Водопьянова Т.М.

Сценарий урока музыки в 5 классе

Опера – былина « Садко « Н. А. Римского – Корсакова

(в Интернете есть видео – ролики из фрагментов оперы)

Среди множества опер русских композиторов выделяется своим неповторимым духом русской старины опера – былина « Садко». Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины— «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былина связана с песней, она исполнялась на распев, поэтому песня играет главную роль в опере.

Афиша оперы «Садко»

Автор этой оперы потомственный морской офицер Николай Андреевич Римский – Корсаков. Либретто оперы написал В.И. Бельский с участием самого композитора. Оно построено на основе русских былин о гусляре Садко. Это одно из первых значительных произведений композитора. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины. Композитора называют музыкантом-сказочником за любовь к операм на сказочный сюжет. Особенно его привлекали сказки Пушкина.

Портрет Н. А. Римского — Корсакова

Вопрос: Какие оперы по произведениям

А. С. Пушкина написал Римский – Корсаков?

ПАУЗА

Портрет А. С. Пушкина

Ответ:

«Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Садко».

Афиши опер

Главные персонажи оперы: Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель. Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

Садко и Волхова

Вступление к опере называется «Океан – море синее». Музыка рисует спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Римский-Корсаков обладал совершенно исключительным слухом: тональности в его сознании окрашивались в определенные цвета. Тональность этого вступления — ля бемоль мажор — ассоциировалась у него с темноватой, серо-синеватой окраской. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.

Картина моря

Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»

Вопрос:

Как композитор передает характер моря?

ПАУЗА

Оркестр

Ответ: с помощью изменения громкости. динамики

Дирижер

Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте. Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.

Другая картина моря

Вопрос: Какой инструмент сопровождает пение героя?

ПАУЗА

арфа

Ответ: Звучит арфа, потому что ее звучание очень похоже на звучание гуслей

гусляр

Многие слова, а так же описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса – различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п.

Декорации к опере « Садко» художника

К. Коровина

Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?

Ответ: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич

Слушание сцены появления лебедей

Вопрос: Чем же так прославился Садко?

ПАУЗА

Кадр играет на гуслях из фильма

Ответ: Он был непревзойденным гусляром.

Садко играет на гуслях

Грустно на душе у Садко: «Людям стали уж не надобны мои гусельки яровчаты». Он поет о своих мечтах. Услышало его Ильмень-озеро: легкий ветерок прошелся по его глади, всколыхнул воду, прошелестел тростниками. Видит Садко, как стая лебедей плывет к берегу. Приплыли они и превратились в девиц красных, а среди них царевна морская Волхова, дочь царя морского. По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки».

Садко играет на гуслях -2

Звучит вторая песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»

В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.

И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.

Корабли в Нижнем Новгороде

Три заморских посла: варяжский, индийский и веденецкий (венецианский) – выступают по очереди и поют национальные песни, каждый про свою страну. Эта сцена, в особенности три песни иноземных гостей, — самые популярные страницы оперы. Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Суровая, мужественная, величественная музыка («О скалы грозные дробятся с ревом волны»)

Варяжский гость

Звучит фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Вопрос: Как называется низкий мужской голос?

ПАУЗА

Ответ: Бас.

Варяжский гость -2

(«Не счесть алмазов в каменных пещерах») Гость воспевает чудеса и дивные богатства далекой Индии. Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Музыка медленная, плавная,знойная.

гость Индийский

Звучит фрагмент “Песня Индийского гостя”

Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость. Характер музыки танцевальный, радостный, легкий.. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя («Город каменный, городам всем мать, славный Веденец»), и народ советует Садко отправиться в Веденец (Венецию). Садко благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, он просит настоятелей позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве.

Веденецкий гость

Звучит фрагмент “Песня Веденецкого гостя”.

Вопрос: Как называется высокий мужской голос?

ПАУЗА

Ответ: Тенор.

Веденецкий гость — 2

Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, разразилась буря. Садко догадался, что это Морской царь требует дани. Но брошенные в море бочки золота, серебра и жемчуга были напрасны – Морской царь требовал человеческой жертвы. Жребий выпал Садко. Корабли сдвинулись с места и поплыли дальше, а Садко заснул на своей доске. Вода волнуется. Садко вместе с доскою дубовою опускается в бездну морскую. Оркестр исполняет интермеццо — музыкальную картину необычайной красоты, рисующую погружение Садко в морскую бездну: знакомые по более ранним сценам мотивы и темы («подводное царство», «лазоревый терем», «золотые рыбки»), сочетаясь здесь вместе, образуют неразрывную звуковую ткань. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское, развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

Кадр из фильма

Подводное царство

В последней седьмой картине зритель знакомится еще с одной песней. На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Волхова

Римский-Корсаков писал в своей летописи «Вариации колыбельной песни Волховы, прощание с Садко и исчезновение считаю одними из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания». Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

А я, царевна Волхова,

Подруга вещая твоя,

Туманом легким растекусь

И быстрой речкой обернусь.

Волхова и Садко

Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы»

Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. Слышится торжественный трезвон колоколов, и вместе торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове – реке слава!»

Новгород встречает Садко

Кадр из фильма

Вопрос:

Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный?

ПАУЗА

Ответ:

Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.

Афиша оперы « Садко» — 2

Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

Ильмень — озеро

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here