Урок для 7 класса на тему «Культура молодёжного общения. Прозвища»

Цель: выявить особенности молодёжного общения (использование жаргонной лексики, прозвищ) и сделать вывод о степени их необходимости.

Задачи:

Образовательные:

— повторить определение «речевой этикет» и познакомиться с понятием «интеллигентность»;

— провести вводное знакомство с книгой Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», произведением В. Железникова «Чучело».

Воспитательные:

— осмыслить роль жаргона в молодёжной среде;

— установить различие между понятиями «имя» и «прозвище»;

— показать, как действительно важно Человеческое общение между людьми.

Развивающие:

— продолжить развитие способностей иметь самостоятельную точку зрения, уметь её аргументировать, строить связное высказывание.

Оборудование: оформленная учителем доска, раздаточный материал, аудиозапись сказки Шарля Перро «Красная Шапочка», видеозапись с фильмом Р. Быкова «Чучело».

по тому, как человек говорит, мы можем определить

степень интеллигентности человека, степень его

психологической уравновешенности. Наша речь –

важнейшая часть не только нашего поведения, но и

нашей личности, нашей души, ума…

Д. С. Лихачёв

I . Организационный момент.

II. Основная часть.

Эмоциональная зарядка.

На доске учителем записаны различные афоризмы и высказывания знаменитых людей (приложение 1).

Учитель: Ребята, выберите среди высказываний, написанных на доске, то, которое наиболее близко вашему образу мыслей, настроению, и подготовьтесь выразительно прочитать его. Есть одно условие, которое сразу покажет степень вашей сплочённости: отрывок декламирует хором весь класс.

После чтения учитель просит ребят объяснить, почему они выбрали то или иное высказывание.

Учитель: Наш урок мне хотелось бы продолжить забавной легендой (приложение 2).

Понятие «вежливость» тесно связано с понятием «этикет».

В.: —Что такое этикет? (ответы учащихся)

Обращение к записи на доске (приложение 3).

Сегодня мы поговорим о речевом этикете, т.е. о культуре речевого общения, в частности среди молодежи. Я бы хотела, чтобы сегодня на уроке и впоследствии мы чаще задумывались, как мы общаемся, и всегда ли приятно это общение окружающим.

(Запись темы, определения этикета).

В.: — Насколько важно в нашей жизни умение общаться, грамотно высказывать свои мысли, ценить людей?

Посмотрим, что по этому поводу сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, порядочность и интеллигентность которого заслуживают преклонения. Его слова взяты эпиграфом к нашей беседе.

(чтение эпиграфа)

З.: Определите тему и основную мысль высказывания.

(Тема: роль речи в жизни людей. Основная мысль: последнее предложение)- записать в тетрадь в форме предложения с прямой речью.

В.: — Как вы понимаете значение слова «интеллигентность?».

— Какого человека называют интеллигентным? (приложение 3)

В.:А легко ли людям найти общий язык? И почему иногда одно единственное слово может воздвигнуть между ними стену обиды и непонимания?

Обратимся к определенной речевой ситуации (чтение диалога на раздаточном материале – приложение 4).

В.:Между людьми какого возраста происходит диалог?

— Какие речевые особенности это подтверждают?

Слова из молодежного жаргона: «уши греть» – подслушивать; «на стреме» – настороженно.

Для чего молодежи нужен жаргон?

Подростки считают жаргонные слова признаком современности. Стремятся отделить себя от мира взрослых, укрепить свою возрастно-групповую солидарность. Жаргон для них – средство самовыражения и социальный пароль или сленг.

Но универсален ли он настолько, чтобы говорить на нем всегда и везде, как это делает часть молодежи?

Проведем небольшой эксперимент.

Познакомимся с фрагментом пародии М.Розовского на сюжет сказки «Красная шапочка» (раздаточный материал — приложение 5).

В.: — Каково первое впечатление от пародии?

А теперь послушаем традиционную, литературную версию сказки.

