Водопьянова Т.М.
Сценарий «Балет». Урок музыки 5 класс, 1 Четверть
Звучит песня « Балет». Музыка Игоря Николаева, слова: Ильи Резника. Изображение балетного спектакля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Французское слово «ballet» произошло от итальянского «balletto» — танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. А появилось оно в Италии и Франции. Эти две страны сделали очень много для хореографии, особенно Франция. Впервые во Франции стали ставиться танцевальные спектакли, и танцоры встали на полу пальцы, исполняли прыжки, вращения, быстрые перебежки. Балет был популярен в придворной среде, и даже король Людовик XIV танцевал главные партии балета и был центральной фигурой в танце | Изображение балета эпохи Людовика XIV | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представляете, какая это трудная задача — рассказать людям языком танца о победе добра над злом, красоты над безобразием. Ведь очень часто, читая книги, мы представляем себя в том или ином образе. Конечно, все это надо оживить, а может сочинить сказку. Наверное, все мы любим сказки. Сколько замечательных балетов поставлено по сказкам: «Золушка», «Щелкунчик», «Конек-Горбунок», все не перечислишь. Движением танцоры передают самые разные чувства. И зрители радуются и грустят с героями так же, как если бы слышали их речь. | Афиши балетов «Золушка», «Щелкунчик», «Конек-Горбунок» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литературный текст балета пишет либреттист. От него зависит содержание спектакля , часто балетный спектакль ставится по известным произведениям писателей, например: по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта», сказке Гофман «Щелкунчик», Шарля Перро «Спящая красавица», «Золушка» | Книги Шекспира, Гофмана, Шарля Перро | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Музыку сочиняет композитор и под музыку танцоры исполняют свои партии. «Музыка — душа танца» — говорил французский балетмейстер XVIII века Новер. «Хорошо написанная музыка, должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка». Проводником замысла композитора становится дирижер и симфонический оркестр.
|
Оркестр в театре, дирижер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Художник создает декорации и костюмы. От их вида зависит эмоциональный настрой, характер будущей постановки | Декорации к балету | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хореограф сочиняет танцевальные партии, создает подробный план всех номеров и сцен. Балетмейстер ставит танцевальные номера. | Репетиция балета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открывается представление Увертюрой или Вступлением. Балетный спектакль делится на акты, акты на — сцены, картины, номера. Музыкальный антракт является вступлением к какому-либо акту (действию) балета. Балетный спектакль иногда начинаться с пролога, а заканчивается эпилогом. Спектакль может иметь Дивертисмент (увеселение) – вставную сюиту танцевальных номеров. | Нотная партитура балета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Существуют различные балетные па. Торжественный выход балерины – антре. Сольный танец – адажио. Вариации – сольные танцы. | Сольный танец | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Па-де-де, то есть танец вдвоем. Па- де – труа — танец для трех участников, Па – де – катр — для четверых
| Па- де-де | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массовые сцены и танцы исполняет кордебалет. Кордебалет подобен хору в опере. | Кордебалет («Танец маленьких лебедей»), mp3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы, но строго ограничено число групп движений: сгибать вытягивать, поднимать, скользить, прыгать, бросать, поворачивать. Батман – поднятие ноги на 90 градусов. Гранд-батман – поднятие ноги на180 градусов. Фуэте – вращение на месте на одной ноге. Плие – приседание на выворотных стопах Балетные термины пишутся на французском языке. В старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки, рыбки, ножниц и другие. | Занятие у балетного станка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характерным танцем с начала 19 в. считался танец в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классический танец. Позднее так стали называть любой народный танец, поставленный в балетном спектакле. | Характерный танец в балете | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Роль своеобразного перевода языка танца играет пантомима – то есть движение, жесты. Пантомима дополняет танцевальные движения, помогает лучше передать чувства героев. При помощи пантомимы передается содержание спектакля, развитие его сюжета. | Эпизод пантомимы, например примерка туфельки из « Золушки» С. Прокофьева | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос: Специальная обувь балерины, которая позволяет встать на полу пальцы | ПАУЗА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответ: пуанты. Танец на пуантах отличается особой грациозностью и виртуозностью исполнения | пуанты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос: Жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц | ПАУЗА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответ: пачка. Первая пачка была сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку художника Эжен Лами | Пачка
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос: Автором каких балетов был П. И. Чайковский? |
ПАУЗА
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответ : балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»
| балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет». Так писал о балерине Истоминой А. С. Пушкин. | Портрет Истоминой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Великие русские балерины – Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая – создали неповторимые роли. | Анна Павлова – « Умирающий лебедь» Галина Уланова – Джульетта Майя Плисецкая- « Кармен – сюита» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Русский балет считается лучшим. Гастроли балетной труппы Большого театра становятся событием для зарубежных стран. | Большой театр — фасад | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Балет, балет, балет, Души призывный звук. Балет, балет, балет, Несбыточный мой друг. Мой самый ясный взор, Мой самый легкий вздох, Балет, ты с давних пор мой бог, Мой бог | Звучит песня « Балет». |