Водопьянова Т.М.
Сценарий урока музыки в 5 классе
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве
«Пасхальный благовест» | |
Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. Многие русские композиторы, и Рахманинов один из них, включали в свои произведения различные колокольные звоны. | Колокола |
В основе музыки «Сюиты для двух фортепиано» ранние впечатления Рахманинова: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням…». На мотиве из четырех «серебряных» колокольных нот, которые с детства ассоциировались у Рахманинова с мыслью о слезах, основана третья часть – «Слезы» |
Портрет С. В. Рахманинова |
Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой… Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые,- Льетесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной Ф.И.Тютчев | Слезы у иконы |
Финальная часть Сюиты, озаглавлена «Светлый праздник» (с эпиграфом из стихотворения Хомякова), впечатляет картиной перезвона больших и малых колоколов и появляющейся темой церковного напева «Христос воскресе» . | Пасхальная служба |
Вопрос: Что вам напомнит такое звучание фортепиано? | ПАУЗА |
Ответ: Фортепианные аккорды звучат, как колокол. | Портрет Рахманинова |
Вопрос: Какая знакомая мелодия звучит в этом сочинении? | ПАУЗА |
Ответ: Пасхальный тропарь. | Церковный хор |
Вопрос: Что напоминает звучание фортепиано? | ПАУЗА |
Ответ: Музыка звучит, как праздничный перезвон колоколов. | колокольня |
Софийский собор в Киеве первоначально представляет собой грандиозное сооружение. По своим размерам и богатству убранства. Этот храм не имел себе равных и в Киевской Руси, и во всей Европе того времени. Это было своеобразным ответом собору Софии в Константинополе. | София Константинопольская |
О существовании древних фресок постепенно забыли. Только в XIX веке они были случайно обнаружены. Ныне стенопись Киевского Собора Святой Софии полностью освобождена от наслоений. Перед взором наших современников открылся неповторимый по красоте и стройности ансамбль росписей XI века. | Фрески собора — «Оранта» |
Собору Софии Киевской посвятил свое произведение украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром. «Фрески» были завершены в 1973 году. Написал он её в честь 1000-летия крещения Руси. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. А её дочери — Вера, Надежда, Любовь хранительницы Руси. |
София и её дочери — Вера, Надежда, Любовь. |
Пласт «древности» представлен пьесами группы «Орнамент» и «Михайловский придел». Две основные части представляют собой стилизацию русской классики, духовной музыки Бортнянского, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина и Рахманинова | Интерьер православного храма |
Вопрос: Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (орнамент) | ПАУЗА |
Ответ: Слово орнамент означает украшение, узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. | любой орнамент |
Вопрос: Какие особенности имеет этот узор? | ПАУЗА |
Ответ: В нем есть особый ритм, повторяемость элементов. | «Орнамент» софийского собора |
Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные композиции. На теме «Орнамент» построена основная мелодическая арка произведения. Выделение арфы в качестве солирующего инструмента — ассоциации со звучанием славянских гуслей. Как будто певцы-баяны на гуслях поют былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории | «Орнамент» софийского собора — 2 |
Вопрос: Какую особенность вы наблюдаете в партитуре арфы | ПАУЗА |
Ответ: Мелодия имеет волнообразный рисунок | арфа |
Вопрос: На звучание какого инструмента похоже арпеджио арфы? | ПАУЗА |
Ответ: на древнерусские гусли | гусляр |
Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого «Портрет дочерей Ярослава Мудрого» — фреска с изображением всех дочерей Ярослава, каждая из которых была выдающимся деятелем своего времени. На фреске они держат свечи. Пьеса построена как вариации на неизменную тему | «Портрет дочерей Ярослава Мудрого» |
«Михайловский придел» — образ архангела Михаила, защитника Киева, которому молились в тяжелые времена. В музыке .той части можно услышать черты старинного жанра народной музыки — духовного стиха | «Михайловский придел» |
Среди росписей в Софии Киевской большой интерес представляют фигуры скоморохов: музыкант со смычковым инструментом, сидящий на придорожном камне, флейтисты, музыканты, играющие на гуслях и лютне. В южной башне сохранилось единственное известное в древнерусском искусстве изображение воздушного органа. Отчетливо видна установка с трубами, органист, ударяющий руками по клавишам, и два скомороха, которые, стоя на мехах, нагнетают воздух в органные трубы. | «Скоморохи» |
«Пришли скоморохи на площадь, чтобы развеселить народ, дать ему радость и отдохновение от трудов тяжелых праведных. И предстали перед народом радость, буйство силы и духа живого…». Пьеса «Скоморохи» – это двойные вариации с поочередным изложением тем. Для музыки «скоморошин» характерна краткость и четкая метрическая организованность стиха, простота напева, исполняемого в довольно быстром темпе. Тембр похож на звучание волынки. Пьесы «Борьба ряженых» и «Скоморохи» жанровые народные сценки, где фольклорные элементы сплетаются с современным звучанием. | «Скоморохи» — 2 |
Рассказывают, как автор накануне премьеры повел музыкантов оркестра в Киевский собор. Он говорил немного, но слова его, соединяясь с фресками, запахом воска и ладана, звучали музыкой его сочинений. Глубоко и просто о сложном… | Фото В. Г. Кикты |
Вопрос: Когда композитор сочинял симфонию, что могло быть его задачей? | ПАУЗА |
Ответ: Сохранить для нас, потомков, события древности | Зрительный зал консерватории |
Вопрос: Какими средствами он этого добился? | ПАУЗА |
Ответ: Средствами музыкальной выразительности — строением музыкальной формы, инструментовкой, приёмами развития и исполнения. | Оркестр |
Вопрос: Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы? | ПАУЗА |
Ответ: Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, порядок во всём. В этом и есть внутренняя красота людей, духовность |
Икона «Жены мироносицы» |
Сейчас в наши дни особенно актуальна тема духовности. Музыка Бортнянского, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина и Рахманинова, Свиридова, Гаврилина, Кикты хранит в себе лучшие стороны русской души. | Храм Софии Киевской. |
«И пойдешь ты по Руси, и понесешь людям сказания про то, откуда и как появилась земля Русская, и кто княжил в ней первым, кто строил города и одолевал врага, шел из варяг в греки, возводил златоверхие храмы…» «И увидел слепой художник своим внутренним взором сияющие фрески Софии Киевской, проникнутые великой и щедрой любовью и верой. И понял он, что красота эта не умрет и через века, расскажет людям о легендарных временах Древней Руси и о творцах вечно живых Софийских фресок…» | Фрески Софии Киевской |