Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №93
Советского района г.Волгограда
ПРОЕКТ
«ОТКРЫВАЯ МИР»
Исполнители:
обучающиеся 4а класса
Руководитель:
Сухаревская Ж.А.,
учитель начальных классов
Волгоград, 2012
Паспорт проекта
1. Название проекта: Открывая мир
2. Руководитель проекта: Сухаревская Жанна Александровна
3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:
окружающий мир (биология, астрономия, история), изобразительное искусство (технология), музыка, литературное чтение
4. Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект: 9-10 лет (3-4 классы), можно использовать для обучающихся 1-4 классов
5. Тип проекта по масштабу применения: практико-ориентированный проект
6. Тип проекта по продолжительности выполнения: длительный
7. Тип проекта по характеру деятельности обучающихся: коллективный
8. Тип проекта по предметно-содержательной области:
межпредметный, надпредметный, реализуется во внеурочное время
9. Цель проекта для учеников:
-
расширить знания об окружающем мире,
-
повысить культурный уровень.
10. Цель проекта для учителя:
-
расширить внеклассную работу с обучающимися,
-
обобщить и систематизировать опыт работы,
-
использовать опыт работы для разработки программы внеурочной деятельности.
11. Задачи проекта:
-
расширить рамки внеклассной работы с обучающимися через систему экскурсий, посещения планетария, музеев, театров, других учреждений, организацию выставок;
-
организовать внеклассную работу с учетом интересов обучающихся (малые группы, абонемент, др.);
-
зафиксировать полученную информацию: посещенные учреждения, их история, особенности, др.;
-
использовать разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта.
12. Планируемый результат:
-
создание фотоальбома «Наши открытия» (электронный вариант),
-
презентация «Путешествуем, чтобы узнать мир»,
-
создание «Карты интересов» (формы «карты» по выбору обучающихся).
Введение
Обоснование темы проекта. В рамках реализации школьного проекта «Культура как фактор школьной безопасности» в течение 2 лет (2010-2011, 2011-2012 учебные годы) обучающиеся сначала 3а, затем 4а класса были участниками проекта «Открывая мир».
Идея разработки и участия в данном проекте появилась по той причине, что за предыдущие годы сложилась система внеурочной деятельности, основанная на посещении театров, ЦКЗ, планетария. Появилась необходимость расширить рамки этой работы за счет включения в перечень посещаемых учреждений новых (например, музеи). Особенностью организации работы в классе было то, что все посещения проходили группами разной наполняемости, с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Актуальность. Результаты проводимого в предыдущих классах анкетирования детей и их родителей показали, что большинство детей имеют возможность посетить учреждения культуры и музеи только с классом (по разным причинам). Именно по этой причине работа с классом в данном направлении была очень актуальной. Запросы родителей подтверждали это.
Участники: обучающиеся, учителя, родители обучающихся.
Финансирование: спонсорская помощь родителей.
Направления деятельности:
-
образовательное (экскурсии, посещение музеев; поиск, изучение и оформление дополнительной информации по интересующей теме),
-
творческое (посещение театров, музеев, концертов – разовое и по абонементу; поиск, изучение и оформление дополнительной информации по интересующей теме, выполнение творческих работ).
Описание проекта
1 этап, подготовительный
-
Определение темы, целей, задач проекта и направлений деятельности в рамках реализации проекта.
-
Самоопределение по направлениям.
-
Составление плана реализации проекта.
-
Определение темы, целей, задач проекта и направлений деятельности.
С целью определения ситуации в классе детям было предложено поделиться традициями, сложившимися в их семьях. Ребята назвали те культурно-массовые места, которые они посещают совместно с родителями и другими родственниками. Была определена частота этих посещений. Среди посещаемых мест были названы различные кинотеатры и Театр юного зрителя (14/6 чел.), музеи (5 чел.), цирк (8 чел.), поход в гости (6 чел.), прогулки в парк и посещение городских праздников (9 чел.). 10 человек отметили, что все посещения проходят только с классом. Результаты опроса подтвердили предположение, что основная часть класса имеет крайне ограниченные возможности. Ситуация может быть изменена в рамках внеклассной работы с учениками.
