Водопьянова Т.М.

Урок музыки в 6 класс

Увертюра Л. В. Бетховена «Эгмонт»

«Бетховен будто ведет нас ступеньками, все выше и выше — туда, где торжественно, грозно и радостно звучит Победа, где празднует свой триумф Ника Самофракийская…»

Дмитрий Кабалевский

« Ника Самофракийская»

Программная Увертюра Бетховена «Эгмонт» была написана как вступление к одноименной пьесе Гете. Это— первый из девяти номеров музыки спектакля. Пьеса по замыслу Гете должна была сопровождаться музыкой и заканчиваться победной симфонией.

Ноты Увертюры Бетховена «Эгмонт»

Иоганн Вольфганг Гёте— величайший немецкий поэт, писатель, драматург, юрист, ученый, театральный и политический деятель — с 1775 года занимал пост первого министра Веймарского герцогства. Именно в этом году он начал работу над трагедией «Эгмонт», которую завершил 12 лет спустя.

Портрет Гете

Бетховен высоко ценил творчество Гёте, с которым неоднократно встречался. Он писал песни на его стихи Увертюра «Эгмонт» Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. «Бетховен с гениальностью, достойной восхищения, проник в мои намерения»,— признавал автор трагедии.

Картина « Бетховен и Гете на прогулке»

Действие драмы происходит в Нидерландах 16 века, где народ был вынужден встать на борьбу против испанских поработителей. Сопротивление чужеземцам, борьба за свободу— в этом главное содержание трагедии.

Испанская инквизиция в 16 веке

Бетховен слышал в музыке свой собственной эпохи тревожный гул Великой Французской революции и будущих восстаний XIX века.

Он так писал, как будто по ночам

Ловил руками молнии и тучи,

И тюрьмы мира в пепел превращал

В единый миг усилием могучим.

Портрет Бетховена

Сонатная форма лучше всех других может передать противоречия, конфликт ,борьбу. В Увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой и обобщенной форме.

Э. Делакруа « Свобода на баррикадах Парижа»

Медленное Вступление открывает музыку Увертюры. Два образа сменяют друг друга. В первом – испанские завоеватели. Их характеристикой стал « Танец смерти» — Сарабанда. « И на развалинах могил смерть танцует сарабанду», — писал Гете. Аккордовая тема звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты

Испанские завоеватели времен Филиппа Кровавого

mp3- вступление

В пьесе Гете сцена, которая объясняет характер звучания второй темы, ее называют темой народного страдания:

«И е т т е р Если двое или трое встретились на улице и затеяли разговор, объявлять их, без суда и следствия, государственными преступниками.

И е т т е р. Беда! Беда!

П л о т н и к. Под страхом пожизненной каторги запрещается обсуждать государственные дела.

И е т т е р. А куда подевалась наша свобода?

П л о т н и к. За поношение правительства — смертная казнь». Т ему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба.

? — из фильма

« Тиль Уленшпигель»

Народ Нидерландов видит в графе Эгмонте воплощение национальных качеств — веселости и добросердечия, великодушия и. Эгмонт готов всю свою кровь отдать родной стране. «Почему все у нас привержены графу Эгмонту? Почему его мы чуть ли не на руках носим? Да потому, что он желает нам добра. Да здравствует граф Эгмонт!» Главная партия — характеристика графа, она имеет волевой, героический характер. Вначале она проносится по регистрам у виолончелей и других струнных инструментов, затем подхватывается всем оркестром. Сила и энергия ее постепенно возрастают. «Друзья мои, смелей! За родину сражайтесь! Радостно отдайте вы жизнь за то, что вам всего дороже,— за вольность, за свободу! В чем вам пример сегодня подаю!»

Граф Эгмонт (хороших изображений нет)

uakino.net

В музыке к пьесе у Клерхен есть свой номер, песня:

Любящая, бесстрашная, деятельная, она стремится спасти и родину, и Эгмонта.

И флейта играет!

И трубы гремят!

Ведет мой любимый

На битву отряд.

Копье поднимает,

Бойцов созывает.

Как сердце тревожно

Стучит у меня!

О, если б мне саблю,

Ружье и коня!

Скакала б я с милым

Средь голых полей,

По дымным дорогам

Отчизны моей.

Оркестр, флейтисты

«Едва завижу Эгмонта, и все мне становится понятно, понятно до последней мелочи. Что он за человек! Все провинции его боготворят, так ужели мне, в его объятиях, не быть счастливейшей на свете?»

Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

https://www.google.ru/search?q=фильм%20тиль%20уленшпигель%201974&gws_rd=ssl&tbm=isch

Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами. Но «борьба» на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с еще большей силой. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается.

Оркестр, дирижер

Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

«Нет, не смерть — этот скорый на руку враг, с которым готово сразиться крепкое, смелое сердце, страшит меня, а тюрьма — прообраз могилы, равно отвратительный и герою и трусу» — звучит в его сценическом монологе.

Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа. Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия «Музыка стремительно разрастается, она радостная, светлая, торжествующая – это победа нидерландского народа. Несмотря на то, что герой Эгмонт погиб, Добро победило Зло!» Врата распахнулись, упали решетки, стены рухнули под их натиском.

Оркестр, дирижер

mp3- кода

Вдали слышится военная музыка, бьют барабаны, свистят рожки; с первым еще тихим ее звуком виденье исчезает. Музыка становится громче. Бой барабанов приближается «Слышишь! Как часто эти звуки призывали меня на поле битвы и побед. Как бодро ступали мои соратники по стезе опасной доблести! Теперь и я выхожу из темницы навстречу почетной смерти. Я умираю за свободу. Для нее я жил, за нее боролся и ей в страданьях я приношу себя в жертву».

yandex.ru/images/search?p=8&text=увертюра%20эгмонт%20картинки&img_url=http%3A%2F%2Fimg.encyc.yandex.net%2Fillustrations%2Fbse%2Fpictures%2F02759%2F773200.jpg&pos=253&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404064369984

Вопрос:

Что означает слово Увертюра?

ПАУЗА

Ответ:

Увертюра обозначает – начало, открытие. Вступление к спектаклю

Зрительный зал филармонии

Вопрос:

Какие интонации объединяют Симфонию №5 и Увертюру «Эгмонт»?

ПАУЗА

Ответ:

Сильные, мужественные, суровые, героические, отрывистые интонации. Тема борьбы

Портрет Бетховена

Как и другие увертюры, «Эгмонт» быстро занял место на концертной эстраде, где стал одним из популярнейших симфонических сочинений Бетховена. В этой увертюре воплощены типичные черты творчества композитора: героика борьбы за свободу, требующей напряжения всех сил и тяжких жертв.

Афиша или обложка партитуры « Эгмонт»

Бетховен – один из самых выдающихся композиторов в мировой музыкальной культуре. Его музыка – вечна, потому, что она волнует слушателей, помогает быть сильными и не отступать перед трудностями. Слушая музыку Бетховена нельзя оставаться к ней равнодушным, потому что она очень красивая и вдохновенная.

Портрет Бетховена — 2

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here