-
МБОУ гимназия №1
-
Кочеткова Елена Валентиновна
-
Литература
-
10 класс, гуманитарно-юридический, социально-экономический
-
Учебник литературы 10 класс, роман Л.Н.Толстого «Война и мир
-
«Недаром помнит вся Россия…» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
-
Цели:
1) Показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 года.
2) Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы.
3) Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.
8. Оборудование: карта, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н.Толстого «Война и мир» (3-й том), иллюстрации к роману, портреты исторических деятелей, фрагменты Бородинской панорамы, художественного фильма «Война и мир» С.Бондарчука
9. Ход урока
Сражение выиграет тот,
Кто твёрдо решил его выиграть
Л.Н.Толстой
ХОД УРОКА
I Оргмомент. Сообщение темы урока, целей, задач
II Сообщения учащихся:
-
Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).
-
Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение (по историческим материалам).
III «Недаром помнит вся Россия…». Беседа с учащимися
1. Слово учителя: Взгляд Л.Н.Толстого на Бородинское сражение.
Лев Николаевич Толстой был не согласен со взглядами учёных историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения. Он писал: «Разногласие моё в описании исторических событий с рассказами историков. Оно не случайное, а неизбежное. Историк и художник, описывая историческую эпоху, иеют два совершенно различные предмета. Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомандующего… Художник отворчивается от них, находя в них необходимую ложь.
Итак, задача художника и историка совершенно различна и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге — не должно поражать читателя».
2. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
1) Как показаны в романе «Война и мир» цели и подготовка Бородинского сражения?
Ответы учащихся с опорой на текст (гл.19 ч.2 т.3):
— «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшег смысла…»
— «Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки уже под свершившиеся факты подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев…»
— «Русские не отыскивали лучшей позиции…» и т.д.
2) Бородинская битва у Л.Н.Толстого изображается как «народное сражение». Автор даёт его панораму и сверху, и со стороны, а главное, — изнутри. И читатель видит сражение глазами его участников.
Какой увидел битву Пьер Безухов, человек глубоко штатский, не разбирающийся в военном деле?
Ответы учащихся с опорой на текст (гл.31-32 ч.2 т.3)
3) А какой же видится Бородинская битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений?
Ответы учащихся с опорой на текст (гл.25, 36-37 ч.2 т.3)
4) Как относятся к Бородинской битве простые солдаты? Как они воюют?
Ответы учащихся с опорой на текст (гл.22, 36-37 ч.2 т.3)
5) Что же дало русским силы, чтобы устоять перед непобедимым врагом и нанести ему смертельную рану?
Ответы учащихся:
— Нравственное величие мирного народа, под давлением неоходимости взявшегося за оружие…
— Истинный патриотизм, единение, превратившие их в дружную семью…
— Дух русского народа, защищавшего свое Отечество…
6) Что пишет Л.Н.Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам?
Ответы учащихся с опорой на текст (гл.26-28, 33-35 ч.2 т.3):
7) Каков же результат сражения?
Ответы учащихся с опорой на текст (гл.39 ч.2 т.3):
— «Несколько десятков тысяч человек лежало мёртвыми в разных положениях и мундирах…»
IV Вывод.
Учитель: И вновь Толстой спорит с историками, которые предполагали, что стоило Наполеону дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно (чтение цитаты гл.39 ч.2 т.3)
Да, Л.Н.Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чём они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы. Так в чём же едины писатель и историки?
Ответы учащихся с опорой на текст (гл.39 ч.2 т.3):
— «Нравственная сила…»
— «Прямым следствием Бородинского сражения было…»
V Обобщение.
Учитель: Изучая исторические документы, касающиеся Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Что же даёт нам толстовское описание Бородинской битвы?
Ответы учащихся:
— Позволяет воссоздать целостную картину конкретного историческогособытия и, несмотря на разногласия Толстого с историками и военноначальниками, лучше пнять историю России…
— Читая роман, убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что «…вопрос, не решённый дипломатами, ещё меньше решается порохом и кровью», что «…война есть сумашествие…»
Учитель: Поражение непобедимой армии Наполеона, героизм, мужество, стойкость русского народа в Бородинском сражении вызывает интерес не только у учёных историков и писателей. К этой теме обращались поэты (М.Ю.Лермонтов, М.Цветаева), художники, о чём свидетельствуют портреты героев 1812 гоа, иллюстрации к роману Л.Н.Толстого.
В 1912 году к 100-летию со дня Бородинского сражения художником Францом Рубо была создана Бородинская панорама, фрагменты которой представлены. Длина холста 115м, высота – 15м. Основной художественной задачей Ф.Рубо считал: «Иметь чувство сражения, а не парада».
В 1967 году на экраны страны вышел художественный фильм С.Бондарчука «Война и мир» по роману Л.Н.Толстого. (Просмотр фрагмента «Бородинское сражение» из кинофильма «Война и мир»).
VI Подведение итогов урока.
Итак, сегодня мы с вами увидели Бородинское сражение с разных ракурсов. Подумайте, каким вы представляете это сражение теперь, что нового для себя открыли. Это вопросы к следующему уроку.
VII Домашнее задание. 1. Ответы на вопросы. 2. Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона.
VIII Выставление оценок