2 класс 2 четверть 2 урок.

Тема: «Путешествие в музыкальный театр».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – путешествие.

Цель урока: развитие активного осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характеров.

Задачи: Образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания муз. произведений, дальнейшему их анализу. Формирование целостного представления о творчестве Римского Корсакова. Воспитательные: воспитывать мир чувств ребёнка, его эмоциональную чуткость.

Развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, воображения, фантазии, умений сравнивать, анализировать, эмоционального отклика на музыку.

Способствовать развитию творческих способностей.

УУД: КОММУНИКАТИВНЫЕ: формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение задавать вопросы, контроль действий партнёра.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: осуществление взаимного контроля, адекватное оценивание своих результатов и результатов товарищей, прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: осуществление поиска информации в музыке.

ЛИЧНОСНЫЕ: формирование уважительного отношения к культуре своего народа.

Ход урока.

Орг. момент.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

— Ребята, что это за музыка звучит?

— Она приглашает нас в сказку.

— А где мы можем увидеть сказку? (в театре).

Это что за представленье,

Зрителям на удивленье?

Вроде бы спектакль идёт,

Но любой артист поёт.

Вот так чудо-расчудесное,

Разговаривают… песнями!

Такой спектакль, где все поют,

В театре …….ОПЕРОЙ зовут.

У оперы один закон,

Всем петь приказывает он. С.Волков

— Ребята, в любом театре можно увидеть оперу? (нет, только в оперном).

— Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке? (о театре).

— Какая будет тема нашего урока? «Путешествие в театр».

— Что вы хотели бы узнать о театре?

— Ну что ж, начинаем наше путешествие в театр.

Театры бывают разные: драматические, музыкальные, кукольные и театры, где проходит показ опер и балетов. В каждом крупном городе есть театр оперы и балета.

Но есть всемирно известные театры — Ла Скала в Милане – Италия, Гранд-Опера в Париже – Франция, Венская государственная опера – Австрия, Мариинский театр в Петербурге, Большой театр в Москве.

— У нас в Барнауле есть театр оперы и балета? (нет, ближайший театр находится в Новосибирске).

Но прежде чем мы пойдем в театр, нам надо знать, как себя там вести?

Итак, каждая группа разработает правила поведения в театре.

— Проверяем, зачитываем. Приходим к выводу, что в театре нельзя шуметь, жевать, разговаривать и т.д.

— Молодцы, с правилами мы определились. Ну, а теперь перед театром висит афиша. Что это такое, кто знает? (афиша – это информация о предстоящем спектакле. Из нее мы можем узнать, как называется спектакль, когда и во сколько он будет. А также где, и какие артисты там будут участвовать).

— Давайте создадим афишу для нашего спектакля. Посмотрите, какой спектакль сегодня показывают.

В синем море звёзды блещут, в синем море волны хлещут

Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица, плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.

— Что это за сказка? (О царе Салтане).

— Кто написал эту сказку? (Пушкин).

— К 100 со дня рождения А.С. Пушкина, великий русский композитор Н.А. Римский – Корсаков написал оперу с таким же названием «Сказка о царе Салтане».

Создание афиши.

— В сказке у князя Гвидона есть 3 чуда, помните какие? (белка, богатыри, лебедь).

— Римский – Корсаков тоже создаёт симфоническую картину, которую также называет «3 чуда». Как думаете, кто её будет исполнять в опере? (симфонический оркестр). Что такое картина? (изображение) Музыка будет изображать.

Симфонический оркестр – непременный участник музыкальных спектаклей. Оркестр не только сопровождает пение, но и раскрывает смысл происходящего действия, создаёт звуковые картины природы.

— Где в театре располагается оркестр?(в оркестровой яме). Находится она между первыми рядами зрителей и сценой.

— Чтобы узнать симфоническую картину, что нужно сделать? (послушать).

Слушаем первое чудо князя Гвидона.

Слушание темы белки.

-Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

— Ребята, какой инструмент исполняет тему белки в опере? (флейта).

— К какой группе инструментов относится этот музыкальный инструмент?

— А к какому характеру можно отнести эту тему: песенно-танцевальному, танцевальному или маршевому? (песенно-танцевальному)

— Почему? (белка поёт «Во саду ли в огороде» и танцует).

— Расскажите про второе чудо.

Там ещё другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге —

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

— Ребята, как думаете какая по характеру музыка может быть у богатырей? (маршевая, бодрая, чёткая, энергичная). Почему?

Послушаем второе чудо – тридцать три богатыря. Правильно ли вы определили характер музыки и какой инструмент исполняет эту тему.

Слушание второго чуда .

— Ребята, мы правильно определили характер?

— Какой инструмент исполняет тему богатырей? (труба).

— Почему именно этот инструмент выбирает Римский-Корсаков? (призывный, яркий, торжественный).

— Какое чудо у нас осталось?

— Как А.С.Пушкин написал о третьем чуде?

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

— То есть сначала она была кем? ЛЕБЕДЕМ, а затем превращается в ЦАРЕВНУ.

— Интересно послушаем музыку, рисующую Царевну Лебедь?

— Ребята, музыка показывает нам и лебедя и превращение в царевну. Давайте покажем, как лебедь плывёт по волнам, а когда вы услышите превращение в царевну, то встанете из-за парт.

Слушание третьего чуда.

Как вы замечательно изобразили и лебёдушку и правильно определили тему царевны, молодцы.

— Ребята, понравилась тема царевны?

— А какой инструмент её исполнял, обратили внимание? (скрипка)

— Почему именно этот музыкальный инструмент? (певучий, нежный, ласковый).

— Ребята, кому понравилось наше путешествие по театру?

— Опера наша была сказочная, какой сказочной песней мы могли бы закончить наш урок? (Сказки гуляют по свету).

Исполнение.

Рефлексия. Наш урок подходит к концу.

— На партах у вас лежат листочки с кроссвордом (2мин.работа в парах)

— Кто закончит поднимите руки.(поменялись взаимопроверка)

Кроссворд.

  1. Как называется спектакль, в котором герои не говорят, а поют.

  2. Автор сказки о царе Салтане.

  3. Этот инструмент исполняет тему белки.

У вас на столах лежат смайлики.
Дорисуйте к смайлику настроение, которое было у вас на уроке.

Д/З: нарисовать на выбор одно чудо князя Гвидона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here