Разработка урока для 8 класса по теме:

«Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского»

Тонких Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, СОШУИП № 72, г. Омск

Цели урока:

1. Образовательные:

  • Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства;

  • Закрепить понятия “житие”, “святой”;

2. Развивающие:

  • Развивать навыки работы с текстом

  • Развивать умение работы в группах, слушать друг друга

3. Воспитательные:

Воспитывать чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины.

Ход урока.

I. Организационный момент (1-2 мин)

Приветствие, запись числа и темы урока.

II. Повторение темы предыдущего урока, переход к новому материалу (10 мин).

1. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся осмыслить «Житие Сергия Радонежского». Дома вы прочитали житие, какой жанр современной литературы оно вам напомнило? (биографию)

О ком в современное время написаны биографии? (о знаменитых ученых, писателях, политиках). Существует особая серия «Жизнь замечательных людей», которая посвящена знаменитым людям, добившихся успехов в различных областях науки, спорта, в литературе, в искусстве.

Скажите, какая разница между житием и биографией? Как вы думаете, о ком говорится в житии? (о святых)

Кого называют святыми? (тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины).

2. Запись определения и жанровых признаков в тетрадь. Учитель параллельно записывает на доске.

Житие – произведение древнерусской литературы, которое повествует о жизни святых, признанных христианской церковью. Они отличаются от биографии жанровыми признаками:

1) подчёркнуто религиозная оценка

2) окрашенность описываемого

3) каноничность – использование устойчивых формул, выбор яз. средств

4) взгляд автора на героя «снизу вверх»

5) реальное и идеальное изображение

Житие и сказание относятся к агиографической литературе. Агиография –жизнеописание святых. Сказание отличается от жития тем, что затрагивает не всю жизнь святого, а лишь часть ее.

III. Работа в группах (5 мин).

1. Подготовка к работе в группах: деление класса на группы, учитель объединяет более сильных и более слабых учеников и даёт задания:

1 группа: более слабые – историки.

Прочитать информацию о Епифании Премудром, рассказать классу.

Епифаний Премудрыйписатель-агиограф, инок Троице-Сергиева монастыря. Сведения о нем извлекаются только из его собственных сочинений.

Епифаний родился в Ростове в 1 пол. 14 века. Он учился в Ростовском монастыре. Около 31 года провел в Троице-Сергиевом монастыре, сначала в качестве дьякона, а затем – иеромонаха и духовника братства.

В течение многих лет Епифаний Премудрый состоял в монастыре под началом его основателя Сергия Радонежского, встречался с наезжавшим в монастырь Стефаном, епископом пермским. Троице- Сергиев монастырь с его высокой книжной культурой был основной духовной школой Епифания Премудрого.

Епифаний много путешествовал, был в Константинополе, в Иерусалиме, побывал в Троице-Сергиевой лавре.

Один из образованнейших людей своего времени, Епифаний Премудрый знал греческий язык, был начитан в библейской, церковно-учительной, житийной, исторической византийской и древнерусской литературах. Современники прозвали Епифания «Премудрым» за его выдающуюся умственную и литературную одаренность.

Вскоре после смерти Стефана (1396), первого епископа пермского, Епифаний Премудрый написал его «Житие». Описание жизни Стефана Пермского не содержало подробных биографических сведений о нем и развертывалось в традиционном духе церковно-поучительных биографий «святых» (благочестивое детство, ранняя любовь к книгам, самоотверженные духовные подвиги, блаженная кончина). Но в литературном отношении это обширное произведение Епифания Премудрого отличалось новизной и значительностью. Епифаний Премудрый прославлял Стефана Пермского как просветителя коми (зырян), обратившего их из язычества в христианство, как создателя пермской азбуки, переводчика на пермский язык книг «священного писания».

В работе над житием Стефана Пермского Епифаний Премудрый творчески использовал «Слово о законе и благодати» Илариона.

