2 класс 2 четверть 2 урок.
Тема: «Путешествие в музыкальный театр».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – путешествие.
Цель урока: развитие активного осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характеров.
Задачи: Образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания муз. произведений, дальнейшему их анализу. Формирование целостного представления о творчестве Римского Корсакова. Воспитательные: воспитывать мир чувств ребёнка, его эмоциональную чуткость.
Развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, воображения, фантазии, умений сравнивать, анализировать, эмоционального отклика на музыку.
Способствовать развитию творческих способностей.
УУД: КОММУНИКАТИВНЫЕ: формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение задавать вопросы, контроль действий партнёра.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: осуществление взаимного контроля, адекватное оценивание своих результатов и результатов товарищей, прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: осуществление поиска информации в музыке.
ЛИЧНОСНЫЕ: формирование уважительного отношения к культуре своего народа.
Ход урока.
Орг. момент.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
— Ребята, что это за музыка звучит?
— Она приглашает нас в сказку.
— А где мы можем увидеть сказку? (в театре).
Это что за представленье,
Зрителям на удивленье?
Вроде бы спектакль идёт,
Но любой артист поёт.
Вот так чудо-расчудесное,
Разговаривают… песнями!
Такой спектакль, где все поют,
В театре …….ОПЕРОЙ зовут.
У оперы один закон,
Всем петь приказывает он. С.Волков
— Ребята, в любом театре можно увидеть оперу? (нет, только в оперном).
— Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке? (о театре).
— Какая будет тема нашего урока? «Путешествие в театр».
— Что вы хотели бы узнать о театре?
— Ну что ж, начинаем наше путешествие в театр.
Театры бывают разные: драматические, музыкальные, кукольные и театры, где проходит показ опер и балетов. В каждом крупном городе есть театр оперы и балета.
Но есть всемирно известные театры — Ла Скала в Милане – Италия, Гранд-Опера в Париже – Франция, Венская государственная опера – Австрия, Мариинский театр в Петербурге, Большой театр в Москве.
— У нас в Барнауле есть театр оперы и балета? (нет, ближайший театр находится в Новосибирске).
Но прежде чем мы пойдем в театр, нам надо знать, как себя там вести?
Итак, каждая группа разработает правила поведения в театре.
— Проверяем, зачитываем. Приходим к выводу, что в театре нельзя шуметь, жевать, разговаривать и т.д.
— Молодцы, с правилами мы определились. Ну, а теперь перед театром висит афиша. Что это такое, кто знает? (афиша – это информация о предстоящем спектакле. Из нее мы можем узнать, как называется спектакль, когда и во сколько он будет. А также где, и какие артисты там будут участвовать).
— Давайте создадим афишу для нашего спектакля. Посмотрите, какой спектакль сегодня показывают.
В синем море звёзды блещут, в синем море волны хлещут
Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица, плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.
— Что это за сказка? (О царе Салтане).
— Кто написал эту сказку? (Пушкин).
— К 100 со дня рождения А.С. Пушкина, великий русский композитор Н.А. Римский – Корсаков написал оперу с таким же названием «Сказка о царе Салтане».
Создание афиши.
— В сказке у князя Гвидона есть 3 чуда, помните какие? (белка, богатыри, лебедь).
— Римский – Корсаков тоже создаёт симфоническую картину, которую также называет «3 чуда». Как думаете, кто её будет исполнять в опере? (симфонический оркестр). Что такое картина? (изображение) Музыка будет изображать.
— Симфонический оркестр – непременный участник музыкальных спектаклей. Оркестр не только сопровождает пение, но и раскрывает смысл происходящего действия, создаёт звуковые картины природы.
— Где в театре располагается оркестр?(в оркестровой яме). Находится она между первыми рядами зрителей и сценой.
— Чтобы узнать симфоническую картину, что нужно сделать? (послушать).
Слушаем первое чудо князя Гвидона.
Слушание темы белки.
-Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
— Ребята, какой инструмент исполняет тему белки в опере? (флейта).
— К какой группе инструментов относится этот музыкальный инструмент?
— А к какому характеру можно отнести эту тему: песенно-танцевальному, танцевальному или маршевому? (песенно-танцевальному)
— Почему? (белка поёт «Во саду ли в огороде» и танцует).
— Расскажите про второе чудо.
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге —
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
— Ребята, как думаете какая по характеру музыка может быть у богатырей? (маршевая, бодрая, чёткая, энергичная). Почему?
Послушаем второе чудо – тридцать три богатыря. Правильно ли вы определили характер музыки и какой инструмент исполняет эту тему.
Слушание второго чуда .
— Ребята, мы правильно определили характер?
— Какой инструмент исполняет тему богатырей? (труба).
— Почему именно этот инструмент выбирает Римский-Корсаков? (призывный, яркий, торжественный).
— Какое чудо у нас осталось?
— Как А.С.Пушкин написал о третьем чуде?
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
— То есть сначала она была кем? ЛЕБЕДЕМ, а затем превращается в ЦАРЕВНУ.
— Интересно послушаем музыку, рисующую Царевну Лебедь?
— Ребята, музыка показывает нам и лебедя и превращение в царевну. Давайте покажем, как лебедь плывёт по волнам, а когда вы услышите превращение в царевну, то встанете из-за парт.
Слушание третьего чуда.
— Как вы замечательно изобразили и лебёдушку и правильно определили тему царевны, молодцы.
— Ребята, понравилась тема царевны?
— А какой инструмент её исполнял, обратили внимание? (скрипка)
— Почему именно этот музыкальный инструмент? (певучий, нежный, ласковый).
— Ребята, кому понравилось наше путешествие по театру?
— Опера наша была сказочная, какой сказочной песней мы могли бы закончить наш урок? (Сказки гуляют по свету).
Исполнение.
Рефлексия. Наш урок подходит к концу.
— На партах у вас лежат листочки с кроссвордом (2мин.работа в парах)
— Кто закончит поднимите руки.(поменялись взаимопроверка)
Кроссворд.
-
Как называется спектакль, в котором герои не говорят, а поют.
-
Автор сказки о царе Салтане.
-
Этот инструмент исполняет тему белки.
У вас на столах лежат смайлики.
Дорисуйте к смайлику настроение, которое было у вас на уроке.
Д/З: нарисовать на выбор одно чудо князя Гвидона.