Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №93

Советского района г.Волгограда

ПРОЕКТ

«ОТКРЫВАЯ МИР»

Исполнители:

обучающиеся 4а класса

Руководитель:

Сухаревская Ж.А.,

учитель начальных классов

Волгоград, 2012

Паспорт проекта

 

1. Название проекта:  Открывая мир

2. Руководитель проекта: Сухаревская Жанна Александровна

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:

окружающий мир (биология, астрономия, история), изобразительное искусство (технология), музыка, литературное чтение

4. Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект: 9-10 лет (3-4 классы), можно использовать для обучающихся 1-4 классов

5. Тип проекта по масштабу применения: практико-ориентированный проект

6. Тип проекта по продолжительности выполнения: длительный

7. Тип проекта по характеру деятельности обучающихся: коллективный

8. Тип проекта по  предметно-содержательной области:  

межпредметный, надпредметный, реализуется во внеурочное время

9. Цель проекта для учеников: 

  1. расширить знания об окружающем мире,

  2. повысить культурный уровень.

10. Цель проекта для учителя:  

  1. расширить внеклассную работу с обучающимися,

  2. обобщить и систематизировать опыт работы,

  3. использовать опыт работы для разработки программы внеурочной деятельности.

11.  Задачи проекта:

  1. расширить рамки внеклассной работы с обучающимися через систему экскурсий, посещения планетария, музеев, театров, других учреждений, организацию выставок;

  2. организовать внеклассную работу с учетом интересов обучающихся (малые группы, абонемент, др.);

  3. зафиксировать полученную информацию: посещенные учреждения, их история, особенности, др.;

  4. использовать разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта.

12. Планируемый результат:

  1. создание фотоальбома «Наши открытия» (электронный вариант),

  2. презентация «Путешествуем, чтобы узнать мир»,

  3. создание «Карты интересов» (формы «карты» по выбору обучающихся).

Введение

Обоснование темы проекта. В рамках реализации школьного проекта «Культура как фактор школьной безопасности» в течение 2 лет (2010-2011, 2011-2012 учебные годы) обучающиеся сначала 3а, затем 4а класса были участниками проекта «Открывая мир».

Идея разработки и участия в данном проекте появилась по той причине, что за предыдущие годы сложилась система внеурочной деятельности, основанная на посещении театров, ЦКЗ, планетария. Появилась необходимость расширить рамки этой работы за счет включения в перечень посещаемых учреждений новых (например, музеи). Особенностью организации работы в классе было то, что все посещения проходили группами разной наполняемости, с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Актуальность. Результаты проводимого в предыдущих классах анкетирования детей и их родителей показали, что большинство детей имеют возможность посетить учреждения культуры и музеи только с классом (по разным причинам). Именно по этой причине работа с классом в данном направлении была очень актуальной. Запросы родителей подтверждали это.

Участники: обучающиеся, учителя, родители обучающихся.

Финансирование: спонсорская помощь родителей.

Направления деятельности:

  1. образовательное (экскурсии, посещение музеев; поиск, изучение и оформление дополнительной информации по интересующей теме),

  2. творческое (посещение театров, музеев, концертов – разовое и по абонементу; поиск, изучение и оформление дополнительной информации по интересующей теме, выполнение творческих работ).

Описание проекта

1 этап, подготовительный

  1. Определение темы, целей, задач проекта и направлений деятельности в рамках реализации проекта.

  2. Самоопределение по направлениям.

  3. Составление плана реализации проекта.

    1. Определение темы, целей, задач проекта и направлений деятельности.

С целью определения ситуации в классе детям было предложено поделиться традициями, сложившимися в их семьях. Ребята назвали те культурно-массовые места, которые они посещают совместно с родителями и другими родственниками. Была определена частота этих посещений. Среди посещаемых мест были названы различные кинотеатры и Театр юного зрителя (14/6 чел.), музеи (5 чел.), цирк (8 чел.), поход в гости (6 чел.), прогулки в парк и посещение городских праздников (9 чел.). 10 человек отметили, что все посещения проходят только с классом. Результаты опроса подтвердили предположение, что основная часть класса имеет крайне ограниченные возможности. Ситуация может быть изменена в рамках внеклассной работы с учениками.

