Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
«Космический пейзаж. « Быть может, вся природа – мозаика цветов?»
Космический пейзаж | |
В 1887 году будущий теоретик космических полетов Константин Циолковский написал небольшую повесть «На Луне» — своё первое научно-фантастическое произведение. Два безымянных героя — автор и его друг физик — неожиданно попадают на Луну. Главной и единственной задачей произведения является описание впечатлений наблюдателя, находящегося на её поверхности. «Мрачная картина! Даже горы обнажены, бесстыдно раздеты, так как мы не видим на них легкой вуали — прозрачной синеватой дымки, которую накидывает на земные горы и отдалённые предметы воздух… Строгие, поразительно отчётливые ландшафты! А тени! О, какие тёмные! И какие резкие переходы от мрака к свету! Нет тех мягких переливов, к которым мы так привыкли и которые может дать только атмосфера» |
Лунный пейзаж |
В 1903 году К. Э. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. | Константин Циолковский — фото |
Четвертая соната, была написана Скрябиным летом того же 1903 года… Уже после издания сонаты композитор составил пояснительный текст, передающий ее основной замысел: «В тумане легком и прозрачном, вдали затерянная, но ясная, — звезда мерцает светом нежным. О, как она прекрасна! В радостном взлете ввысь устремляюсь… И в солнце горящее, в пожар сверкающий ты разгораешься, — сияние нежное!» Сочинение состоит из двух частей, непосредственно переходящих одна в другую. В первой части ощущается утонченность, хрупкость, порой призрачность. Вторая часть отличается стремительностью движения. Предчувствие космической эры звучит в музыке Скрябина! | А.Н. Скрябин за роялем Mp3 – « Соната № 4» |
К теме космоса обратились писатели-фантасты. Многие художники передавали на полотнах необычные, неземные пейзажи. В конце 19 века литовский композитор Чюрленис стал известен и как художник. Он написал удивительные работы. (Картины «Соната звезд», «Соната Солнца»). | Чюрленис «Соната звезд» |
В начале XX века возникали современные представления о том, как устроен мир. Тогда же появилась музыка, написанная композиторами о космосе. В США композитор Чарльз Айвз в начале 20 века написал пьесу «Космический пейзаж». Струнные инструменты изображают неизведанные дали, звезды, планеты, духовые инструменты передают образ людей-космонавтов, а так же неизвестных нам жителей других планет, между ними происходит взаимодействие, но научатся ли земляне общаться? «Вопрос, оставшийся без ответа». Так и назвал Ч. Айвз последний вариант своей космической пьесы .Вопрос понимания мира, в котором мы живем. | Чарльз Айвз — фото |
Струнная группа, играющая всё время одинаково тихо, в едином очень медленном темпе и строгой хоральной фактуре, без пауз, изображает, согласно авторскому пояснению к партитуре, «молчание друидов, которые ничего не знают, не видят и не слышат». Труба «интонирует „Вечный вопрос существования“, произнося его всегда одинаково»; тема этого «вопроса» проводится семь раз |
Оркестр или компьютерная графика |
Флейты вступают каждый раз после окончания «вопроса», символизируют поиски «невидимого ответа» на него. В последней, наиболее беспокойной и продолжительной своей реплике, флейты пытаются передразнивать трубу. Звучащий следом «вопрос» трубы так и не получает ответа, и произведение завершается растворяющимися в тишине звуками струнной группы. |
Обложка партитуры «Космический пейзаж» («Вопрос, оставшийся без ответа»). |
Серьезным, чуждым всякой суетности отношением к музыке, возвышенным строем Мыслей и чувств Айвз впоследствии будет напоминать Баха. Но была одна вещь, которую Айвз писал в течение всей жизни, так и не докончив. Это утопическая «Вселенская симфония», в которой композитор мечтал воплотить музыку самой природы: вибрацию земли, шумы леса, гармонию небесных сфер. Две части симфонии (Музыка Земли и Музыка Неба) должны были звучать… одновременно, но дважды, чтобы слушатели могли поочередно фиксировать внимание на каждой | Вселенная – фото или компьютерная графика |
Композитор Эдуард Николаевич Артемьев стал современником полетов в космос. Он часто обращается к образам Вселенной. В 70-80-е годы XX века его музыка уже была известна, после кинофильма «Солярис» и других, особенно новая — «космическая», которую он создавал с помощью синтезатора. В его произведении «Мозаика»- новые краски, новые созвучья, новые тембры, ритмы, акустические эффекты. Мы словно слышим разговор инопланетян, особыми сигналами, видим их космические аппараты. | Эдуард Николаевич Артемьев |
По рассказам космонавтов, ни с чем не сравнить ощущение человека, выходящего в космос: невесомость, совершенно фантастические картины Земли, ярких звезд и ощущение бесконечности Вселенной… Еще недавно это считалось бы фантастикой, а сейчас выход в космос уже не кажется чем-то необыкновенным. | Рисунок А. А. Леонова в открытом космосе |
Космонавт Алексей Архипович Леонов, который в 1965 году первым вышел в открытый космос, рассказал об этом в своих рисунках и воспоминаниях. «Корабль был одинаково ярко освещен солнцем и светом, отраженным от атмосферы Земли, которая торжественно голубым шаром разворачивалась внизу. Мы шли в ночи, и опять я видел черное космическое небо, звезды, пепельную луну и громадный земной шар. Видно, как начинает быстро светлеть горизонт. Яркая красная полоса опоясывает всю Землю. Затем переходит в оранжевую. Оранжевая — в голубую, голубая через синий полутон в фиолетовую, и затем уже простирается черное, бархатное космическое небо. Вот и солнце встает. Оно большое и необычно выглядит в своем красном кокошнике — солнечной короне. Несколько секунд, и корона растаяла. Солнце становится меньше и меньше, но зато ярче и ярче». |
Рисунок А. А. Леонова Mp3 – И.С.БАХ. « Фуга ми бемоль минор» Х.Т.К. – 1 том. |
Космическую музыку писали и многие рок – группы « Спейс», « Пинк Флойд», « Зодиак». Они нашли свои краски и интонации, чтобы рассказать о « волшебном полете», обратной стороне Луны, звездах… | Обложка альбома «Обратная сторона Луны» |
Вопрос: Какие музыкальные инструменты могут передать цветовую палитру космического пейзажа? | ПАУЗА |
Ответ: Необычный красочный колорит могут передать синтезатор и другие электронные инструменты. | Синтезатор, очень хороший |
Людмила Шакун написала в своем стихотворении: «Я стою на пороге Вселенной, Вихри космоса веют в лицо, Все, что вечно, и все, что мгновенно, Припорошено звездной пыльцой». | ПАУЗА |
Вопрос: Какие чувства вызывает музыка о космосе? |
|
Ответ: Она заставляет задуматься о величии Вселенной, о вечности. | Космический пейзаж |