На классном часе обсудили тему проекта, придумали ему название. С какой же целью мы будем заниматься этим проектом? Прежде всего, мы хотим больше узнать об окружающем нас мире. В нашем городе много интересных мест: исторических и культурных. Чтобы расширить свой кругозор, повысить культурный уровень, нам необходимо посетить различные экскурсии, посмотреть спектакли и послушать концерты. Мы можем не только сами заниматься этим, но познакомить младших школьников с такой интересной программой. Решили организовать шефство над 1а (далее 2а) классом: помогать в организации различных мероприятий, рассказывать об интересных местах нашего города.
Направления деятельности:
-
образовательное направление – организация различных экскурсий; посещение Государственного историко-мемориального музея-заповедника Сталинградская битва и Мемориально-исторического музея (абонемент), Волгоградского планетария (абонемент); посещение Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова (включая выставочный зал), Детской художественной галереи; Театра юного зрителя, Волгоградского музыкального театра, Центрального концертного зала (абонемент), кинотеатра;
-
творческое направление – посещение Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова (включая выставочный зал), Детской художественной галереи, Мемориально-исторического музея.
1.2. Самоопределение по направлениям.
С целью самоопределения по направлениям в классе было проведено анкетирование. Каждый из учеников выбрал направление, по которому он будет работать. На классном часе решили, что ученик может участвовать в работе группы 1, 2 или двух направлений одновременно. Сформировались группы разного состава, но каждый ученик стал участником группы по обоим направлениям, но перечень посещений был разным.
1.3. Составление плана подготовительного этапа проекта.
Сроки исполнения | Участие родителей, педагогов | Примечание | |
Самоопределение по направлениям | сентябрь | Классный руководитель | классный час, анкетирование, возможны изменения в течение года |
Определить тематику экскурсий и перечень музеев для посещения | сентябрь | Сопровождение | возможны дополнения, изменения |
Определить какие театры продолжим посещать, а куда пойдём впервые | сентябрь | Классный руководитель совместно с детьми | возможны дополнения, изменения |
Определить формы подведения итогов каждого мероприятия | в течение года | Совместно с активом | обсуждение, выполнение творческих работ – рисунки, сочинения, выступления, презентации – по каждому мероприятию отдельно |
Определить степень участия родителей в проекте | в течение года | Совместно с родителями | сопровождение, оказание помощи в подготовке презентаций, спонсорская помощь |
Определить степень участия педагогов в реализации проекта (организация и проведение мероприятий) | в течение года | — Сухаревская Ж.А., кл. рук. 4а класса; — Чернихова Е.С., кл. рук. 3а класса (2010-2011 уч.г.); — Калашникова И.Б., учитель музыки; — Гончарова Е.М., учитель изобразительного искусства | в зависимости от темы мероприятия, возможны дополнения. |
2 этап, реализация проекта
-
Организация и проведение экскурсий, посещение театров, музеев, концертов.
-
Организация, проведение и участие в выставках и конкурсах.
-
Оформление результатов, выполнение творческих работ.
