Открытый урок

Тема урока: Опера «Свадьба Фигаро В.А.Моцарта»

Дата: …..

Группа: 5 г.о.

Отделение: хоровое

Время:

Цель урока: Изучить оперу «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта

Задачи урока:

Обучающие:

— познакомить с содержанием оперы, историей создания, драматургией оперы, либретто, действующими лицами и исполнителями,

— научить сравнивать оперные жанры в зарубежной музыке (оперы сериа, буфф опери Монтеверди и др.),

— научить определять на слух музыкальные темы из оперы,

— изучить особенности оперного жанра в творчеств В.А.Моцарта.

— привить навык анализа оперного жанра,

— уметь соотносить замысел музыкального сочинения с веяниями эпохи.

Воспитательные:

— направить на усвоение общекультурных ценностей,

— формировать трудолюбие, ответственность, положительную самооценку,

— формировать умение сопереживать,

— формировать умение рассуждать.

Развивающие:

— развивать эмоциональную сферу,

— развивать внимание, память, восприятие, мышление, воображение,

— развивать познавательный интерес,

— развивать самосознание,

— развивать умение высказываться,

— развивать творческие способности.

Материальное обеспечение урока:

Учебник «Музыкальная литература» 2 г.о., Г.Ф.Калинина. Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыке. Выпуск 1. М., 2001

CD – проигрыватель, диски с отрывками музыкальных произведений, с фильмом «Моцарт». Иллюстрации к опере.

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель этапа: Настроить учащихся на учебную деятельность.

Задачи:

— активизировать внимание, мышление учащихся,

— осознать тему урока,

— создать доброжелательную атмосферу урока.

Метод: словесный.

Учащиеся готовятся к уроку. Преподаватель приветствует учащихся, отмечает присутствующих, сообщает тему урока, настраивает учащихся на работу.

  1. Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний.

Цель этапа:

Повторить биографические сведения, беседовать о стиле и творчестве, посмотреть видео-ряд «Моцарт».

Задачи:

-активизировать интеллектуальную деятельность учащегося;

— развивать память и логику;

— предоставить возможность обобщить и систематизировать знания по зарубежной музыке в увлекательной форме;

— привить интерес к работе с учебной и справочной и дополнительной литературой;

— обобщить полученные знания по теме: «Биография В.А.Моцарта»

Методы:

Практико-ориентированной деятельности, наглядный, словесный методы.

Критерии достижения цели:

— соответствие знаний программным требованиям,

— самостоятельность,

— увлеченность,

— оптимизм.

Методы мотивирования:

Учебно-познавательная игра, поощрение, познавательный интерес, создание ситуации успеха.

Проверка домашнего задания: ответы на вопросы по теме Биография В.А.Моцарта. Жизнь и творчество.

1.Каково значение творчества Моцарта в истории зарубежной музыки?

2. Назовите выдающихся современников Моцарта. Определите значение творчество Моцарта для мировой культуры.

3. Перечислите основные сочинения Моцарта. Уделите внимание детским годам жизни композитора.

4. Просмотр презентации «Жизнь и творчество В.А.Моцарта»,выполненный учащимися.

5.Проверка ответов в форме тестирования, задания по творчеству и биографических сведениях В.А.Моцарта (Г.Ф.Калинина. Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыке. Выпуск 1. М., 2001)

3.Ознакомление с новым учебным материалом.

Цель: Познакомить с оперой В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро»

Задачи:

— научить анализировать оперный жанр, выделяя специфику оперы буфф,

— познакомить с оперным либретто,

— научить описывать основных действующих лиц в соответствии с их музыкальными характеристиками,

— знать построение действий и драматургию оперы,

— научить рассуждать о значении увертюры для оперного жанра,

— научить прослеживать нотный текст в звукозаписи по партитуре.

Формы и методы изложения материала:

— метод практической деятельности, словесный метод (диалог как форма приобретения новых знаний), наглядный метод.

Критерии уровня внимания и интереса учащихся:

Для сохранения внимания и познавательного интереса используется чередование различных форм работы, основанных на слушании, просмотре, рассуждении по теме.

Методы мотивирования:

Поощрение, создание ситуации успеха.

Объяснение нового материала:

История создания оперы. Сюжет оперы. Название оперы, главная идея произведения. Сравнительный анализ с комедией Бомарше. Жанр оперы Моцарта. Значение произведения для истории зарубежной музыки.

Структура оперы, ее драматургия. Основные действующие лица и исполнители. Просмотр иллюстраций. Краткое содержание, либретто оперы. Музыкальные характеристики героев.

4.Первичное осмысление и закрепление материала на практике.

Цель: Закрепить полученные в ходе урока знания и навыки.

Задачи:

— знать историю создания оперы, либретто,

— уметь соотнести содержание оперы с музыкальной характеристикой действующих лиц,

— уметь анализировать специфические особенности жанра,

— знать музыкальные темы,

— уметь анализировать нотный текст (увертюра),

— научить рассуждать о музыке,

— закрепить полученные ранее знания о творчестве Моцарта,

— создать познавательный интерес к творчеству композитора.

Методы достижения цели:

— поощрение, создание ситуации успеха.

5.Подведение итогов занятия.

Методы мотивирования: поощрение, создание познавательного интереса, создание ситуации успеха.

Результаты в ходе урока. Достигнуты положительные результаты в освоении оперного жанра. Закреплены навыки анализа музыкального произведения, слушания и умения говорить рассуждать о музыке. Приобретены знания о творчестве Моцарта, опере «Свадьба Фигаро», знания либретто и музыки оперы.

Домашнее задание. Ознакомиться с содержанием оперы по учебнику. Составить кроссворд по теме: «Опера Свадьба Фигаро». Использовать знания по истории создания оперы ее действующим лицам.

Самоанализ урока:

Все формы работы на уроке соответствовали поставленной цели и отвечали задачам данного урока. В процессе урока преподавателем использовались различные наглядные и дидактические пособия. Выбор способов обучения оправдан современным подходом к процессу обучения школьников с позиций их мотивации и психических качеств. Был правильно выбран стиль общения (доверительный в случае проявления учащимися творческого начала) в системе «педагог-ученик», «ученик-ученик». Практическая деятельность учащихся опиралась на различные формы работы для поддержания их интереса к уроку и преобладания положительных эмоций. В процессе осуществления практической деятельности учащиеся показали хорошее владение знаниями, умениями и навыками.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here