Пояснительная записка
Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
-
Развивать творческий потенциал детей средствами художественного труда;
-
Формировать прикладные умения и навыки;
-
Воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья» и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».
Методологической основой курса является системно деятельностный подход в начальном обучении.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Содержание программы рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (1-4 классы). Однако программа имеет блочный принцип (каждый блок спланирован на 34 часа) и поэтому планирование выполнено на 34 часа в год.
Планируемые результаты
У обучающегося будут сформированы:
| Обучающийся получит возможность для формирования:
|
— широкая мотивационная основа художественно творческой деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы; — устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; — адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
| — внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; — выраженной познавательной мотивации; — устойчивого интереса к новым способам познания; — адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
|
Регулятивные универсальные учебные действия
| |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
— принимать и сохранять учебнотворческую задачу; — учитывать выделенные в пособиях этапы работы; — планировать свои действия; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль; — адекватно воспринимать оценку учителя; — различать способ и результат действия; — вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
| — проявлять познавательную инициативу; — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; — преобразовывать практическую задачу в познавательную; — самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
|
Познавательные универсальные учебные действия
| |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; — использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; — высказываться в устной и письменной форме; — анализировать объекты, выделять главное; — осуществлять синтез (целое из частей); — проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; — устанавливать причинно-следственные связи; — строить рассуждения об объекте; — обобщать (выделять класс объектов по какому либо признаку); — подводить под понятие; — устанавливать аналогии; — проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
| — осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; — осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать методы и приемы художественно творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
| |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
— понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; — учитывать разные мнения; — формулировать собственное мнение и позицию; — договариваться, приходить к общему решению; — соблюдать корректность в высказываниях; — задавать вопросы по существу; — использовать речь для регуляции своего действия; — стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ; — контролировать действия партнера;
| — владеть монологической и диалогической формами речи. учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
|
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:
| |
развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать систему универсальных учебных действий; сформировать навыки работы с информацией.
|
Календарно – тематический план
Дата по плану | Дата фактич. | Тема | Примечание | |
1 |
|
| Аппликация с раздвижкой |
|
2 |
|
| Веерное гофрирование, аппликация |
|
3 |
|
| Оригами из окрашенной бумаги |
|
4 |
|
| Объемное моделирование из бумаги |
|
5 |
|
| Трубочки из гофрированной бумаги |
|
6 |
|
| Аппликация из рельефной бумаги |
|
7 |
|
| Коллаж из разных материалов |
|
8 |
|
| Вязание крючком. Воздушные цепочки |
|
9 |
|
| Вязание крючком. аппликация |
|
10 |
|
| Разрезание пластилиновой заготовки сложной формы |
|
11 |
|
| Модульное оригами |
|
12 |
|
| Транспарантное вырезание |
|
13 |
|
| Симметричное силуэтное вырезание |
|
14 |
|
| Модульное оригами. Изделия с деталями круглой формы |
|
15 |
|
| Аппликация из синтепона со сдвижкой |
|
16 |
|
| Конструирование игрушки с подвижными деталями |
|
17 |
|
| Прорезание канцелярским ножом |
|
18 |
|
| Моделирование из фольги |
|
19 |
|
| Аппликация из ткани |
|
20 |
|
| Шитье мягкой игрушки |
|
21 |
|
| Объемные цветы |
|
22 |
|
| Модульное оригами |
|
23 |
|
| Папье-маше. Карнавальные маски |
|
24 |
|
| Модульное оригами |
|
25 |
|
| Пластилиновые нити |
|
26 |
|
| Лепка из пластилина на проволочном каркасе |
|
27 |
|
| Резьба по пластилину |
|
28 |
|
| Пластилиновые цветы |
|
29 |
|
| Надрезание пластилина проволокой |
|
30 |
|
| Модульное оригами. Объемные цветы |
|
31 |
|
| Объемные цветы в технике многослойного торцевания |
|
32 |
|
| Моделирование из гофрированной бумаги |
|
33 |
|
| Модульное оригами. |
|
34 |
|
| Коллективные проекты |
|
Перечень учебно – методического обеспечения
1. Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. 48 с.
2. Интернет сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Пояснительная записка
Программа курса «Мир геометрии» разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике.
Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой – готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.
Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.
Задачи курса:
— формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
— развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
— учить изображать простые геометрические формы;
— развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
— воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
— развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.
Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения. Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях и т.д. Исходя из вышесказанного, предлагаемый курс выстроен концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются,систематизируются, приобретают обобщенный характер.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 68 часов в 1 классе и по 34 часа в 2-4 классах.
Планируемые результаты
У обучающегося будут сформированы:
| Обучающийся получит возможность для формирования: |
учебно_познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; _ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; _ понимание причин успеха в учебной деятельности; _ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя; _ представление об основных моральных нормах.
