МОУ Борисоглебская СОШ №4

г.Борисоглебск, Воронежская область

Струнные смычковые музыкальные инструменты

урок музыки в 3 классе

Разработала: учитель музыки

Калинина Татьяна Викторовна

г. Борисоглебск

2011 год

Тема урока: «Струнные смычковые музыкальные инструменты»

Тип урока: урок объяснение нового материала.

Цель урока: знакомство учащихся с группой струнных смычковых

инструментов, особенностями их звучания, воспитание музыкальной

культуры.

Тихо-тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде:

Разноцветном, расписном.

Звучит вальс И.Штрауса «Сказки Венского леса»

— Понравилась ли вам музыка?

— В каком наряде предстаёт перед нами музыка?

— Как понять, наряд у музыки разноцветный, расписной?

— Кто создал такой красивый наряд? (композитор)

— Что помогает композитору расписать музыку всевозможными

красками?

(разные муз.инструменты)

— Один музыкальный инструмент звучал или несколько?

Группа из нескольких исполнителей называется ансамбль, что в переводе с французского означает «вместе». Сейчас прозвучало произведение И.Штрауса в исполнении симфонического оркестра (это очень-очень большой ансамбль, большая группа исполнителей, которые объединяются для совместного исполнения муз.произведения). В его составе может быть около 100 исполнителей, играющих на разных музыкальных инструментах. Все музыкальные инструменты оркестра можно разделить на несколько групп:

ударные и клавишные;

деревянные духовые;

медные духовые.

Но душой оркестра называют группу струнно-смычковых инструментов, с которыми мы с вами сегодня познакомимся.

Струнные музыкальные инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Исполнители, играя на этих музыкальных инструментах, водят смычком по струнам. Отсюда и родилось название – струнные смычковые. Существуют и струнные щипковые инструменты (гитара, арфа).

Фрагмент обучающей программы «Музыкальный класс»

Скрипка – самый маленький инструмент скрипичного семейства. Высокие звуки скрипки отличаются напевной выразительностью. Об этом инструменте нередко говорят «скрипка поёт». Действительно, ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера. Вот, например, тема Шехеразады из одноименной симфонической сюиты Н. А.Римского-Корсакова. В ней слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и нежный голос Шехеразады.

Тема Шехеразады из симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» (слушание)

Не менее известна и виртуозность скрипки, ее способность исполнять стремительные мелодии с необычайной легкостью и блеском. Среди примеров подобной роли скрипки – «Полет Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет.

«Полет Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» (слушание)

Звук этого полета, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создается мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания.

Альт – «большая скрипка». Она отличается от скрипки большим размером. Звучит более низко.

Виолончель относится к низким струнным смычковым инструментам. Её звучание насыщенное, глубокое, «бархатное». Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближают её интонацию с живым голосом – глубоким, певучим, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения

(произведения для голоса) звучат в переложении для виолончели. Яркий примет такого рода – произведение Сергея Рахманинова. Называется оно «Вокализ». Вокализ – пение без слов. Так вот в этом произведении женский голос композитор доверил виолончели.

«Вокализ» Сергея Рахманинова

(слушание)

Контрабас – самый большой инструмент скрипичного семейства. Играют на контрабасе,обычно, стоя: ведь его длина около двух метров!

— Почему, по-вашему, Н.А.Римский-Корсаков выбрал скрипку для передачи полёта шмеля?

— Подумайте, можно было бы исполнить этот фрагмент на контрабасе?

— Какие муз.инструменты входят в группу струнных смычковых?

— Что общего у этих инструментов?

— Чем они отличаются?

Физ.минутка

(исполнение и инсценирование песни Филиппенко «Весёлый музыкант»)

— Для исполнения этой песни мы объединились в группу.

— Как называется эта группа? (ансамбль)

— На каких музыкальных инструментах играл весёлый музыкант?

— К каким группам они относятся?

— Почему разбежались все зайцы в песне? (громко играл на барабане)

— А бывает так, что музыка неприятная, и её не хочется слушать, хочется закрыть уши?

— Так бывает, когда играют плохо или совсем не умеют играть.

Послушаем басню И.Крылова «Квартет».