(прослушивание аудиозаписи)

Всем известная сказка, нет человека, который бы не был с ней знаком. В ней нет той новизны и необычности, как в пародии Розовского. Но…

В.: — Какой из вариантов вы оставили бы своим потомкам: жаргонный или традиционный? Почему?

1. В жаргонном варианте теряется смысл произведения. А ведь, как известно, : «Сказка ложь, да в ней намек.» Дети познают мир через сказку.

В.: — Чему учит сказка Шарля Перро «Красная шапочка»?

Никогда нельзя разговаривать с посторонними, доверяться им.

2. Жаргон — явление временное. В каждом поколении использовался свой сленг (приложение 6).

Но основой общения людей всех поколений является язык литературный.

В своем пародийном варианте сказка на первый взгляд смешна («прикольна»), но она теряет свой глубинный смысл, доброту, непосредственность, красоту изложения.

Однако новизна появившихся жаргонизмов и их яркий, по мнению молодежи, смысл тоже сомнительны. Так, например, столь популярное слово тусоваться (общаться, встречаться) родственно слову туча, от того же корня произошло слово тысяча (был древний корень tus). Значит тусовка – это туча, тысяча человек. Но согласно гипотезе, от этого же корня произошло слово тухлый. Я бы так о себе не говорила (запись на доске – приложение 7)

Еще одна особенность общения в молодежной сфере – это обращение друг к другу по прозвищу. Для начала давайте разберемся, чем различаются между собой такие понятия, как имя, прозвище (приложение 3).

Попробуем раскрыть смысл прозвищ в литературном отрывке (приложение 4).

В.: — Как вы думаете, почему одну из девочек называют Самбо?

( Учитель зачитывает другой отрывок из текста: «Говорили, что ее двоюродный брат увлекается этим видом борьбы и Машка научилась от него всем приемам. Она славилась не только ловкостью и силой, но и вспыльчивостью. Даже самые отчаянные мальчишки боялись ее задевать, потому что она бросала их через голову.»)

В.: — Почему Машка Самбо дала своей сестренке прозвище Заноза?

— Какое отношение: одобрительное или пренебрежительное — несет это прозвище?

«Припечатать кого-либо метким словцом» народ всегда умел. Вспомним, что говорит Н.В.Гоголь в «Мертвых душах» о народных прозвищах: «Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. Ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица».

Даже самодержцы (князья и цари) не избегали этой участи.

З.: Вспомните, какими прозвищами наделил народ великих правителей, монархов, запишите и объясните, чем обусловлен выбор прозвища (приложение 8).

(Вариант задания: часто прозвища используются писателями в художественных произведениях для характеристики персонажей. Учитель читает отрывки из литературных произведений, потом просит учеников назвать это литературное произведение, автора; подумать, на что указывает данное герою прозвище: приложение 9).

Прозвище указывает на яркие черты характера, внешности.

В.: Но всё же, нужны ли прозвища?

Так, например, герой повести А. Алексина «Детективная история» Алик считает, что прозвища просто необходимы. Вот его мнение: «Мне кажется, прозвище говорит о человеке гораздо больше, чем имя. Имя вообще ни о чём определённом не говорит. Ведь прозвище придумывают в зависимости от характера».

В.: Прав ли мальчик?

Разве имя не имеет значения?

После принятия христианства возник обычай крестить новорожденных детей, нарекая их в честь «святых». Он нёс в себе определённый смысл: христиане верили, что после смерти такие угодные богу люди возносились на небо для новой жизни. Став жителями иного мира, они, однако, продолжали заниматься делами грешной земли, помогая людям, в первую очередь, как верили христиане, своим «тёзкам». Поэтому издревле люди были уверены в силе имени, в том, что оно может обусловить судьбу человека.

Давайте сравним значения имени и прозвища

В.: Как обычно называют мальчиков с именем Сергей? (Серый).

Насколько красив серый цвет по сравнению с остальной цветовой гаммой? (Тусклый, ничего не выражающий).

Когда используется выражение «серая личность»? (Когда хотят охарактеризовать ничем не интересного человека, не имеющего собственного мнения).

А имя Сергей в переводе с латинского означает «высокий», «высокочтимый».

