Рябых Лариса Васильевна

учитель начальных классов

ГБС(К)ОУ «Новооскольская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

г. Новый Оскол

Конспект урока письма и развития речи по теме «Правописание безударных гласных»

для 4 класса

Тема: правописание безударных гласных.

Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом применения правила написания безударных гласных; тренировать в подборе проверочных слов;

— коррекция и развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности путем выполнения различных упражнений;

— воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: индивидуальные карточки, разноцветные кружки, картинки «Лес в разные времена года», сигнальные карточки с безударными гласными, алгоритм написания безударной гласной.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Тренинг – настрой.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Приветствие.

— Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. На уроке необходимо быть внимательными, проявлять смекалку, показывать свои знания и умения и свою активность.

II Артикуляционная гимнастика.

— Ну, а сначала мы сделаем арт. гимнастику.

1. «Часики» — язычок двигается в правый и левый уголки губ. Руки на локтях. Пальчики здороваются со своим большим братом.

2. «Качели» — язычок поднимается к верхним зубам и опускается к нижним губам. Пальчики здороваются со своими братьями на другой руке.

3. «Маляры» — язычком водим, как малярной щеткой, по небу. «Дует ветерок и дерево качается» — пальцы в кулаке. Кулачком делаем вращательные движения, руки прямые на локтях.

4. «Лошадки» — цокаем, щелкаем язычком. «Ручеек» — кисти в замке. Делаем волнообразные движения вверх и вниз.

III Разминка «Да» или «Нет».

— Слушаем внимательно и отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».

— Сегодня 24 ноября? (Да)

— Время года зима? (Нет)

-День недели среда? (Нет)

-Сейчас урок письма. (Да)

— На уроке пишем аккуратно. (Да)

IV Чистописание

-Обратите внимание, какая пословица здесь написана.

АКкуРАтноСТЬ чеЛОвека КРАсит

— Какого человека называют аккуратным? (У него вещи в порядке, сам чист, старается писать в тетрадях)

-Теперь аккуратно и красиво запишите число, «классная работа».

-Угадайте гласные буквы, написанные на карточке. (А, о, и, е, я)

-Что это за буквы? «опасные». В этих буквах чаще всего допускаем ошибки.

— Напишем гласные буквы, которые вызывают у нас сомненье при письме ( о а е и я ) по образцу в тетрадях.

-Вспомним правило о написании безударных гласных (безударные гласные надо писать так, как они пишутся под ударением.).

V Сообщение темы урока

Мы будем на уроке тренироваться в подборе проверочных слов для написания безударной гласной.

VI Словарная работа.

— Соедините слоги так, чтобы получились слова. ( Дети на партах соединяют слоги в слова) индивидуальная работа.

фаб ма ка лет де

рег би бед рев ня

га ри зин о бе

Фабрика, магазин, билет, обед, берег, деревня (комментировано у доски).

— Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

— Подбор слов к схемам

׳ ׳ ׳ ׳

   

VII Проверка домашнего задания

— Упр. 10 назовите слова на знакомые тебе правила (орешки, рук, враг, друг, спустилась, узнать).

— 2 ученика по карточкам.

Найди лишнее слово:

Лень, лентяй, лента.

Гусь, гусята, гусеница.

Нос, носовой, носильщик.

Поставь ударение в словах и подчеркни из каждого ряда проверочные слова:

Носы- носовой, нос.

Меха- мех, меховой.

Трава- травы, травяной.

Физминутка

Мы, ребята, потрудились,

На уроке мы учились.

Не пора ли нам размяться

И немного посмеяться?

Превратимся в зайчиков!

Приседайте, мальчики!

Приседайте, девочки,

Девочки – припевочки.

Потрясем теперь руками:

Наши пальчики устали,

И наклоны нам полезны –

Физкультуре будем верны.

Мы немножко отдохнули,

Очень глубоко вздохнули,

Косточки свои размяли

И учиться снова стали.

VIII Повторение пройденного материала

  1. Вспомним алгоритм написания безударной гласной

Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.

— Какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными?

(Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением)

— Что нужно сделать в первую очередь?

— Что потом?

— Что еще вы сделаете?

1 Прочитай слово

2 Поставить ударение

3 Обозначь безударную гласную

4 Безударную гласную проверяем ударением

5 Изменяем слово так:

Один –много много- один

Плечо-плечи леса-лес

Запомните эти ступеньки, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной.

-Этот алгоритм поможет нам при выполнении упражнения 15.

2 Работа по учебнику стр. 88 упр. 15.

Отгадай, кто это или что это. Игра «Филворд» индивидуальная работа.

кмрепошлиса лиса- лисы

рокспилаеум пила- пилы

колосисвыфл колос-колосья

днросазвнкху роса-росы

нвкузиманецф зима- зиму

3 Зарядка для глаз.

— Долго тянется урок –

Много вы писали.

— Не поможет тут звонок,

Раз глаза устали.

  1. «Горизонт».

1-4 – Чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта слева направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5-8 – Повторить линию горизонта справа – налево.

  1. «Лодочка».

1-4 – Чертим лодочку (дуга – книзу), глаза повторяют движение.

5-8 – Повторить движение счета 1-4 в другую сторону.

  1. «Радуга».

1-4 – (Дуга кверху).

5-8 — В другую сторону.

  1. «Солнышко».

1-8 – Чертим солнышко.

  1. «Пловец».

1-4 – Правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.

5-8 – Медленно приблизить кончик пальца к носу.

  1. «Яркое солнышко».

1-8 – Зажмуриться.

Слушаем звуки осеннего леса. Какие звуки вы услышали? (Пение птиц, шум деревьев, шуршание листвы) Звуки чего? (Осеннего леса) Красив лес в разные времена года. Любите природу, и она подарит вам радость. Лес чудесными красками радует глаза, шум деревьев успокаивает нервы, воздух леса очистит дыхание. Но чтобы лес всегда дарил радость, нужно его беречь и знать правила поведения в лесу.

4 Работа по учебнику упр. 17 стр. 88.

— Объясните, как надо вести себя в лесу. (Не трогать в лесу ни травки, ни веточки, не разорять муравьиные дома.)

-Вставь пропущенные безударные гласные. В скобках напиши проверочные слова (выборочное письмо). Работа с сигнальными карточками.

В л-су(лес), ни тр-вы(травы), д-ма(дом), со ст-ны(стены), на З-мле (Земли).

  1. Лес не только дарит радость, но в лесу можно узнать какая будет зима.

Составь предложение: муравьиные, осенью, на, кучи, суровую,

зиму, указывают, Большие (Большие муравьиные кучи осенью указывают на суровую зиму.)

— Письмо по памяти.

IX Домашнее задание

Стр. 90 упр. 21 прочитай сочетания слов. Выпиши сочетания слов к теме «Зима в лесу».

X Итог.

-Какие гласные в корне требуют проверки? (А,о,и.е,я)

— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной? (Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением.)

-Кто запомнил алгоритм правильного написания безударной гласной ?

1 Прочитай слово

2 Поставить ударение

3 Обозначь безударную гласную

4 Безударную гласную проверяем ударением

5 Изменяем слово так:

Один –много много- один

Плечо-плечи леса-лес

XI Оценка.

-Оцените свою работу на уроке и покажите карточку нужного цвета.

Красный – работал в полную силу, без ошибок.

Зелёный – работал хорошо.

Синий – мог работать лучше, надо постараться у меня ещё есть ошибки.

Источники информации:

1 Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы –М.: Просвещение, 2008г..

2 Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа. Домашняя тетрадь.

3 Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here