В 1392 году, когда умер Сергий Радонежский, Епифаний стал делать записи о нем. До этого монах наблюдал за жизнью и деятельностью Сергия. Личные впечатления, а также многочисленные рассказы и предания о Сергии, записи которых постоянно вел Епифаний, послужили основой для создания около 1418г. “Жития Сергия Радонежского”.

«Житие Сергия Радонежского», написанное в 1417-—1418 гг., отличается от первого «Жития» большей биографической обстоятельностью, последовательностью изложения и лиризмом.

В обоих «житиях» изобилуют взволнованные размышления автора о судьбах его героев и людей, их окружающих. Внутренняя жизнь людей раскрывается Епифанием Премудрым при помощи контрастных и экспрессивных характеристик отдельных психологических состояний (чувств «добрых» или «злых»), которые редко сменяют друг друга. Стиль «житий» отличается пышностью и символико-метафорической насыщенностью. Обилие сложных эпитетов, сравнений, синонимов и аллегорий создает крайнюю витиеватость словесной изобразительности, которую сам Епифаний Премудрый удачно назвал «плетением словес» или словесной «паутиной».

«Жития», созданные Епифанием Премудрым, относятся к лучшим памятникам древне — русской агиографической литературы, а сам Епифаний Премудрый по праву считается крупнейшим мастером нового для своего времени житийно-панегирического стиля, развивавшего высокие традиции литературы Киевской Руси и углублявшего достижения южнославянских литератур (XIV — начала XV в.).

Стиль Епифания Премудрого стал образцом для многих произведений русской литературы XIV—XVI вв., прославлявших могущество русской государственности и объединение русских земель вокруг Москвы. Возможно, что Епифанием Премудрым написаны также введение к тверской летописи, письмо к игумену Кириллу Тверскому, «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского».

После Москвы, где Епифаний собирал информацию о Стефане Пермском, он побывал в Твери, но в 1415 году вернулся в Троице-Сергиеву лавру и уже не выезжал оттуда.

Умер около 1420 года.

2 группа: слабые – биографы.

Прочитать информацию о Сергии Радонежском, рассказать классу, ответить на вопрос: почему Сергий Радонежский не просто священнослужитель, а святой? Рассказать о кончине святого.

Сергий (в миру — Варфоломей) родился от добрых родителей Кирилла и Марии. Еще до рождения, когда его мать была в церкви, он начал вопить в утробе матери 3 раза. В детстве он не пил грудное молоко, если мать ела мясо. У Сергия было 3 брата. В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. В поле он встретил старца, который сказал о его предназначении. После семья переехала в Радонеж, и родители приняли схиму. В возрасте 23 трех лет Варфоломей принял иночество и стал Сергием. Вместе с братом Стефаном построил небольшую церковь во имя святой Троицы. Затем стали стекаться иноки, образовался Троице-Сергиев монастырь. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Слава о Сергии разошлась до Царьграда. Сергий поднял на недосягаемую высоту духовный авторитет своей обители. Он был знаком с византийским богословским учением исихазма — молчальничества, сутью которого была идея внутреннего самосовершенствования. Очистившись от греховных помыслов и сосредоточившись на божественном, по мнению исихастов, можно было достичь соединения с Богом.

3 группа: средние – теоретики.

Докажите, что данный текст принадлежит жанру сказания по жанровым признакам, записанным в тетради.

4 группа: сильные – литературоведы.

1. Тип святости Сергия – Преподобный. Как вы поняли, что это означает? (Святые, которые прославились в монашеском подвиге постом, молитвой, трудами)

2. О каких чудесах Сергия вы узнали из прочитанных глав «Жития»?

3. Каким даром обладал Сергий Радонежский? В каких эпизодах мы наблюдаем это? (пророческий, предсказание победы над Мамаем, собственная смерть)

4. Какие библейские герои упомянуты в «Житии»? Расскажите эпизод их появления.

5. Какое чудо случилось после кончины святого? Какие чудеса случались потом? Зачитайте строки из текста.