Сравните: тусклый, ничем не примечательный, с одной стороны, и высокочтимый, с другой.

В.: Какое обращение более уважительное?

(Учитель может провести и коллективное обсуждение – сравнение имён и прозвищ, предложенных учениками. При этом используется «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля, «Этимологический словарь», перечень русских календарных имён, книга Л. Успенского «Ты и твоё имя»).

Проанализируем некоторые современные жаргонизмы, используемые как прозвища.

В.: Как, по-вашему, характеризует человека слово «крутой»?

В сербско-хорватском языке крутой значит «грубый». А в русском оно исторически является однокоренным со словом короткий (т.е. ограниченный, малоразвитый).

В.: В каких случаях употребляют жаргонное слово «ботаник»? С какой целью? (Словом «ботаник» называют отличников, чтобы унизить, обидеть).

На самом деле слово «ботаник» имеет положительное значение, оно образовано от слова «ботать», что значит «знать».

(этимология данных слов может быть записана на доске).

Итак, имя всегда несёт в себе положительное значение, именем поистине можно гордиться. Об этом нам говорят и поэтические строки (раздаточный материал – приложение 10).

В.: С чем сравнивает имя старец Гомер?

Как вы понимаете это сравнение?

Какой эпитет подбирает Ахматова к слову «имя»?

В наше время каждый человек проносит через жизнь своё троекратное имя, которое продолжает жить и после своего хозяина. Имя, фамилия, отчество – это слова необыкновенные по своему значению, это светлые надежды родителей на славу и удачливость ребёнка, это уважение к своим предкам.

В.: А прозвище?

Каких прозвищ по-вашему больше: позитивных или негативных?

Ещё Н.В. Гоголь говорил: «На Руси есть такие прозвища, что только плюнешь да перекрестишься».

Со мной можно поспорить: а как же прозвища русских князей, царей (Мудрый, Великий, Осмомысл)?

В.: Чем эти прозвища отличаются от тех, что дают друг другу подростки в молодёжной среде?

(Народ дал царям данные прозвища уже в зрелые годы, осмыслив их правление и достижения, согласуя с их характером.

Молодёжь же выдумывает клички спонтанно, почти не задумываясь о значении и последствиях).

Мы с вами говорили о том, что имя может повлиять на судьбу человека. Также может повлиять на неё и прозвище. Самое страшное, если прозвище унизительно.

Вот одна история.

Однажды в дедушкином доме появилась его внучка – Лена. Она была нескладным подростком, ещё телёнком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у неё торчали, как крылышки, лопатки .Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика.

В.: Как вы представляете себе Лену?

В чём особенность её облика?

Какие детали в описании внешности героини выделяет автор?

С какой целью он это делает? Какие языковые средства при этом использует?

Эту трогательную, чистую, открытую, непосредственную девочку одноклассники прозвали «Чучелом». Вот к чему это привело.

Демонстрируется отрывок из фильма Р. Быкова «Чучело» по одноимённой повести В. Железникова ( финальная сцена, когда Лена появляется на дне рождения Димы остриженная наголо).

Если вы ещё не знакомы с повестью В. Железникова «Чучело», я бы посоветовала вам прочитать её или хотя бы посмотреть кинофильм. Это поможет взглянуть со стороны и на ваши отношения со сверстниками.

Ребята, американский психолог и социолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» предложил шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям (листочки — памятки с правилами лежат у детей на столах – приложение 11). Давайте прочитаем эти правила.

(Впоследствии памятки с правилами учитель дарит ученикам).

В заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в одну психологическую игру. Игра проста. Повернитесь и посмотрите на своего соседа, соседку. Улыбнитесь и скажите человеку что-либо хорошее, обязательно назвав его по имени и глядя прямо в глаза.

Учитель первым говорит комплимент одному из ребят. Затем это делают все желающие.

В.: Располагает ли к дальнейшей, тёплой и дружеской, беседе такое обращение?