На классном часе обсудили тему проекта, придумали ему название. С какой же целью мы будем заниматься этим проектом? Прежде всего, мы хотим больше узнать об окружающем нас мире. В нашем городе много интересных мест: исторических и культурных. Чтобы расширить свой кругозор, повысить культурный уровень, нам необходимо посетить различные экскурсии, посмотреть спектакли и послушать концерты. Мы можем не только сами заниматься этим, но познакомить младших школьников с такой интересной программой. Решили организовать шефство над 1а (далее 2а) классом: помогать в организации различных мероприятий, рассказывать об интересных местах нашего города.

Направления деятельности:

  1. образовательное направление – организация различных экскурсий; посещение Государственного историко-мемориального музея-заповедника Сталинградская битва и Мемориально-исторического музея (абонемент), Волгоградского планетария (абонемент); посещение Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова (включая выставочный зал), Детской художественной галереи; Театра юного зрителя, Волгоградского музыкального театра, Центрального концертного зала (абонемент), кинотеатра;

  2. творческое направление – посещение Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова (включая выставочный зал), Детской художественной галереи, Мемориально-исторического музея.

1.2. Самоопределение по направлениям.

С целью самоопределения по направлениям в классе было проведено анкетирование. Каждый из учеников выбрал направление, по которому он будет работать. На классном часе решили, что ученик может участвовать в работе группы 1, 2 или двух направлений одновременно. Сформировались группы разного состава, но каждый ученик стал участником группы по обоим направлениям, но перечень посещений был разным.

1.3. Составление плана подготовительного этапа проекта.

Вид деятельности

Сроки исполнения

Участие родителей, педагогов

Примечание

Самоопределение по направлениям

сентябрь

Классный руководитель

классный час, анкетирование, возможны изменения в течение года

Определить тематику экскурсий и перечень музеев для посещения

сентябрь

Сопровождение

возможны дополнения, изменения

Определить какие театры продолжим посещать, а куда пойдём впервые

сентябрь

Классный руководитель совместно с детьми

возможны дополнения, изменения

Определить формы подведения итогов каждого мероприятия

в течение года

Совместно с активом

обсуждение, выполнение творческих работ – рисунки, сочинения, выступления, презентации – по каждому мероприятию отдельно

Определить степень участия родителей в проекте

в течение года

Совместно с родителями

сопровождение, оказание помощи в подготовке презентаций, спонсорская помощь

Определить степень участия педагогов в реализации проекта (организация и проведение мероприятий)

в течение года

— Сухаревская Ж.А., кл. рук. 4а класса;

— Чернихова Е.С., кл. рук. 3а класса (2010-2011 уч.г.);

— Калашникова И.Б., учитель музыки;

— Гончарова Е.М., учитель изобразительного искусства

в зависимости от темы мероприятия, возможны дополнения.

2 этап, реализация проекта

  1. Организация и проведение экскурсий, посещение театров, музеев, концертов.

  2. Организация, проведение и участие в выставках и конкурсах.

  3. Оформление результатов, выполнение творческих работ.

2010-2011 учебный год

Сроки проведения

Мероприятие

Тема экскурсии, название спектакля, выставки

Направление

Кол-во участников

Организатор / сопровождение

Сентябрь 2010

Посещение кинотеатра «Пять звёзд»

Научно-популярный фильм «Океан»

Образовательное

14

Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А.

В течение года

Планетарий

Абонемент

Образовательное

27

Сухаревская Ж.А., родители

Октябрь 2010

ТЮЗ

Творческое

22

Сухаревская Ж.А., родители

Декабрь 2010

ТЮЗ

Творческое

24

Сухаревская Ж.А., родители

В течение года

ЦКЗ

Абонемент «Музыкальный класс по пятницам»

Творческое

6

Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А.

