МБОУ Маныч- Балабинская ООШ
Классный час «Час доброты»
Класс: 3
Классный руководитель: Юрченко Т. В.
Цели: утверждать в детских душах твердые ориентиры добра, истины, любви и красоты.
Оборудование: «Толковый словарь» С. Ожегова, карточки со словами; плакаты с высказываниями; листы для текста; карточки с пословицами; кассеты с музыкой.
Ход классного часа.
— Сегодня разговор у нас с вами пойдет именно о доброте как о важнейшем качестве человеческой души.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно не спокойным небом
Давайте воевать за доброту!
— Доброта…Что означает это слово?
(Ответы детей)
— Давайте прочитаем какое определение этому слову дается в словаре Сергея Ожегова.
Он также отметил качества определяющие доброту:
добродетельный
добродушный
доброжелательный
добросовестный
добронравный
добропорядочный
добросердечный
Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (боль, обиду, несправедливость, досаду)
А были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?
(Ответы детей)
А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы чтобы с вами обошлись так же?
Есть такие мудрые слова: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый человек хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. Сейчас мы проведем тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек.
Тест.
Поставьте напротив каждого вопроса «да» или «нет».
-
У тебя появились деньги. Смог ли ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям и родным?
-
Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
-
Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
-
Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять настроение?
-
Часто ли ты используешь злые шутки?
-
Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
-
Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
-
С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
-
Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
-
Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
-
Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из своих домочадцев, например)
-
Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Результаты:
Больше 8 очков: ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми.
У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не
позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков: твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты
идешь на все, но старайся быть равным со всеми, чтобы не было
на тебя обид.
Меньше 4 очков: тебе предстоит сложная работа над собой.
— Теперь ,ребята, ответьте мне на такой вопрос:
Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искренне?
(Ответы детей)
— Конечно, это добрый, теплые, волшебные слова. Какие?
(Ответы детей)
– Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов?
(С помощью улыбки, ласкового взгляда)
Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
— Давайте немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться … (доброе утро!)
Доброе утро! – солнцу и птицам.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет даже старый пень
Когда услышит … (добрый день!)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: … (здравствуйте!)
Растает ледяная глыба
От слова доброго … (спасибо!)
Когда бранятся за шалости,
Мы говорим: … (прости, пожалуйста!)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: … (спасибо!)
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь: … (до свидания!)
Всем вам с большой любовью
Желаем … (крепкого здоровья!)
— Доброта – это самое ценное качество русского народа. Поэтому много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. Давайте попробуем собрать некоторые из них.
1) Доброе слово и кошке приятно.
2) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
3) Доброе слово лечит, злое калечит.
4) Худо тому, кто добра не делает никому.
5) Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
6) Не хвались серебром, а хвались добром.
7) Не ищи красоты – а ищи доброты.
8) В ком добра нет, в том и правды мало.
9) Доброе братство сильнее богатства.
(Дети читают пословицы)
— Ребята, многие из вас читали или видели мультфильм о том, как Удав передавал привет Мартышке. В нашей следующей игре привет необходимо будет поймать.
Игра «Поймай привет» (звучит ритмичная музыка)
Под музыку дети хлопают в ладоши. Ведущий пытается быстро проводить ладонью между ладонями хлопающего. Последующий пытается, в свою очередь, хлопками «поймать привет», то есть руку водящего. Тот, кому это удается, сам становится ведущим.
Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»
— Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
(Звучит красивая, приятная мелодия)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместить все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
— Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего – нибудь хорошего.
(Слова детей)
— Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по – прежнему с вами…
Всего вам доброго!!!