III. Подведение итогов

Вот и закончен наш разговор. Мы не обсуждали сегодня, что можно делать, а что нельзя, но поднимали вопрос: «А нужно ли?» Каждый сделал свой собственный вывод. В любом случае сегодняшний разговор – это ещё один шаг к становлению своей личности. Мне бы хотелось, чтобы вы приняли в сердце одну житейскую мудрость: «Называться человеком легко, быть человеком труднее» (на усмотрение учителя слова могут быть записаны на доске и в тетрадях учащихся).

Приложение 1

Высказывания:

«Счастье – часто встречаться с хорошими людьми». (В. Песков)

«Тот всем людям дорог и нужен, кто с честью и порядочностью дружен». (Пословица)

«Лучше лишить человека пищи, чем лишить его внимания…Будьте щедры на похвалу. Высоко оценивайте истинные достоинства людей». (А. Кочетов)

«Лучший ответ безумцу – молчание… Отвечать обидой на обиду – всё равно что подкидывать дров в огонь». (Восточная мудрость)

«Если ты хочешь, чтобы тебе было хорошо, сделай так, чтобы с тобой было хорошо и другим. Приучай себя постоянно думать об окружающих – именно в этом и заключается подлинная вежливость…» (М. Ходаков)

«Ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как вежливость» (Сервантес).

Приложение 2

По легенде вежливость возникла в глубокой древности, когда наши предки ходили ещё одетыми в шкуры (плакат). В каменном веке все люди ходили с камнями и поэтому были очень невежливые. Например, встретит один человек другого и вместо того, чтобы сказать: «Добрый день! Как себя чувствуете?», он просто хлопнет встречного камнем по голове и сразу видит, как тот себя чувствует.

Как-то один человек вышел из своей пещеры на улицу, в дремучий лес…

Идет – идет, кругом никого – видно все друг друга перебили. Лишь через несколько дней он встретил другого и так обрадовался, что отбросил свой камень, побежал навстречу. Но другой оказался очень боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда наш человек протянул обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет. И другой человек тоже протянул ему руку.

Так и получилось первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба и первая в мире вежливость.

Приложение 3

Этикет – правила поведения, касающиеся отношения к людям (общение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Интеллигентный — образованный, культурный.

По Д.С. Лихачеву. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче мелочей: в умении вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – окурками, руганью, дурными идеями, в умении уважительно относиться к взглядам и мнению другого человека.

Это все имена собственные. «Собственный» (ст.слав.собъство – «свое», «личное»).

Имя – собственное наименование, употребляемое одинаково как внутри семьи, так и во всех сферах жизни, вплоть до официальных документов. Имя сочетается с отчеством и фамилией, из имени образуются отчества.

Прозвище – собственное наименование, характеризующее черты характера или внешность человека. Прозвище применимо только при близких отношениях между людьми или при отсутствии взаимного уважения.

Приложение 4

— Видал? – сказала Самбо, прикрывая дверь. – Уши грела!

— Это твоя сестра?

— Ага. Заноза. Ты думаешь, ей ручка нужна? Ха-ха! Она на тебя взглянуть приходила. – Самбо снова принялась ходить по комнате. – Теперь будет на стреме. (Ю.Сотник «Машка Самбо и Заноза»).

Приложение 5

Всю дорогу, со страшной силой хиляя по лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе в потрясной Красной шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк – слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку. «Слушай, детка, прими таблетку, сказал Серый Волк. – Это все не фонтан, пшено и не в жилу ». «Отпад, — сказала Красная шапочка. – Будь здоровчик.».

Приложение 6

70 – е г.г. 20 в. – хипповать (поддерживать стиль «хиппи»)

(на доске запись)

80 – е г.г. 20 в. «дискач» — дискотека – в период развития диско-музыки.

90 – е г.г. 20 в. – в связи с влиянием западной культуры — наплыв англицизмов: герла – девушка; шузы – обувь.

Приложение 7

индоевр. *tus –туча, тысяча, тухлый, тусоваться

( ч / / х / / с )

Или слово «клубиться» ←клуб: 1.заведение, объединение людей по интересам (от англ. «club», которое было заимствовано около двух столетий назад и первоначально произносилось «клаб»: «Третьего дня в Английском клабе избрали новых членов» — А.С.Пушкин); 2. клуб дыма (от общеслав. корня * klọbъ, испокон веков так и звучало, обозначая «нечто круглое»).