Ноябрь 2010

ЦКЗ

Концерт-экскурсия «Знакомство с органом»

Творческое

8

Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А.

Март 2011

ЦКЗ

Концерт «В гостях у Короля музыкальных инструментов»

Творческое

4

Калашникова И.Б., Чернихова Е.С.

Ноябрь 2010

Музей изобразительных искусств

Обзорная экскурсия

Творческое

12

Сухаревская Ж.А., родители

Ноябрь 2010

Экскурсия на ООО «Пивовар»

Технология производства безалкогольных напитков

Образовательное

25

Сухаревская Ж.А., родители

Декабрь 2010

Экскурсия в ТЦ «Диамант» Центрального р-на

Выставка экзотических бабочек

Образовательное

12

Куминова С.А., учитель биологии, Сухаревская Ж.А.

Апрель 2011

Нетрадиционные уроки музыки

Урок-концерт

Образовательное

26

Калашникова И.Б.

Май 2011

Посещение Волгоградского цирка

Творческое

14

Сухаревская Ж.А., родители

Май 2011

Фотовыставка работ Сухаревской Ж.А.

«Открывая мир заново…»

Творческое

каб. №4

Сухаревская Ж.А., родители Дулькина А, (спонсорская помощь и помощь в оформлении)

  1. Май 2011г. – презентация, фото-отчет о выполнении проекта на родительском собрании и классном часе.

  2. 01.09.2011г. «Урок Знаний» — проект «Интересный маршрут», корректировка плана работы по проекту на новый учебный год.

  3. 08.09.2011г. Родительское собрание – презентация проекта «Открывая мир», совместное планирование внеурочной деятельности обучающихся.

2011-2012 учебный год

№ п/п

Сроки проведения

Мероприятие / учреждение культуры

Тема экскурсии, название спектакля, выставки

Направление

Кол-во участников

Организатор / сопровождение

1

Сентябрь 2011

Кинотеатр «Пять звёзд»

Просмотр научно-популярного фильма

Образовательное

Группа до 15 чел.

Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А.

3

В течение года

Мемориально-исторический музей

Абонемент

(5 занятий)

Образовательное

Группа 20 чел.

Сухаревская Ж.А., родители

4

Май 2012

Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»

Образовательное

Группа до 25 чел.

Сухаревская Ж.А., родители

5

Октябрь 2011

Музей изобразительных искусств

«Уроки Леонардо»

(4 занятия)

Образовательное/ творческое

Группа до 25 чел.

Сухаревская Ж.А.

6

Март-апрель 2012

Волгоградский областной краеведческий музей

Выставка экзотических птиц

Образовательное

4 семьи

Сухаревская Ж.А., родители

7

В течение года

Планетарий

Абонемент

(4 лекции)

Образовательное

28

Сухаревская Ж.А., родители

8

Май 2012

Обсерватория

Образовательное

Группа до 20 чел.

Сухаревская Ж.А.

9

В течение года

ТЮЗ

2 посещения

Творческое

28 чел.

Сухаревская Ж.А., родители

10

12.10.11

11.11.11

02.12.11

27.01.12

30.03.12

ЦКЗ

Абонемент «Музыкальный класс по пятницам»

(5 концертов)

Творческое

Группа до 10 чел.

Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А.

11

23.09.11

18.03.12

13.05.12

03.06.12

ЦКЗ

Абонемент «Музыка, слово, живопись» (4 лит.-муз. комп.)

Творческое

Родители (2 семьи)

Калашникова И.Б., Сухаревская Ж.А.

12

Декабрь 2011

МОУ СОШ №93

Конкурс «Алло, мы ищем таланты»

Творческое

8 чел.

