Открытый урок
Тема урока: Опера «Свадьба Фигаро В.А.Моцарта»
Дата: …..
Группа: 5 г.о.
Отделение: хоровое
Время:
Цель урока: Изучить оперу «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта
Задачи урока:
Обучающие:
— познакомить с содержанием оперы, историей создания, драматургией оперы, либретто, действующими лицами и исполнителями,
— научить сравнивать оперные жанры в зарубежной музыке (оперы сериа, буфф опери Монтеверди и др.),
— научить определять на слух музыкальные темы из оперы,
— изучить особенности оперного жанра в творчеств В.А.Моцарта.
— привить навык анализа оперного жанра,
— уметь соотносить замысел музыкального сочинения с веяниями эпохи.
Воспитательные:
— направить на усвоение общекультурных ценностей,
— формировать трудолюбие, ответственность, положительную самооценку,
— формировать умение сопереживать,
— формировать умение рассуждать.
Развивающие:
— развивать эмоциональную сферу,
— развивать внимание, память, восприятие, мышление, воображение,
— развивать познавательный интерес,
— развивать самосознание,
— развивать умение высказываться,
— развивать творческие способности.
Материальное обеспечение урока:
Учебник «Музыкальная литература» 2 г.о., Г.Ф.Калинина. Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыке. Выпуск 1. М., 2001
CD – проигрыватель, диски с отрывками музыкальных произведений, с фильмом «Моцарт». Иллюстрации к опере.
Ход урока
-
Организационный момент
Цель этапа: Настроить учащихся на учебную деятельность.
Задачи:
— активизировать внимание, мышление учащихся,
— осознать тему урока,
— создать доброжелательную атмосферу урока.
Метод: словесный.
Учащиеся готовятся к уроку. Преподаватель приветствует учащихся, отмечает присутствующих, сообщает тему урока, настраивает учащихся на работу.
-
Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний.
Цель этапа:
Повторить биографические сведения, беседовать о стиле и творчестве, посмотреть видео-ряд «Моцарт».
Задачи:
-активизировать интеллектуальную деятельность учащегося;
— развивать память и логику;
— предоставить возможность обобщить и систематизировать знания по зарубежной музыке в увлекательной форме;
— привить интерес к работе с учебной и справочной и дополнительной литературой;
— обобщить полученные знания по теме: «Биография В.А.Моцарта»
Методы:
Практико-ориентированной деятельности, наглядный, словесный методы.
Критерии достижения цели:
— соответствие знаний программным требованиям,
— самостоятельность,
— увлеченность,
— оптимизм.
Методы мотивирования:
Учебно-познавательная игра, поощрение, познавательный интерес, создание ситуации успеха.
Проверка домашнего задания: ответы на вопросы по теме Биография В.А.Моцарта. Жизнь и творчество.
1.Каково значение творчества Моцарта в истории зарубежной музыки?
2. Назовите выдающихся современников Моцарта. Определите значение творчество Моцарта для мировой культуры.
3. Перечислите основные сочинения Моцарта. Уделите внимание детским годам жизни композитора.
4. Просмотр презентации «Жизнь и творчество В.А.Моцарта»,выполненный учащимися.
5.Проверка ответов в форме тестирования, задания по творчеству и биографических сведениях В.А.Моцарта (Г.Ф.Калинина. Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыке. Выпуск 1. М., 2001)
3.Ознакомление с новым учебным материалом.
Цель: Познакомить с оперой В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро»
Задачи:
— научить анализировать оперный жанр, выделяя специфику оперы буфф,
— познакомить с оперным либретто,
— научить описывать основных действующих лиц в соответствии с их музыкальными характеристиками,
— знать построение действий и драматургию оперы,
— научить рассуждать о значении увертюры для оперного жанра,
— научить прослеживать нотный текст в звукозаписи по партитуре.
Формы и методы изложения материала:
— метод практической деятельности, словесный метод (диалог как форма приобретения новых знаний), наглядный метод.
Критерии уровня внимания и интереса учащихся:
Для сохранения внимания и познавательного интереса используется чередование различных форм работы, основанных на слушании, просмотре, рассуждении по теме.
Методы мотивирования:
Поощрение, создание ситуации успеха.
Объяснение нового материала:
История создания оперы. Сюжет оперы. Название оперы, главная идея произведения. Сравнительный анализ с комедией Бомарше. Жанр оперы Моцарта. Значение произведения для истории зарубежной музыки.
Структура оперы, ее драматургия. Основные действующие лица и исполнители. Просмотр иллюстраций. Краткое содержание, либретто оперы. Музыкальные характеристики героев.
4.Первичное осмысление и закрепление материала на практике.
Цель: Закрепить полученные в ходе урока знания и навыки.
Задачи:
— знать историю создания оперы, либретто,
— уметь соотнести содержание оперы с музыкальной характеристикой действующих лиц,
— уметь анализировать специфические особенности жанра,
— знать музыкальные темы,
— уметь анализировать нотный текст (увертюра),
— научить рассуждать о музыке,
— закрепить полученные ранее знания о творчестве Моцарта,
— создать познавательный интерес к творчеству композитора.
Методы достижения цели:
— поощрение, создание ситуации успеха.
5.Подведение итогов занятия.
Методы мотивирования: поощрение, создание познавательного интереса, создание ситуации успеха.
Результаты в ходе урока. Достигнуты положительные результаты в освоении оперного жанра. Закреплены навыки анализа музыкального произведения, слушания и умения говорить рассуждать о музыке. Приобретены знания о творчестве Моцарта, опере «Свадьба Фигаро», знания либретто и музыки оперы.
Домашнее задание. Ознакомиться с содержанием оперы по учебнику. Составить кроссворд по теме: «Опера Свадьба Фигаро». Использовать знания по истории создания оперы ее действующим лицам.
Самоанализ урока:
Все формы работы на уроке соответствовали поставленной цели и отвечали задачам данного урока. В процессе урока преподавателем использовались различные наглядные и дидактические пособия. Выбор способов обучения оправдан современным подходом к процессу обучения школьников с позиций их мотивации и психических качеств. Был правильно выбран стиль общения (доверительный в случае проявления учащимися творческого начала) в системе «педагог-ученик», «ученик-ученик». Практическая деятельность учащихся опиралась на различные формы работы для поддержания их интереса к уроку и преобладания положительных эмоций. В процессе осуществления практической деятельности учащиеся показали хорошее владение знаниями, умениями и навыками.