Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 34 г. Томска

ПЕСНИ, РОЖДЁННЫЕ ВОЙНОЙ

Великой Победе посвящается

(Внеклассное мероприятие для 5-9 классов)

подготовила Лиманова

Елена Фёдоровна,

учитель музыки

Томск -2011

Великой Победе посвящается…

Мероприятие состоит из 2-х частей: музыкальной и художественной. Музыкальная – «Песни, рождённые войной» . Художественная – «День Победы» .

Цель:

Формирование у учащихся патриотического самосознания и воспитание любви к Родине и ее героическому прошлому.

Задачи музыкальной части мероприятия:

Обучающая: научить понимать эмоциональное содержание песен ВОВ.

Развивающая: закрепить навык выразительного исполнения песен.

Воспитывающая: сформировать интерес к музыке времён ВОВ.

Участники мероприятия: учащиеся 5-10 классов школы.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа (презентация, видеоролик).

1часть «Песни, рождённые войной»

Звучит музыка, выходят ведущие и чтец.

Слайд 2

Чтец.

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои…

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

– Что грозы железная мелодия,

Радость или горькая нужда?!

Всё проходит, остаётся Родина,

То, что не изменит никогда. (В.И.Заболоцкий)

Слайд 3

Ведущий 1

– Победа! В мае 45-го – это слово звенело, как залпы салюта. На улицах городов людское море переливалось с морем цветущей сирени и слёз радости. Незнакомые люди бросались в объятья друг друга: «Победа! Победа! Победа!» И ком застревал в горле – сколько самых дорогих и любимых до неё не дожило. Всё это помнят ветераны, всё это знаем и мы, и каждый год в дни, когда распускается сирень, память обостряется особо, и тогда притихают внуки, слушая в который раз рассказы дедов, прошедших через лихолетья Великой Отечественной. Событиям, которые происходили 65 лет назад, мы сопереживаем точно так же, благодаря документальной кинохронике, художественным фильмам, книгам, военным песням. Что удивительно, жизнь меняется, годы идут, а песни Великой Отечественной войны звучат до сих пор. Ведь именно они помогали бойцам воевать, а всему нашему народу выстоять и одержать Великую Победу. Сегодня мы вспомним эти песни.

Ведущий 2

Слайд 4

– Эта песня – одна из самых лучших за все военные годы, одна из самых героических песен нашей эпохи. Она была взята на вооружение всей нашей армией, всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро, после боя курантов, она звучала по радио. До сих пор эта песня вызывает слёзы и гнев к захватчикам. .. Это песня «Священная война» Лебедева-Кумача и композитора Александрова.

Ученик 1

Слайд 5

Впервые песня «Священная война» была исполнена 26 июня 1941 года на белорусском вокзале для бойцов, уезжавших на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом все, что полагается фронтовику.

Ученик 2

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародились сомнения: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио.

Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…

Ученик 1

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них тоже слезы на глазах…

Ученик 2

Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Видеоролик «Священная война».

Слайд 6

Чтец.

– Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою Слайд 7

Осталась один на один.

Рубила, возила, копала, —

Да разве же всё перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла, Слайд 8

Что будто отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали.

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твоё… (Симонов)

Слайд 9

Начало формы

Конец формы

Особую популярность песня «Катюша» получила в дни Великой Отечественной войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. Например, такое: «Все мы любим душеньку «Катюшу», любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает».

Ученик 3

Бойцы пели «Катюшу» каждый на свой лад и идущие от всего сердца слова, посвящали своей любимой девушке. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: «Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне».

На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них – старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.

Ученик 4

10 января 1943 года в газете «На штурм» были опубликованы стихи о Кате Пастушенко: «Мы любим петь о девушке Катюше, что выходила на берег крутой… О Кате песню новую послушай, о девушке суровой и простой. Когда враги вдруг налетели стаей и замолчал внезапно пулемет, Катюша наша, девушка простая, одна рванулась заменить расчет…» В военное время пели и такую песню на мотив «Катюши»: «Наш вишневый сад в цветенье снова, и плывут туманы над рекой. Выходила Катя Иванова на высокий берег, на крутой. Выходила – твердо порешила мстить врагу за Родину свою, сколько воли, сколько хватит силы, не жалея молодость в бою».

Слайд 10 – 11(слова песни Катюша)

Выступление 6кл. «Катюша»

Слайд 12

Ведущий 1

– Шёл 1945 год, и уже ветер грядущей победы всё сильней и сильней колыхал наши знамёна. Об этом и хотелось сказать авторам песни, наполнить её раздумьем о том, что уже совершили наши воины за долгие и тяжёлые годы войны. Секрет успеха этой песни очень точно объяснил Георгий Константинович Жуков. Он назвал песню «бессмертной», потому, что в ней отразилась большая душа народа. Прообразом её послужила русская песня «Эх, ты ноченька…» Сначала родился припев – четыре короткие музыкальные фразы, которые, как и в старинной песне, начинаются со вздоха «эх»… Авторам песни помогло то, что они сами много пережили в годы войны.

Слушание «Эх, дороги…» Слайд 13 — 22

Ведущий 2

Слайд 23-24

«Стихи написаны на Каме, – вспоминал о рождении этой песни Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Ефрем Флакс».

Танец «В лесу прифронтовом» — ученики 6Вкласса

Чтец.