Сухаревская Ж.А.,

Калашникова И.Б., родители

13

Декабрь 2011

Музей изобразительных искусств

Проект

Творческое

Группа до 15 чел.

Сухаревская Ж.А., родители

15

Январь 2012

Детская художественная галерея

Творческое

Группа до 15 чел.

Сухаревская Ж.А.

17

Декабрь 2011

Волгоградский музыкальный театр

Спектакль «Снежная королева»

Творческое

Группа 10 чел.

Сухаревская Ж.А., родители

18

Март 2012

Фотовыставка работ учеников, родителей, учителей

«Открывая мир заново…»

Творческое

каб. №4

Сухаревская Ж.А., родители обучающихся

20

Апрель 2012

Нетрадиционные уроки музыки

Урок-концерт

Творческое

По согласованию

Калашникова И.Б., непосредственные участники

21

Апрель 2012

Районный конкурс

«Многоликая Россия» (фотография)

Творческое

2 чел.

Сухаревская Ж.А., родители

23

МОУ СОШ №93

Конкурс

«Мама, папа, я – творческая семья»

Творческое

2 семьи

Сухаревская Ж.А., Калашникова И.Б., родители

Материалы работы микро-групп по направлениям проекта

1. Образовательное направление

Презентация проведённых мероприятий, организованных экскурсий и посещений учреждений культуры и искусства: фото-отчёты, информационный материал (готовый к использованию). Степень участия родителей. Проблемы, пути их решения, результативность.

Тематические экскурсии на предприятия города, Волгоградский планетарий, Волгоградский областной краеведческий музей, Государственный историко-мемориальный музей-заповедник Сталинградская битва, Мемориально-исторический музей, обсерватория. Волгоградский музей изобразительных искусств, Детская художественная галерея; Театр юного зрителя, Волгоградский музыкальный театр, Центральный концертный зал, кинотеатр «Пять звёзд».

2. Творческое направление

Выполнение творческих работ и мини-проектов.

Волгоградский музей изобразительных искусств, Детская художественная галерея.

Тематика работ микро-групп по направлениям

  1. Образовательное направление:

    • Государственный историко-мемориальный музей-заповедник Сталинградская битва, история создания;

    • Мемориально-исторический музей, история создания;

    • планетарий, обсерватория, история их создания;

    • по теме научно-популярного фильма, просмотренного в кинотеатре;

    • предприятия города (история создания, известные работники, продукция, технология изготовления продукции) – ООО «Пивовар», др.

  2. Творческое направление:

    • симфонический оркестр, история его создания, Волгоградский симфонический оркестр, дирижёр, известные музыканты (Волгоград), орган, интересные факты, история создания ЦКЗ, знакомство с артистами; инструменты;

    • театр, труппа, история появления различных театров в Волгограде;

    • Волгоградский цирк, известные артисты, специфика работы, жанры;

    • художественные музеи города, известные художники Волгограда;

    • участие в нетрадиционных уроках музыки, в выставках и конкурсах.

Организация, проведение и участие в выставках и конкурсах:

  • районный конкурс детских творческих работ «Многоликая Россия» (номинация «Фотография» — 1, 2 место),

  • районный конкурс проектов и исследовательских работ «Я познаю мир» (номинация «Родословие» — 3 место, «Естественные науки» — 2 место),

  • школьные тематические конкурсы и выставки (конкурс «Мама, папа, я – творческая семья» — победитель, «Алло, мы ищем таланты» — победитель, конкурс детских и семейных работ – номинация «Фотография», фотовыставка учителя «Открывая мир заново», др.).

