Водопьянова Т.М.

Сценарий урока музыки в 5 классе

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

С. Есенин

«Пасхальный благовест»

Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины.

Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. Многие русские композиторы, и Рахманинов один из них, включали в свои произведения

различные колокольные звоны.

Колокола

В основе музыки «Сюиты для двух фортепиано» ранние впечатления Рахманинова: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора которые я часто слышал,

когда бабушка брала меня в город по праздничным дням…». На мотиве из четырех «серебряных» колокольных нот, которые с детства ассоциировались у Рахманинова с мыслью о слезах, основана третья часть – «Слезы»

Портрет С. В. Рахманинова

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,-

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной

Ф.И.Тютчев

Слезы у иконы

Финальная часть Сюиты, озаглавлена «Светлый праздник» (с эпиграфом из стихотворения Хомякова), впечатляет картиной перезвона больших и малых колоколов и появляющейся темой церковного напева «Христос воскресе» .

Пасхальная служба

Вопрос:

Что вам напомнит такое звучание фортепиано?

ПАУЗА

Ответ: Фортепианные аккорды звучат, как колокол.

Портрет Рахманинова

Вопрос:

Какая знакомая мелодия звучит в этом сочинении?

ПАУЗА

Ответ:

Пасхальный тропарь.

Церковный хор

Вопрос:

Что напоминает звучание фортепиано?

ПАУЗА

Ответ:

Музыка звучит, как праздничный перезвон колоколов.

колокольня

Софийский собор в Киеве первоначально представляет собой грандиозное сооружение. По своим размерам и богатству убранства.

Этот храм не имел себе равных и в Киевской Руси, и во всей Европе того времени. Это было своеобразным ответом собору Софии в Константинополе.

София Константинопольская

О существовании древних фресок постепенно забыли. Только в XIX веке они были случайно обнаружены. Ныне стенопись Киевского Собора Святой Софии полностью освобождена от наслоений. Перед взором наших современников открылся неповторимый по красоте и стройности ансамбль росписей XI века.

Фрески собора — «Оранта»

Собору Софии Киевской посвятил свое произведение украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром. «Фрески» были завершены в 1973 году. Написал он её в честь 1000-летия крещения Руси. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. А её дочери — Вера, Надежда, Любовь хранительницы Руси.

София и её дочери — Вера, Надежда, Любовь.

Пласт «древности» представлен пьесами группы «Орнамент» и «Михайловский придел». Две основные части представляют собой стилизацию русской классики, духовной музыки Бортнянского, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина и Рахманинова

Интерьер православного храма

Вопрос:

Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (орнамент)

ПАУЗА

Ответ:

Слово орнамент означает украшение, узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий.

любой орнамент

Вопрос:

Какие особенности имеет этот узор?

ПАУЗА

Ответ:

В нем есть особый ритм, повторяемость элементов.

«Орнамент» софийского собора

Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные композиции. На теме «Орнамент» построена основная мелодическая арка произведения. Выделение арфы в качестве солирующего инструмента — ассоциации со звучанием славянских гуслей. Как будто певцы-баяны на гуслях поют былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории

«Орнамент» софийского собора — 2

Вопрос:

Какую особенность вы наблюдаете в партитуре арфы

ПАУЗА

Ответ: Мелодия имеет волнообразный рисунок

арфа

Вопрос:

На звучание какого инструмента похоже арпеджио арфы?

ПАУЗА

Ответ: на древнерусские гусли

гусляр

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого «Портрет дочерей Ярослава Мудрого» — фреска с изображением всех дочерей Ярослава, каждая из которых была выдающимся деятелем своего времени. На фреске они держат свечи. Пьеса построена как вариации на неизменную тему

«Портрет дочерей Ярослава Мудрого»

«Михайловский придел» — образ архангела Михаила, защитника Киева, которому молились в тяжелые времена. В музыке .той части можно услышать черты старинного жанра народной музыки — духовного стиха

«Михайловский придел»

Среди росписей в Софии Киевской большой интерес представляют фигуры скоморохов: музыкант со смычковым инструментом, сидящий на придорожном камне, флейтисты, музыканты, играющие на гуслях и лютне. В южной башне сохранилось единственное известное в древнерусском искусстве изображение воздушного органа. Отчетливо видна установка с трубами, органист, ударяющий руками по клавишам, и два скомороха, которые, стоя на мехах, нагнетают воздух в органные трубы.

«Скоморохи»

«Пришли скоморохи на площадь, чтобы развеселить народ, дать ему радость и отдохновение от трудов тяжелых праведных. И предстали перед народом радость, буйство силы и духа живого…». Пьеса «Скоморохи» – это двойные вариации с поочередным изложением тем. Для музыки «скоморошин» характерна краткость и четкая метрическая организованность стиха, простота напева, исполняемого в довольно быстром темпе. Тембр похож на звучание волынки. Пьесы «Борьба ряженых» и «Скоморохи» жанровые народные сценки, где фольклорные элементы сплетаются с современным звучанием.

«Скоморохи» — 2

Рассказывают, как автор накануне премьеры повел музыкантов оркестра в Киевский собор. Он говорил немного, но слова его, соединяясь с фресками, запахом воска и ладана, звучали музыкой его сочинений. Глубоко и просто о сложном…

Фото В. Г. Кикты

Вопрос:

Когда композитор сочинял симфонию, что могло быть его задачей?

ПАУЗА

Ответ:

Сохранить для нас, потомков, события древности

Зрительный зал консерватории

Вопрос:

Какими средствами он этого добился?

ПАУЗА

Ответ: Средствами музыкальной выразительности — строением музыкальной формы, инструментовкой, приёмами развития и исполнения.

Оркестр

Вопрос:

Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

ПАУЗА

Ответ:

Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, порядок во всём. В этом и есть внутренняя красота людей, духовность

Икона «Жены мироносицы»

Сейчас в наши дни особенно актуальна тема духовности. Музыка Бортнянского, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина и Рахманинова, Свиридова, Гаврилина, Кикты хранит в себе лучшие стороны русской души.

Храм Софии Киевской.

«И пойдешь ты по Руси, и понесешь людям сказания про то, откуда и как появилась земля Русская, и кто княжил в ней первым, кто строил города и одолевал врага, шел из варяг в греки, возводил златоверхие храмы…»

«И увидел слепой художник своим внутренним взором сияющие фрески Софии Киевской, проникнутые великой и щедрой любовью и верой. И понял он, что красота эта не умрет и через века, расскажет людям о легендарных временах Древней Руси и о творцах вечно живых Софийских фресок…»

Фрески Софии Киевской

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here