Расширение и углубление знаний | Знать сюжет (либретто) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности | —Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями | — формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия | Фронтальная групповая | Коррекции | с. 52,56 |
|
| |
16 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 | Расширение и углубление знаний | Знать:
понятия: балет, солист- танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности |
|
| Фронтальная групповая | Текущий | с. 58,62 |
|
|
17 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства |
| освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; | Фронтальная групповая | Текущий | с.64-65 |
|
|
18 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 1 | Расширение и углубление знаний | Знать:
Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов |
—
| освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; | Фронтальная групповая | Текущий | с. 68-70 |
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | ||||
|
|
|
| Музыка и | изобразительное искусство |
| |||||||
19 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 1 | Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.-Анализировать,находить ассоциации между произведениями разных видов искусства | —Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству | Фронтальная Групповая индивидуальная | Предварительный | с. 76-78 |
|
| ||
20 | «Небесное и земное» в звуках и красках | 1 | Расширение и углубление знаний | Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах | Анализировать,находить ассоциации между произведениями разных видов искусства | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству | Фронтальная Групповая индивидуальная | Текущий | с. 80-81 |
|
| ||
21 | «Звать через прошлое к настоящему» | 1 | Расширение и углубление знаний | Уметь:
и музыкальных образах; определять на слух основные части кантаты |
|
| Фронтальная Групповая индивидуальная | Текущий | с.90-91 |
|
|
Музыкальная живопись и живописная музыка |
1 | Расширение и углубление знаний | Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; — анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству | . Фронтальная Групповая индивидуальная | Проверочный | с.98,104 |
|
| |
24 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 | Расширение и углубление знаний | Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству | Фронтальная Групповая индивидуальная | Текущий | с. 108-110 |
|
|
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | | 1 | Расширение и углубление знаний | Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь: -сопоставлять скрипичную музыку с живописью; — анализировать, сравнивать произведения | Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства | Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах | Фронтальная Групповая индивидуальная | Коррекции | с.114-116 |
|
|
26 | Волшебная палочка дирижера | 1 | Расширение и углубление знаний | Знать:
состав групп инструментов оркестра. Уметь называть имена известных дирижеров |
|
| Фронтальная Групповая индивидуальная | Текущий | с. 118-119 |
|
|
2 | 3 | 4 | 5 |
| 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
27 | Образы борьбы и победы в искусстве | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Уметь:
проводить интонационно-образный анализ музыки |
|
| Фронтальная Групповая
| Текущий | с.122-124 | 1 |
| |||||||||||
28 | Застывшая музыка | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знать:
понятие а капелла. Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры | Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. |
| Фронтальная Групповая
| Текущий | с.128-130 |
|
| |||||||||||
29 | Полифония в музыке и живописи | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знать:
основные события из жизни и творчества И. С. Баха | Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. |
| Фронтальная Групповая
| Предварительный | с.132-133 |
|
| |||||||||||
30
| Музыка на мольберте | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности | Творчески интерпретировать содержание музыкального произведенияв пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. | Различать основные нравственно-этические понятия | . Фронтальная Групповая
| Текущий | с.134-136 |
|
| |||||||||||
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз | Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Различать основные нравственно-этические понятия | Фронтальная Групповая
| Текущий | с.142-145 |
|
| |||||||||||
32 | «О подвигах, о доблести, о славе…» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Работать с разными источниками информации | Различать основные нравственно-этические понятия | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Коррекции | с.147 |
|
| |||||||||||
33 | «В каждой мимолетности вижу я миры…» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знать понятие интерпретация. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности | Фронтальная Групповая
| Текущий | с.150-151. |
|
| |||||||||||
34- 35 | Мир композитора | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний. Урок- концерт | Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств | Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов | Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности |
| Коррекции |
|
|
|