– Кто сказал, что надо бросить песню на войне,

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Ведущий 1

Слайд 25

Счастливая судьба у песни «Синий платочек». Эту песню пели многие известные певцы и певицы: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. Очень много вариантов этой песни гуляло по дорогам войны – но на слуху у всех остался один вариант, а исполнительницей его стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. Время написания стихов этого фронтового варианта «Синего платочка» — 1942 год. Их автор – лейтенант Михаил Александрович Максимов.

Ведущий 2

Слайд 26

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Ученик 5

Слайд 27

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч…».

«Синий платочек» — солистка Манькова Ирина,10Акл.

Ведущий 1

Слайд 28

– Проходят годы. Многое со временем, конечно, забывается. Потускнели боевые ордена, у солдат выросли дети и внуки. Но эта война осталась в народе неизгладимой трагической меткой. Остались стихи и песни, рождённые на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата. Совсем мало осталось тех, кто прошёл эту страшную войну. Но рождаются новые песни, и это значит, что подвиг народа останется в нашей памяти навсегда!

Ведущий 2

Слайд 29

Песня «Москвичи» была написана композитором Андреем Эшпаем на стихи Евгения Винокурова в послевоенном десятилетии.

«… Когда я писал стихи, вспоминает поэт, мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Мне хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие покалечены войной…»

Ведущий 1

Стихи поразили композитора Андрея Эшпая. «Они были просто снайперски из моей биографии. Я ушел на фронт с Бронной… На войну еще раньше ушел и мой старший брат, Валя. Он погиб в самом ее начале—в июле—августе сорок первого … во время минометного обстрела. А мама все ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель до последних дней… Ложилась спать всегда очень поздно. И вот этот свет лампы воспаленной в стихах Винокурова—казалось бы, очень точные слова. В них я увидел свою маму, ожидающую и перечитывающую мои и братовы письма с фронта. Я до сих пор вспоминаю маму именно в этом куплете».

Звучит песня «Москвичи» в исполнении ансамбля 5А класса.

Ведущий 2

– Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война не исключение. Она долго ещё будет напоминать о себе – пока живы матери, потерявшие своих сыновей, пока болят раны воинов…

Слайд 30

«Зажгите свечи» — дуэт Ситниковы Настя и Маша,8Б, 10А.

Слайд 31 — 34

Ведущий 1

– Великая Отечественная война… Сколько книг написано о ней, сколько стихов сложено… Тема вечная. Святая…

Стихотворение (на фоне музыки)

1уч. Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!

2уч. Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

3уч. Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

4уч. Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

(М. Вадимов)

Часть вторая «День Победы»

(художественная)


Задачи художественной части мероприятия:

1) Создание художественно-творческого проекта «День Победы» как завершающий этап общей темы мероприятия

2) Знакомство с понятием «композиция»:

— построение композиции как единое целое; — ритмическая организация пространства листа; — зрительная и смысловая организация пространства композиции.

3) Создание этого проекта, как одна из завершающих тем IV четверти 6 класса «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл»

Материалы к уроку:

а) Собранный материал по темам «Образ войны» и «Образ мира»

б) Тонированная бумага для фона, цветная бумага для индивидуальной работы, клей, ножницы, карандаши, ластик.

Техника исполнения и варианты работы:

Коллаж – техника исполнения для коллективного панно

Аппликация – для индивидуальной работы.

Вариант коллективной работы – создание коллажа из отдельных изображений сцен войны и мира. Создание общей композиции по заданной теме из собранного материала.

Вариант индивидуальной работы – использован прием аппликации из цветной бумаги, декор на тему праздника, применение шаблона для шрифта

Этапы работы над художественным проектом, ход урока:

А) Замысел – над коллективным панно «Образ войны» работает группа мальчиков (по желанию), а над панно «Образ мира» работает группа девочек. Индивидуально работают остальные ребята – по шаблонам рисуют буквы и украшают их аппликацией на праздничную и воинскую тематику. Объяснение учителя, что такое композиция, композиционный центр, цветовое решение и ритм в композиции.

Б) Обсуждение идеи проекта — предварительная компоновка композиции. Работа над эскизами.

В) Развитие идеи проекта — создание окончательного варианта композиции из изобразительного и собранного материала – два панно, разные по цветовому решению, по композиции. Одно показывает весь ужас войны, стремление к победе и готовность ради победы отдать жизнь, а на другом — счастье, радость и свет мирной жизни. Эти два панно объединяют главные слова «День Победы». Каждая буква создана индивидуально, но шрифт подчинен общему замыслу и объединен общей идеей между собой панно.

Ребята на уроке узнали:

— что слово «композиция» происходит от латинского «compositio» и означает «сочинение» или «составление»

— что в композиции есть композиционный центр, который может быть расположен не только в центре работы, но может быть смещен в любую сторону

— что работу над панно начинать нужно сверху – вверху находится задний план

— что первый план должен обращать на себя особое внимание и нести главную смысловую нагрузку

— что при компоновке нужно соблюдать определенный ритм цветовых пятен

— что главное в композиции – это восприятие всей композиции как единое целое по замыслу, по идее, по цвету, по ритму

— что компоновать фигуры людей и предметы, их окружающие, нужно так, чтобы зрителю стала понятна главная мысль произведения – это и есть искусство композиции

Итоговая художественно-практическая часть мероприятия была проведена в форме художественно-творческого проекта с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности художника. Это позволило добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.

Использовались ресурсы:

http://www.otvoyna.ru/pesni.htm

http://wsongs.narod.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here