Технологическая карта урока «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
Ф.И.О.учителя: Комарова Светлана Викторовна
Класс: 5 Предмет: МУЗЫКА № урока по расписанию: 8
Тема урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
Место и роль урока в изучаемой теме: восьмой урок по теме 1 полугодия «Музыка и литература»» (по программе Д. Б. Кабалевского)
Обобщение | |
Тема | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы. |
Цель
| Провести обобщение по теме «Музыка и литература»; выяснить, как связана симфония с литературой |
Планируемые результаты (предметные)
| Учащиеся должны научиться эмоционально воспринимать музыку, высказывать свое мнение о значении литературы для музыки. Вспомнить жанры в музыке, которые перестали бы существовать без литературы. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные – преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные — строить рассуждения, обобщать. Коммуникативные – продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные — развитие эмоционального восприятия произведения. |
Основные понятия | Балет , опера, кантата, симфония , |
Формы и методы работы Межпредметные связи | Словесный рассказ, слушание музыки, проблемная ситуация, хоровое пение Связь с литературой, изобразительным искусством |
Ресурсы | Методические рекомендации под руководством Д.Б. Кабалевского, наглядный материал, фонохрестоматия, технические средства. |
Организация пространства | Работа фронтальная, по рядам, индивидуальная |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Прогнозируемый результат | |
Организационный момент
| Приветствие. Эмоциональный настрой на урок | Готовность к уроку. | Вызвать интерес к предмету |
Постановка цели урока
1этап Актуализация опорных знаний учащихся по предмету Цель: повторить музыкальные жанры, работать в коллективе, в сотрудничестве со сверстниками. Работа в группах
Эмоционально – художественное восприятие музыки К.Хачатурян Фрагменты из балета «Чиполлино» Цель: повторить муз. материал предыдущего урока.
Проверка домашнего задания Цель: рассмотреть рисунки, дать оценку работам сверстников. | -Как звучит тема четверти? — А что стало бы с музыкой, если бы исчезла литература?
-Какие мы с вами знаем музыкальные жанры, которые бы исчезли , если бы не было литературы? Организовать работу в группах по карточкам О каком жанре идет речь: Карточка №1 Музыкальное произведение, в котором сочетается пение, музыка, присутствует драматическое действие, балет и живопись. Карточка №2 Крупное музыкальное произведение для хора, солистов певцов и симфонического оркестра. Ка рточка №3 Музыкальное произведение, в котором сочетается танец, музыка, присутствует драматическое действие и изобразительное искусство.
-О каком балете шла речь на прошлом уроке? -По какому литературному произведению было написано либретто для этого балета? (Сказка Дж. Родари)
Организовать просмотр фрагмента из балета
Организовать на доске выставку рисунков к балету | Ответы на вопросы
Закрепить понятия « балет», «опера», «кантата».
Работа учащихся по карточкам
Опера
Кантата
Балет
Слушание музыки
Рассмотреть рисунки , соотнести рисунки с музыкой, дать оценку работам сверстников. | Обобщение темы четверти
Обогащение словарного запаса
Работа в коллективе Сотрудничество со сверстниками.
Развитие мышления
Эмоциональное восприятие музыки.
Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления |
Физ. минутка «Экскурсия в консерваторию» (Шагаем)
2 этап Работа над новым материалом. Эмоционально – художественное восприятие музыки П .И. Чайковский. Симфония №4 Цель: услышать в симфонии мелодию рус. народной песни.
| Сегодня мы отправимся в консерваторию Подошли к консерватории и рассмотрели памятник П. И. Чайковскому -Как вы, думаете, почему он здесь стоит? Как нужно вести себя в зале? (Иллюстрации памятника, консерватории) -Какие произведения могут звучать на сцене консерватории? (Портрет композитора)
Организовать прослушивание муз. произведения. — Мелодию, какой русской народной песни использовал композитор в симфонии?
-Какое значение имеет для нашей страны имя П.И. Чайковского.?
Исполнители со всех стран приезжают на конкурс Имени Петра Ильича Чайковского
| Правила перехода улицы
Свободное высказывание.
Правила поведения в концертном зале.
Слушание музыки
Слушание музыки Понятие « симфония»
Свободное высказывание | Релаксация
Эмоциональное восприятие музыки
Вызвать чувство гордости и уважение культуре нашей страны
|
Вывод
| Дать учащимся самостоятельно сделать вывод, значение литературы для музыки |
|
|
Упражнения по методике Емельянова Вокально – хоровая работа Пение песни
| Показ упражнений
Организовать исполнение песни
Организовать работу в парах | Исполнение упражнений
Исполнение песни хором Работа в парах(взаимный опрос слов песни) | Оздоровление голосового аппарата и подготовка к пению. Выразительное исполнение песни |
Рефлексия |
|
Я на уроке узнал… Мне понравилось…. Я научился петь песню… |
|
.