5 группа: сильные – лингвисты.

1. Назовите языковые особенности жития. Какие слова наиболее часто употребляются? (церковная лексика)

2. Найдите слова и словосочетания, в которых проявляется отношение автора к врагам Руси.

3. Какие еще художественные средства используются в тексте?

4. Найдите устаревшие слова. Что они обозначают? (отрок, чадо, скорбеть, хоругвь, се)

5. В каком значении во фразе «Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное из убивая…» употреблено слово «хоругвь»?

6. Какой эпитет наиболее часто употребляет Епифаний Премудрый? Кто и что им характеризуется? (великий Дмитрий, великий Боже, великая вера и т.д.)

6 группа: сильные – искусствоведы.

Работа по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

1. Какое событие явилось основой сюжета картины?

2. В чем особенность пейзажа, на котором разворачиваются события? (Таинственность, поэтическая природа, она живет своей жизнью).

3. Что роднит картину Нестерова с иконой? (По бледному нимбу над его головой различим в нём святого).

4. Что вы можете сказать об отроке? Каким он представлен? (Отрок – деревенский пастушок, с глубочайшей чистоты с синими глазами. Он спокоен, обворожён ожиданием чуда). Обратите внимание на его одежду, руки. (Тонкие пальцы отрока сплетены в благоговейном жесте. В глазах светятся вера и желание служения Богу. Всё его лицо, вся фигура говорят о радостном почтении перед святым, перед его долгой и праведной жизнью, перед силой его души. Мальчик спокоен. Так и стоят эти фигуры, объединённые чистой душой, окружённые светлым пейзажем).

Работа по картине Н. Рериха «Святой Сергий»

1. Каким вы видите Сергия на этой картине?

2. Почему рядом с Сергием изображена икона Христа Спасителя? Что символизирует глаз вверху картины?

3. Над кем возвышается Сергий? Что символизирует храм в его руках? (над врагами, изображенных схематично, церковь – Русь, которую Сергий трижды спасает, именно поэтому земля, на которой он стоит объята пламенем)

4. В чем отличие картин Нестерова и Рериха? (у Нестерова реалистическое изображение – пейзаж, человек, у Рериха – иконографическое, схематичное, он больше следует древней традиции изображения святых)

2. Проверка работы в группах (20 мин).

IV. Итог урока.

Итак, сегодня мы познакомились с “Житием Преподобного Сергия Радонежского”. Многие из них мы уже становили. Какие?

Житие состоит из трех частей. Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.

V. Домашнее задание.

Самостоятельный анализ «Жития Александра Невского» по вопросам (учитель либо диктует учащимся вопросы, либо раздаёт каждому ученику в печатном виде):

1. Докажите, что это житие. Как автор говорит о себе?

2. Почему Александр Невский становится воином-святым? Каким вы видите его в житии? Докажите строками из текста.

3. Каков язык жития? Найдите художественные средства.

4. Почему святые Борис и Глеб помогают Александру Невскому?

5. Какое чудо произошло после смерти святого? Какими словами передана скорбь людей по поводу его кончины?

6. Мини-рассуждение: кого из современных героев вы бы возвели в ранг святого?

Интернет-ресурсы

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3853 Словарь книжников и книжности Древней Руси, информация о Епифани Премудром

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%EF%E8%F4%E0%ED%E8%E9_%CF%F0%E5%EC%F3%E4%F0%FB%E9 информация о Епифани Премудром

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%F0%E3%E8%E9_%D0%E0%E4%EE%ED%E5%E6%F1%EA%E8%E9 информация о Сергии Радонежском

http://artcyclopedia.ru/videnie_otroku_varfolomeyu_1899-1890_holst_maslo_160h211_sm-nesterov_mihail_vasilevich.htm картина М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

http://www.koltunov.ru/Rerih/SergiyRadonejskiy.htm картина Н.К. Рериха «Святой Сергий»

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here