Квартет – это ансамбль из 4-х человек (кварта – по-итальянски – четвёртый).

Слушание басни И.Крылова «Квартет»

— Можно себе представить, какая чепуха, какая бессмыслица получилась у этих горе-музыкантов.

— Как вы считаете, почему Крылов для своей басни выбрал именно проказницу-Мартышку, Козла, Осла да Мишку?

— На каких музыкальных инструментах играли герои? (в данном случае бас – это виолончель).

— К какой группе относятся эти инструменты?

— Чего не хватило героям для того, чтобы получилась у них красивая музыка? (уменья)

А вот как зазвучат эти самые инструменты в умелых руках. Сейчас мы с вами услышим «Второй квартет» А.Бородина.

«Второй квартет» А.Бородина.

(слушание)

— Действительно, в умелых руках инструменты издают поистине волшебные звуки.

В мире много исполнителей, которые прославились необыкновенной игрой на музыкальных инструментах.

Итальянец Николло Паганини вошёл в историю музыки как самый выдающийся скрипач всех времён и народов. Николо так виртуозно играл на скрипке, что ходили слухи о его колдовской силе. Однажды перед концертом недоброжелатели надрезали струны его скрипки. Во время исполнения они лопались одна за другой. Паганини сумел доиграть произведение на одной струне. «Его совершенное исполнение выходит за пределы человеческого понимания», — писал о нём Мендельсон.

Русский музыкант Мстислав Ростропович известен всему миру как лучший исполнитель-виолончелист. Многие известные композиторы писали музыку специально для Мстислава Ростроповича. Он был награждён В Воронеже долгое время жил и преподавал дед Мстислава Ростроповича, некоторое время жили родители. В настоящее время в Воронеже существует музыкальный колледж имени Ростроповича.

Ещё об одном чудо-музыканте вы узнаете из норвежской народной песни «Волшебный смычок».

— Как вы думаете, на каком инструменте играл этот музыкант? (струнном смычковом)

Норвежская народная песни «Волшебный смычок»

(исполнение)

— Почему песня называется «Волшебный смычок»?

— Почему музыкант даже за амбар хлеба (зерна) не продал скрипку?

Эту песню мы сегодня начнём учить, а сейчас ответьте мне на вопросы:

— Что нового мы узнали сегодня на уроке? (оркестр, ансамбль, квартет, струнные муз.инструменты)

— Какие инструменты называют струнными смычковыми?

— Чем они отличаются от струнных щипковых?

— Какие музыкальные произведения слушали? («Полёт шмеля», «Тему Шехерезады», «Вокализ», «Второй квартет», вальс «Сказки Венского леса»)

Соотнесите название произведения и музыкальный инструмент:

(названия произведений и инструментов на карточках вывешивается в ходе урока) поставить стрелки

«Полет Шмеля» Н.Римского-Корсакова альт

«Тема Шехеразады» Н.Римского-Корсакова контрабас

«Вокализ» С.Рахманинова скрипка

«Второй квартет» Бородина виолончель

«Сказки венского леса»

«Волшебный смычок»

У нас осталось время, чтобы выучить 1 куплет песни «Волшебный смычок»

Разучивание 1 куплета норвежской нар.песни «Волшебный смычок»

Подведение итогов урока. Оценки.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к басне «Квартет»

Литература:

1.Учебник. Музыка 3 класс В.В. Алеев, Т.И. Науменко. Москва. Дрофа 2010г.

2. М.А. Давыдова. Уроки музыки. 1-4 классы( учительская мастерская) Москва. Вако. 2010г.

3.Ю.Б. Алиев. Методика музыкального воспитания детей от детского сада –

к начальной школе. г. Воронеж НПО. « МОДЭК»1998г.

4. Кейт Спенс. Все о музыке. Популярная энциклопедия.

5. Музыка 1-8 классы. Составитель Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева под общей редакцией Ю.Б. Алиева. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. М. просвещение 1993г.

6 .Т.А. Затямина. Современный урок музыки М. Глобус 2007.

7. Диски.

8. С.А. Карцева. Музыкальная фонотека в школе .1-3 классы. М. Просвещение 1976г.

9.Музыка. Программы для общеобразовательных учреждений 1-4 классы.

М. Дрофа. 2009г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here