2010-2011 учебный год
Мероприятие | Тема экскурсии, название спектакля, выставки | Направление | Кол-во участников | Организатор / сопровождение | |
Сентябрь 2010 | Посещение кинотеатра «Пять звёзд» | Научно-популярный фильм «Океан» | Образовательное | 14 | Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
В течение года | Планетарий | Абонемент | Образовательное | 27 | Сухаревская Ж.А., родители |
Октябрь 2010 | ТЮЗ |
| Творческое | 22 | Сухаревская Ж.А., родители |
Декабрь 2010 | ТЮЗ |
| Творческое | 24 | Сухаревская Ж.А., родители |
В течение года | ЦКЗ | Абонемент «Музыкальный класс по пятницам» | Творческое | 6 | Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
Ноябрь 2010 | ЦКЗ | Концерт-экскурсия «Знакомство с органом» | Творческое | 8 | Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
Март 2011 | ЦКЗ | Концерт «В гостях у Короля музыкальных инструментов» | Творческое | 4 | Калашникова И.Б., Чернихова Е.С. |
Ноябрь 2010 | Музей изобразительных искусств | Обзорная экскурсия | Творческое | 12 | Сухаревская Ж.А., родители |
Ноябрь 2010 | Экскурсия на ООО «Пивовар» | Технология производства безалкогольных напитков | Образовательное | 25 | Сухаревская Ж.А., родители |
Декабрь 2010 | Экскурсия в ТЦ «Диамант» Центрального р-на | Выставка экзотических бабочек | Образовательное | 12 | Куминова С.А., учитель биологии, Сухаревская Ж.А. |
Апрель 2011 | Нетрадиционные уроки музыки | Урок-концерт | Образовательное | 26 | Калашникова И.Б. |
Май 2011 | Посещение Волгоградского цирка |
| Творческое | 14 | Сухаревская Ж.А., родители |
Май 2011 | Фотовыставка работ Сухаревской Ж.А. | «Открывая мир заново…» | Творческое | каб. №4 | Сухаревская Ж.А., родители Дулькина А, (спонсорская помощь и помощь в оформлении) |
-
Май 2011г. – презентация, фото-отчет о выполнении проекта на родительском собрании и классном часе.
-
01.09.2011г. «Урок Знаний» — проект «Интересный маршрут», корректировка плана работы по проекту на новый учебный год.
-
08.09.2011г. Родительское собрание – презентация проекта «Открывая мир», совместное планирование внеурочной деятельности обучающихся.
2011-2012 учебный год
Сроки проведения | Мероприятие / учреждение культуры | Тема экскурсии, название спектакля, выставки | Направление | Кол-во участников | Организатор / сопровождение | |
1 | Сентябрь 2011 | Кинотеатр «Пять звёзд» | Просмотр научно-популярного фильма | Образовательное | Группа до 15 чел. | Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
3 | В течение года | Мемориально-исторический музей | Абонемент (5 занятий) | Образовательное | Группа 20 чел. | Сухаревская Ж.А., родители |
4 | Май 2012 | Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» |
| Образовательное | Группа до 25 чел. | Сухаревская Ж.А., родители |
5 | Октябрь 2011 | Музей изобразительных искусств | «Уроки Леонардо» (4 занятия) | Образовательное/ творческое | Группа до 25 чел. | Сухаревская Ж.А. |
6 | Март-апрель 2012 | Волгоградский областной краеведческий музей | Выставка экзотических птиц | Образовательное | 4 семьи | Сухаревская Ж.А., родители |
7 | В течение года | Планетарий | Абонемент (4 лекции) | Образовательное | 28 | Сухаревская Ж.А., родители |
8 | Май 2012 | Обсерватория |
| Образовательное | Группа до 20 чел. | Сухаревская Ж.А. |
9 | В течение года | ТЮЗ | 2 посещения | Творческое | 28 чел. | Сухаревская Ж.А., родители |
10 | 12.10.11 11.11.11 02.12.11 27.01.12 30.03.12 | ЦКЗ | Абонемент «Музыкальный класс по пятницам» (5 концертов) | Творческое | Группа до 10 чел. | Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