3 этап, заключительный

Форма подведения итогов

Участники, слушатели

Сроки исполнения

Примечание

Презентация (промежуточных) результатов проекта

ученики 3а(4а) класса

май 2011 / май 2012

родительское собрание

Презентация (промежуточных) результатов проекта

родители обучающихся 3а(4а) класса

май 2011 / май 2012

родительское собрание

Изготовление и оформление «Карты интересов»

Актив проекта

Январь – апрель 2012

Помощь родителей

Участие в районном конкурсе проектов «Я познаю мир»

Ученики 4а класса

май 2012

Подведение итогов реализации проекта

Ученики и родители 4а класса

Май 2012

Награждение участников проекта

Участие проекта в Интернет конкурсах, размещение материалов проекта на педагогических Интернет сайтах

Ученики 4а класса, Сухаревская Ж.А.

2011-2012 уч. год

По окончании проекта

Обобщение опыта по теме организации проектной деятельности младших школьников

Сухаревская Ж.А.

2011-2012 уч. г.

В процессе реализации проекта

Разработка программы внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС

Сухаревская Ж.А.

2011-2012 уч. г.

Использование материалов данного проекта

Участие родителей в данном проекте было выражено в следующих формах:

  • сопровождение,

  • посещение (концертов, абонемента),

  • оказание помощи в подготовке и оформлении наглядных материалов или презентации,

  • организация экскурсий,

  • приобретение (билетов, атрибутов, др.),

  • спонсорская помощь,

  • иные формы участия.

Формы участия обучающихся в проекте:

    1. разовое (посещение отдельных мероприятий),

    2. абонемент,

    3. семейное участие.

Краткое описание «Карты интересов»

Формы

Макет

Рисунок

Схема

Буклет

Карта

Презентация

Путеводитель

Электронный архив фотографий (1260)

Приложение 1

В результате проект представлен в различных формах:

    1. Макет здания ООО «Пивовар» — Моторин К., Калугин В.

    2. Рисунки – 12 участников.

    3. Схема – не использовалась.

    4. Буклет – Сергеева Я., Касьяненко В., Дулькин А.

    5. Карта – Дулькин А., Кулеш А.

    6. Презентация – Кожемяха Ю., Сергеева Я.

    7. Путеводитель – коллективная работа.

    8. Рефераты и сообщения – 20 работ.

    9. Фото-отчет – Сухаревская Ж.А., работы родителей, Моторин К., Дулькин А., Чувилева А., Кудрявцев А., Кожемяха Ю., Касьяненко В., др.

Заключение

Практическая значимость проекта

  1. Цель проекта для обучающихся достигнута:

  • обучающиеся расширили свои знания об окружающем мире,

  • повысили свой культурный уровень.

  1. Цель проекта для учителя достигнута:  

  • расширены рамки внеклассной работы с обучающимися,

  • использованы новые формы работы,

  • обобщен опыт работы учителя «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов в рамках введения ФГОС НОО»,

  • разработана программа внеурочной деятельности «Открывая мир» для обучающихся 1-4-х классов (срок реализации 4 года), которая успешно реализуется в образовательном учреждении.

  1. Задачи проекта выполнены:

  • расширены рамки внеклассной работы с обучающимися через систему экскурсий, посещения планетария, музеев, театров, других учреждений, организацию выставок;

  • внеклассная работа проводилась с учетом интересов обучающихся малыми группами и по абонементу;

  • зафиксирована полученная информация о посещенных учреждениях, их истории, особенностях, др.;

  • использовались разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта.

  1. Планируемые результаты проекта представлены в форме:

    • фотоальбома «Наши открытия» (электронный вариант – 1260 фотографий),

    • презентации «Путешествуем, чтобы узнать мир»,

    • «Карты интересов» (формы «карты» по выбору обучающихся).

Приложение 1

Посещение Центрального концертного зала

Посещение Театра юного зрителя

Посещение музея изобразительных искусств

Посещение концертов хоровых и театральных коллективов

студентов и преподавателей института искусств им. П.Серебрякова

и института художественного образования

Посещение нетрадиционных уроков музыки

Посещение выставки экзотических бабочек

Посещение Волгоградского планетария

Посещение Волгоградского цирка

Экскурсия на ООО «Пивовар»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here