Приложение 8

Ярослав Мудрый (ум. 1054) – князь Ярослав Владимирович, деятельный правитель. При нем высокого развития достигли литература (появилась первая библиотека), ораторское искусство, ремесло. Прочным и могущественным было международное положение Руси.

Всеволод Большое Гнездо – внук Владимира Мономаха. Вел борьбу с боярством за укрепление княжеской власти. Первым принял титул великого князя, стремился централизовать Русь (словно вил гнездо).

Ярослав Осмомысл – Ярослав Владимирович Галицкий –тесть князя Игоря Новгород-Северского, отец Ярославны. Летописец так его характеризует: «бе же князь мудр и речен языком, и богобоще, и честен в землях и славен полны» (Ипатьевская летопись, 1187г.)

Осмомысл – знал восемь языков, был умен за восьмерых, «заботен восемь мыслей».

Николай I Палкин – получил своё прозвище, так как ввёл в армии «палочную» систему.

Николай II Кровавый – именно во время правления этого монарха произошло трагически знаменитое Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.)

Иван Грозный (Иван IV, Васильевич) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нём же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором. В западно-европейских языках прозвище Ивана IV – Грозный – переводится как «ужасный».

Пётр Великий (Пётр I, Алексеевич) – царь – реформатор, при нём были отвоёваны старинные русские земли в устье реки Невы, что обеспечило выход к Балтийскому морю; было укреплено международное положение России.

(Из курса истории дети могут вспомнить много других примеров(), это обеспечит и межпредметную связь на уроке).

Приложение 9

  1. « И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга. И удавил Кожемяка печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их. («Повесть временных лет»: «Сказание о Кожемяке». Прозвище Кожемяка дано по профессии (перед выделкой кожа животного должна стать мягкой), также оно указывает на необыкновенную силу юноши).

  2. «Как услышали уманцы, что куренного их атамана нет уже в живых, бросили поле битвы и прибежали прибрать его тело; и тут же стали совещаться, кого выбрать в куренные. Наконец сказали: «Да на что совещаться? Лучше не можно поставить в куренные никого, кроме Бульбёнка Остапа». (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Бульбёнок – сын казака Бульбы. В современном белорусском языке «бульба» означает «картофель», но во времена Запорожской Сечи, описанные Гоголем, никакого картофеля на востоке Европы ещё не знали, ведь только в XVIII в. это растение стало обычным более – менее. Ещё в сороковых годах прошлого столетия на Руси то и дело вспыхивали «картофельные бунты», а правительство вводило премии и награды за посев картофеля. Совершенно очевидно, что суровый герой Сечи Тарас никак не мог получить прозвище «Картошка», пока народ и в глаза не видел самого этого корнеплода. Слово «бульба» означало в разное время не только картофель, но и разные другие округлые плоды – земляную грушу и даже тыкву. Основное же его значение на Украине близко к понятию «глыбы», «шишки», чего-то тяжёлого и шарообразного. И всего вероятнее – Тарас Бульба означало «Тарас Тучный» «Тарас Глыба». Вспомните описание этого героя у Гоголя.

  3. «Этот Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем, но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Давно уже, лет десять, а может и пятнадцать, как жил он в Диканьке. Сначала он жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру». (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

  4. «Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе…

Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползёт она и ползёт к большому чёрному пню. Еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ножках». (М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Мужичок в мешочке – Митраша – мальчик маленький, но серьёзный и хозяйственный, по характеру упрямый. Золотая курочка – Настя – хлопотливая хозяюшка. Внешне, словно золотая: волосы у неё отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки).

Приложение 10

Мне имя дали при крещенье Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха, —

не без гордости писала о себе поэтесса А. Ахматова.

А древнегреческих поэт Гомер так повествовал о человеческих именах:

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных:

В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.

Приложение 11

Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

Правило 2. Улыбайтесь.

Правило 3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here