11 | 23.09.11 18.03.12 13.05.12 03.06.12 | ЦКЗ | Абонемент «Музыка, слово, живопись» (4 лит.-муз. комп.) | Творческое | Родители (2 семьи) | Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А. |
12 | Декабрь 2011 | МОУ СОШ №93 | Конкурс «Алло, мы ищем таланты» | Творческое | 8 чел. | Сухаревская Ж.А., Калашникова И.Б., родители |
13 | Декабрь 2011 | Музей изобразительных искусств | Проект | Творческое | Группа до 15 чел. | Сухаревская Ж.А., родители |
15 | Январь 2012 | Детская художественная галерея |
| Творческое | Группа до 15 чел. | Сухаревская Ж.А. |
17 | Декабрь 2011 | Волгоградский музыкальный театр | Спектакль «Снежная королева» | Творческое | Группа 10 чел. | Сухаревская Ж.А., родители |
18 | Март 2012 | Фотовыставка работ учеников, родителей, учителей | «Открывая мир заново…» | Творческое | каб. №4 | Сухаревская Ж.А., родители обучающихся |
20 | Апрель 2012 | Нетрадиционные уроки музыки | Урок-концерт | Творческое | По согласованию | Калашникова И.Б., непосредственные участники |
21 | Апрель 2012 | Районный конкурс | «Многоликая Россия» (фотография) | Творческое | 2 чел. | Сухаревская Ж.А., родители |
23 | МОУ СОШ №93 | Конкурс | «Мама, папа, я – творческая семья» | Творческое | 2 семьи | Сухаревская Ж.А., Калашникова И.Б., родители |
Материалы работы микро-групп по направлениям проекта
1. Образовательное направление
Презентация проведённых мероприятий, организованных экскурсий и посещений учреждений культуры и искусства: фото-отчёты, информационный материал (готовый к использованию). Степень участия родителей. Проблемы, пути их решения, результативность.
Тематические экскурсии на предприятия города, Волгоградский планетарий, Волгоградский областной краеведческий музей, Государственный историко-мемориальный музей-заповедник Сталинградская битва, Мемориально-исторический музей, обсерватория. Волгоградский музей изобразительных искусств, Детская художественная галерея; Театр юного зрителя, Волгоградский музыкальный театр, Центральный концертный зал, кинотеатр «Пять звёзд».
2. Творческое направление
Выполнение творческих работ и мини-проектов.
Волгоградский музей изобразительных искусств, Детская художественная галерея.
Тематика работ микро-групп по направлениям
-
Образовательное направление:
-
Государственный историко-мемориальный музей-заповедник Сталинградская битва, история создания;
-
Мемориально-исторический музей, история создания;
-
планетарий, обсерватория, история их создания;
-
по теме научно-популярного фильма, просмотренного в кинотеатре;
-
предприятия города (история создания, известные работники, продукция, технология изготовления продукции) – ООО «Пивовар», др.
-
-
Творческое направление:
-
симфонический оркестр, история его создания, Волгоградский симфонический оркестр, дирижёр, известные музыканты (Волгоград), орган, интересные факты, история создания ЦКЗ, знакомство с артистами; инструменты;
-
театр, труппа, история появления различных театров в Волгограде;
-
Волгоградский цирк, известные артисты, специфика работы, жанры;
-
художественные музеи города, известные художники Волгограда;
-
участие в нетрадиционных уроках музыки, в выставках и конкурсах.
-
Организация, проведение и участие в выставках и конкурсах:
-
районный конкурс детских творческих работ «Многоликая Россия» (номинация «Фотография» — 1, 2 место),
-
районный конкурс проектов и исследовательских работ «Я познаю мир» (номинация «Родословие» — 3 место, «Естественные науки» — 2 место),
-
школьные тематические конкурсы и выставки (конкурс «Мама, папа, я – творческая семья» — победитель, «Алло, мы ищем таланты» — победитель, конкурс детских и семейных работ – номинация «Фотография», фотовыставка учителя «Открывая мир заново», др.).
