Щербакова Елена Ивановна
ГБС(К)ОУ школа – интернат №1
VI вида г. Ейска, учитель начальных классов
Конспект урока
по литературному чтению
ТЕМА. Н .Носов «На горке».
ЦЕЛИ урока: 1,Познакомить учащихся с содержанием рассказа; развивать навыки выразительного беглого чтения; развивать память, внимание, мышление.
Планируемые результаты: учить определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу, делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное;
— определять цель учебной деятельности; учитывать правило в планировании работы;
— давать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить речевое высказывание в устной форме; учитывать
разные мнения;
-Освоение личностного смысла учения, желания учиться; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент)
Эмоциональный настрой
— У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
— Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Дыхательная гимнастика
— Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:
* вдох носом, выдох через рот;
* нюхаем цветок;
* тушим свечу.
ма- ма –ма–пришла зима Слайд1
ок- ок- ок – на улице снежок
Ре-ре-ре –все деревья серебре
— Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.
-Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.
-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
-А теперь прочтите ее громко и быстро.
2. Постановка учебной задачи
— Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения? Слайд 2
— Какие это произведения?
— Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.
Дети разгадывают анаграмму:
А Н К Е Г О Р Слайд 3
3. Подготовка к первичному восприятию текста
— Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях:
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Слайд 4
— Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?
— «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
— А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.
— Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.
-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
— Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)
-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
— Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
-Ребята, а вы любите бывать на горке?
— Почему?
— Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
Словарная работа
-Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
— Читаем по слогам, а затем целыми словами: Слайд 5
СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению:
собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ — СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ — ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным
значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я — СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ — ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР –НИЦ-КА-Я — ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в
словарике на странице 214 учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ — ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ- ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ — НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению:
сломал)
4.. Первичное восприятие текста
-Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала.
-Чьё чтение вам понравилось больше всего?
5.. Проверка первичного восприятия текста
Эмоционально-оценочная беседа
— Кому понравился рассказ?
— Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?
Физкультминутка
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под елкой спит медведь.
Тихо, тихо, не шуметь!
6. Анализ произведения, выборочное чтение
— Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
— Что делали ребята?
— Прочитайте, как они строили горку.
— А что делал Котька, когда ребята трудились?
-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)
-Какой он? (хитрый)
— Что произошло, когда ребята ушли обедать?
— Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
— А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)
— Что из этого вышло? Прочитайте.
-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?
(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
— Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
— Понравилось ли Котьке работать?
— Подтвердите словами из текста…
— Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).
— Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)
— Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?
— Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь. Слайд 6
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
— Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
— Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
Физкультминутка
7. Деление текста на части, составление плана, пересказ
— Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Слайд 6
— Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
— Давайте расставим картинки по порядку.
— Какой картинки не хватает?
— У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.
План. Слайд 7
-
Строительство горки ребятами.
-
Хитрец на скользкой горке.
-
Котька посыпает горку песком.
-
Ребята заставили товарища работать.
-
Котьке понравилось трудиться.
— Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана (ко 2-му и т.д.). Где она заканчивается?
-О чем надо обязательно сказать в этой части?
— Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?
8. Обобщение материала
-Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:
ДРУЖБА Слайд 8
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ
-С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?
Чтобы: Слайд 9
-
Развеселить читателя.
-
Подшутить над кем- нибудь.
-
Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
-
Разбудить фантазию.
-
Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
— Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Закончите предложения:
-Урок помог мне……..
-Для меня было сложным…
-Мне понравилось…