| выраженной устойчивой учебно_познавательной мотивации учения; _ устойчивого учебно_познавательного интереса к новым общим способам решения задач; _ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; _ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
|
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться: |
принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; _ анализировать ошибки и определять пути их преодоления; _ различать способы и результат действия; _ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя | прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; _ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; _ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
|
Познавательные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться: |
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; _ анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи; _ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; _ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; _ устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения; _ осуществлять синтез как составление целого из частей; _ выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; _ формулировать проблему; _ строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; _ устанавливать причинно_следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
| строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; _ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; _ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей; _ различать обоснованные и необоснованные суждения; _ преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
|
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться: |
принимать участие в совместной работе коллектива; _ вести диалог, работая в парах, группах; _ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; _ координировать свои действия с действиями партнеров; _ корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; _ задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; _ осуществлять взаимный контроль совместных действий; _ совершенствовать математическую речь; _ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. | критически относиться к своему и чужому мнению; _ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; _ принимать самостоятельно решения; _ содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
|
Структура курса
Тема | Кол-во часов | |
1 | Что ты знаешь о фигурах? | 2 |
2 | Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади | 4 |
3 | Объем и площадь: понятия, система мер | 5 |
4 | Площадь прямоугольника | 5 |
5 | Палетка | 1 |
6 | Площадь прямоугольного треугольника | 4 |
7 | Объем прямоугольного параллелепипеда | 5 |
8 | Единицы метрической системы мер | 6 |
9 | Резерв | 2 |
| итого | 34 |
Календарно – тематический план
Дата план. | Дата факт. | Тема | Примечание | |
1 |
|
| Обобщение знаний о ранее изученных фигурах |
|
2 |
|
| Конструирование моделей многоугольников |
|
3 |
|
| Выбор фигуры как единицы площади |
|
4 |
|
| Заполнение части плоскости без промежутков равными фигурами-трафаретами |
|
5 |
|
| Развитие геометрической зоркости |
|
6 |
|
| Решение задач на построение |
|
10 |
|
| Понятие объема тела, площади плоской фигуры и площади поверхности тела |
|
11 |
|
| Выбор соответствующих мерок для измерения объектов |
|
12 |
|
| Измерение площади с помощью единичных квадратов |
|
13 |
|
| Измерение площади поверхности |
|
14 |
|
| Конструирование моделей многоугольников |
|
15 |
|
| Вывод формулы площади прямоугольника |
|
16 |
|
| Вычисление площади прямоугольника |
|
17 |
|
| Вычисление площади фигур, которые можно разделить на прямоугольники |
|
18 |
|
| Построение прямоугольников |
|
19 |
|
| Построение прямоугольника заданной площади |
|
20 |
|
| Измерение площади фигур при помощи палетки |
|
21 |
|
| Вывод формулы площади прямоугольного треугольника |
|
22 |
|
| Вычисление площади прямоугольного треугольника |
|
23 |
|
| Построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля |
|
24 |
|
| Вычисление площади фигуры, которую можно разделить на прямоугольные треугольники |
|
25 |
|
| Вывод формулы объема прямоугольного параллелепипеда |
|
26 |
|
| Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда |
|
27 |
|
| Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда по заданным элементам |
|
28 |
|
| Вычисление площади поверхности параллелепипеда |
|
29 |
|
| Вычисление площади поверхности параллелепипеда по заданным элементам |
|
30 |
|
| Изготовление модели пирамиды из пластилина, палочек. |
|
31 |
|
| Соотношение между различными единицами площади |
|
32 |
|
| Переход от одних единиц к другим |
|
33 |
|
| Занимательная геометрия |
|
34 |
|
| Занимательная геометрия |
|
Перечень учебно – методического обеспечения
1. 1. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии/ под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: «Федоров»: издательство «Учебная литература», 2011.
2. . Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Плоскость и пространство: тетрадь по геометрии/ под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: «Федоров»: издательство «Учебная литература», 2011.
3.. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С.Мир линий: тетрадь по геометрии/ под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: «Федоров»: издательство «Учебная литература». 2011.
Пояснительная записка
Программа курса «Я — исследователь» разработана на основе программы внеурочной деятельности системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит вс ё большее применение. Поэтому необходимо предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены, поэтому исследовательская практика ребёнка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи курса:
— развивать познавательные потребности младших школьников;
— развивать познавательные способности младших школьников;
-обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
— формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
— формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 34 часа в год.
Настоящая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает:
— тренинг исследовательских способностей;
— самостоятельную исследовательскую практику;
— мониторинг исследовательской деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
У обучающегося будут сформированы: |
— положительное отношение к исследовательской деятельности; |
— интерес к новому содержанию и новым способам познания. |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: |
— принимать и сохранять учебную задачу; |
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия; |
— планировать свои действия; |
— адекватно воспринимать оценку учителя. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: |
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве Интернет;
|
— высказываться в устной и письменной формах; |
— строить рассуждение об объекте. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
|
Обучающийся научится: |
— допускать существование различных точек зрения; |
— учитывать разные мнения; |
— формулировать собственное мнение и позицию; |
— договариваться, приходить к общему решению; |
— соблюдать корректность в высказываниях. |
Календарно – тематический план
Дата план. | Дата факт. | Тема | Примечание | |
Тренинг(10часов) | ||||
1 |
|
| Культура мышления |
|
2 |
|
| Методы исследования |
|
3 |
|
| Научная теория |
|
4 |
|
| Научное прогнозирование |
|
5 |
|
| Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования |
|
6 |
|
| Искусство задавать вопросы и отвечать на них |
|
7 |
|
| Ассоциации и аналогии |
|
8 |
|
| Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов |
|
9 |
|
| Умение выявлять проблемы |
|
10 |
|
| Как подготовиться к защите |
|
Исследовательская практика (16часов) | ||||
11 |
|
| Определение проблемы и выбор темы собственного исследования |
|
12-16 |
|
| Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
|
17-24 |
|
| Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|
25-26 |
|
| Семинар |
|
Мониторинг (8 часов) | ||||
27-30 |
|
| Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей |
|
31-32 |
|
| Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителей |
|
33-34 |
|
| Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов |
|
Перечень учебно – методического обеспечения
1. Савенков А.И. – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.
2. . Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Исследовательский дом «Федоров», 2011.