3 этап, заключительный
Участники, слушатели | Сроки исполнения | Примечание | |
Презентация (промежуточных) результатов проекта | ученики 3а(4а) класса | май 2011 / май 2012 | родительское собрание |
Презентация (промежуточных) результатов проекта | родители обучающихся 3а(4а) класса | май 2011 / май 2012 | родительское собрание |
Изготовление и оформление «Карты интересов» | Актив проекта | Январь – апрель 2012 | Помощь родителей |
Участие в районном конкурсе проектов «Я познаю мир» | Ученики 4а класса | май 2012 |
|
Подведение итогов реализации проекта | Ученики и родители 4а класса | Май 2012 | Награждение участников проекта |
Участие проекта в Интернет конкурсах, размещение материалов проекта на педагогических Интернет сайтах | Ученики 4а класса, Сухаревская Ж.А. | 2011-2012 уч. год | По окончании проекта |
Обобщение опыта по теме организации проектной деятельности младших школьников | Сухаревская Ж.А. | 2011-2012 уч. г. | В процессе реализации проекта |
Разработка программы внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС | Сухаревская Ж.А. | 2011-2012 уч. г. | Использование материалов данного проекта |
Участие родителей в данном проекте было выражено в следующих формах:
-
сопровождение,
-
посещение (концертов, абонемента),
-
оказание помощи в подготовке и оформлении наглядных материалов или презентации,
-
организация экскурсий,
-
приобретение (билетов, атрибутов, др.),
-
спонсорская помощь,
-
иные формы участия.
Формы участия обучающихся в проекте:
-
разовое (посещение отдельных мероприятий),
-
абонемент,
-
семейное участие.
Краткое описание «Карты интересов»
Формы
Рисунок |
Схема |
Буклет |
Карта |
Презентация |
Путеводитель | |
Электронный архив фотографий (1260) Приложение 1
|
В результате проект представлен в различных формах:
-
Макет здания ООО «Пивовар» — Моторин К., Калугин В.
-
Рисунки – 12 участников.
-
Схема – не использовалась.
-
Буклет – Сергеева Я., Касьяненко В., Дулькин А.
-
Карта – Дулькин А., Кулеш А.
-
Презентация – Кожемяха Ю., Сергеева Я.
-
Путеводитель – коллективная работа.
-
Рефераты и сообщения – 20 работ.
-
Фото-отчет – Сухаревская Ж.А., работы родителей, Моторин К., Дулькин А., Чувилева А., Кудрявцев А., Кожемяха Ю., Касьяненко В., др.
Заключение
Практическая значимость проекта
-
Цель проекта для обучающихся достигнута:
-
обучающиеся расширили свои знания об окружающем мире,
-
повысили свой культурный уровень.
-
Цель проекта для учителя достигнута:
-
расширены рамки внеклассной работы с обучающимися,
-
использованы новые формы работы,
-
обобщен опыт работы учителя «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов в рамках введения ФГОС НОО»,
-
разработана программа внеурочной деятельности «Открывая мир» для обучающихся 1-4-х классов (срок реализации 4 года), которая успешно реализуется в образовательном учреждении.
-
Задачи проекта выполнены:
-
расширены рамки внеклассной работы с обучающимися через систему экскурсий, посещения планетария, музеев, театров, других учреждений, организацию выставок;
-
внеклассная работа проводилась с учетом интересов обучающихся малыми группами и по абонементу;
-
зафиксирована полученная информация о посещенных учреждениях, их истории, особенностях, др.;
-
использовались разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта.
-
Планируемые результаты проекта представлены в форме:
-
фотоальбома «Наши открытия» (электронный вариант – 1260 фотографий),
-
презентации «Путешествуем, чтобы узнать мир»,
-
«Карты интересов» (формы «карты» по выбору обучающихся).
-
Приложение 1
Посещение Центрального концертного зала
Посещение Театра юного зрителя
Посещение музея изобразительных искусств
Посещение концертов хоровых и театральных коллективов
студентов и преподавателей института искусств им. П.Серебрякова
и института художественного образования
Посещение нетрадиционных уроков музыки
Посещение выставки экзотических бабочек
Посещение Волгоградского планетария
Посещение Волгоградского цирка
Экскурсия на ООО «Пивовар»