Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 5 классе
Мир композитора. С веком наравне.
Обобщенная иллюстрация — Композитор | |
Немецкий композитор и органист Иоганн Себастиан Бах был потомственным музыкантом. Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии. Сам же Бах в конце жизни говорил: — Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены. Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его: «В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган». «Не ручей, а море должно быть имя ему» (Л. Бетховен о Бахе)
| Иоганн Себастиан Бах, лучше картинки, а не поясные портреты |
Один юноша спросил Моцарта, как писать симфонии. — Вы ещё слишком молоды. Почему бы вам не начать с баллады? — сказал композитор. Юноша возразил: — Но ведь вы начали писать симфонии, когда вам ещё не исполнилось десяти лет? — Да, — ответил Моцарт. — Но я никого не расспрашивал, как их следует писать!
| Вольфганг Амадей Моцарт |
Однажды Людвиг Ван Бетховен был приглашен как исполнитель в один весьма аристократический дом. Бетховен попросил старика Гайдна откровенно высказаться, что же именно ему не нравится в его новом произведении. -Хорошо, я скажу, — согласился тот. В вашем творчестве есть вещи прекрасные, и даже чудесные, господин Бетховен. Но очень часто музыка ваша столь угрюма, мрачна и тревожна, что на душе делается скверно и весьма неспокойно… — Надо полагать, вы советуете мне изменить стиль? — усмехнулся Бетховен. — О, нет, дорогой мой господин Бетховен, — живо отвечал старый Гайдн. — И вы, и я — мы оба знаем, что изменить свой стиль невозможно. Ведь стиль музыканта — это всегда он сам. |
Людвиг Ван Бетховен |
«Австрийский композитор Франц Петер Шуберт совершил в области песни то же, что Бетховен — в области симфонии. Бетховен обобщил героические идеи своей эпохи; Шуберт же был певцом простых естественных помыслов и глубокой человечности», — писал Борис Асафьев. Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название «Шубертиады». | Франц Петер Шуберт |
“Фридерик Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». В мае 1940 года фашисты-оккупанты разрушили памятник Шопену. Разобранный на отдельные куски, он был вывезен в неизвестном направлении для переплавки. Голова памятника была найдена в 1945 году. После войны началась работа по его восстановлению. В мае 1958 года состоялась торжественная церемония вторичного открытия — появился такой же памятник Шопену, каким он был когда-то. | Фридерик Шопен |
Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме. Просмотрев партитуру, Лист спросил: — Вы мне его сыграете? — Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю — Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем. С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте.Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул: — Великолепно! Непостижимо… — Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, — добродушно улыбнулся Лист. | Эдвард Григ |
Иоганн Штраус — австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач, «Король вальсов». Отец Иоганна Штрауса — также Иоганн и также известный музыкант, поэтому «короля вальсов» называют младшим или сыном, его братья тоже были известными композиторами. В 1844 г. девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивная творческая жизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев. |
|
Никколо Паганини воздействовал на своих слушателей многими трюками вроде подражания пению птиц, мычанию коров, жужжанию пчел и других насекомых. За подобные номера завистники называли Паганини шарлатаном. Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал «Дуэтом влюбленных». Одна его почитательница восторженно сказала маэстро: — Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим… Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это же совершенно невозможно. Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в концертах он уже играл сонату на одной струне…
| Никколо Паганини |
Успех Михаилу Ивановичу Глинке принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В честь Глинки друзья сочинили канон. Автором первого куплета был композитор М. Ю. Виельгорский: Пой в восторге, русский хор, Вышла новая новинка, Веселися, Русь! наш Глинка – Уж не Глинка, а фарфор!. А четвёртый куплет принадлежал А. С. Пушкину: Слушая сию новинку, Зависть, злобой омрачась, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь. А Одоевский на эти стихи сочинил музыку. | Михаил Иванович Глинка |
Модест Петрович Мусоргский обладал прекрасной музыкальной памятью, мог запомнить сходу сложнейшие оперы Вагнера. Однажды он, только познакомившись с «Зигфридом», тут же сыграл на память сцену Вотана. Мусоргский, создавая либретто к своим произведениям, всегда искал самые точные слова. Например, к песне Варлаама из оперы «Борис Годунов» он сам написал строки: Как во городе было во Казани, Грозный царь пировал да веселился… У Пушкина в песне Варлаама написана лишь первая строка. | Модест Петрович Мусоргский |
Как-то раз на одном из своих консерваторских занятий Николай Андреевич Римский-Корсаков объяснял ученикам, что последняя часть симфонии или сонаты непременно должна быть написана в быстром темпе. — А почему же у Чайковского четвертая часть Шестой симфонии написана в темпе адажио? — спросил один из молодых композиторов. Профессор развел руками. — Потому что в любом правиле существуют исключения, — сказал он. — Более того, они даже необходимы, если правило нарушает гений… | Николай Андреевич Римский-Корсаков |
С молодости у Петра Ильича Чайковского была непреодолимая жажда знаний, причем в самых разных областях. Так, одним из первых среди своих современников он познакомился с новым изобретением XIX века, которому было суждено огромное будущее. Это был фонограф Эдисона, открывший эру звукозаписи. Родные прочили ему карьеру военного офицера и были категорически против поступления в консерваторию. Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: «Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!» | Петр Ильич Чайковский |
На репетиции первой оперы Сергея Васильевича Рахманинова «Алеко» к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил: — Я только что закончил двухактную оперу «Иоланта», которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой? Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал. — Но если вы против… — начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора. — Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, — подсказал кто-то. Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой. — Но я так и не понял, — засмеялся Чайковский, — против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните… Рахманинов так и сделал. | Сергей Васильевич Рахманинов |
Сергей Сергеевич Прокофьев – дирижёр, пианист и один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Его считают русским музыкальным вундеркиндом. «Вступительный экзамен прошёл довольно эффектно: передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принёсший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошёл, сгибаясь под тяжестью 2-х папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» — сказал Римский-Корсаков, который вёл экзамен». Прокофьеву тогда было всего 13 лет! Страстью Прокофьева были шахматы Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам Ласкером и смог свести её к ничьей. | Сергей Сергеевич Прокофьев |
Во всем мире имя Дмитрия Борисовича Кабалевского связывают с молодостью и молодежью. Большая часть его произведений сочинена для детей и юношества. Он написал книги о музыке и Программу школьного курса. В юности будущий композитор занимался спортом, посещал школу живописи и рисования. С шестнадцати лет ему пришлось подрабатывать и помогать семье. Он рисовал плакаты, служил почтальоном, преподавал, играл в кинотеатре на сеансах тогда еще немого кино. | Дмитрий Борисович Кабалевский |
Из дневников композитора Георгия Васильевича Свиридова. «Искусство нашего века несет большую ответственность за обновление мира. «Моя музыка — некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней». | Георгий Васильевич Свиридов. |
Один скрипач, ознакомившись в рукописи с квартетами Бетховена, сказал с усмешкой композитору: — Маэстро, я надеюсь, вы не считаете всерьез эти свои произведения музыкой? Бетховен, снисходительно улыбаясь, дал следующий ответ: — О, напротив! Просто они написаны не для вас, а для позднейших времен… Настоящий композитор творит с веком наравне, а гениальный чаще всего опережает его. Скажи, как может человек, Создать мелодию на век? Да что на век или на два, Шедевр он создал навсегда!
|
Ноты «Лунной сонаты» Бетховена |