Щербакова Елена Ивановна

ГБС(К)ОУ школа – интернат №1

VI вида г. Ейска, учитель начальных классов

Конспект урока

по литературному чтению

ТЕМА. Н .Носов «На горке».

ЦЕЛИ урока: 1,Познакомить учащихся с содержанием рассказа; развивать навыки выразительного беглого чтения; развивать память, внимание, мышление.

Планируемые результаты: учить определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу, делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное;

— определять цель учебной деятельности; учитывать правило в планировании работы;

— давать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить речевое высказывание в устной форме; учитывать

разные мнения;

-Освоение личностного смысла учения, желания учиться; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент)

Эмоциональный настрой

— У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

— Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Дыхательная гимнастика

— Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу.

ма- ма –ма–пришла зима Слайд1

ок- ок- ок – на улице снежок

Ре-ре-ре –все деревья серебре

— Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

-Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

-А теперь прочтите ее громко и быстро.

2. Постановка учебной задачи

— Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения? Слайд 2

— Какие это произведения?

— Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

А Н К Е Г О Р Слайд 3

3. Подготовка к первичному восприятию текста

— Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях:

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Слайд 4

— Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?

— «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

— А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

— Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

— Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

— Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

-Ребята, а вы любите бывать на горке?

— Почему?

— Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Словарная работа

-Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.

— Читаем по слогам, а затем целыми словами: Слайд 5

СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению:

собирали)

СВА-ЛИ-ВА-ЛИ — СВАЛИВАЛИ

ТРУ-ДЯТ-СЯ — ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным

значением: ленятся)

СКОЛЬЗ- КА-Я — СКОЛЬЗКАЯ

ВЗОБ-РАЛ- СЯ — ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)

ДВОР –НИЦ-КА-Я — ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в

словарике на странице 214 учебника)

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ — ОТТОЛКНУЛСЯ

ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ- ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)

НА-ПОР-ТИЛ — НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению:

сломал)

4.. Первичное восприятие текста

-Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала.

-Чьё чтение вам понравилось больше всего?

5.. Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

— Кому понравился рассказ?

— Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь!

6. Анализ произведения, выборочное чтение

— Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

— Что делали ребята?

— Прочитайте, как они строили горку.

— А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

— Что произошло, когда ребята ушли обедать?

— Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

— А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

— Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

— Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

— Понравилось ли Котьке работать?

— Подтвердите словами из текста…

— Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

— Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

— Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

— Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь. Слайд 6

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

— Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

— Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Физкультминутка

7. Деление текста на части, составление плана, пересказ

— Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Слайд 6

— Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

— Давайте расставим картинки по порядку.

— Какой картинки не хватает?

— У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

План. Слайд 7

  1. Строительство горки ребятами.

  2. Хитрец на скользкой горке.

  3. Котька посыпает горку песком.

  4. Ребята заставили товарища работать.

  5. Котьке понравилось трудиться.

— Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана (ко 2-му и т.д.). Где она заканчивается?

-О чем надо обязательно сказать в этой части?

— Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?

8. Обобщение материала

-Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

ДРУЖБА Слайд 8

ЗЛО

ТРУДОЛЮБИЕ

РАДОСТЬ
ЛЕНЬ

ЗАВИСТЬ

-С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы: Слайд 9

  1. Развеселить читателя.

  2. Подшутить над кем- нибудь.

  3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

  4. Разбудить фантазию.

  5. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

— Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Закончите предложения:

-Урок помог мне……..

-Для меня было сложным…

-Мне понравилось…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here