Пояснительная записка

Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

  • Развивать творческий потенциал детей средствами художественного труда;

  • Формировать прикладные умения и навыки;

  • Воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья» и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».

Методологической основой курса является системно деятельностный подход в начальном обучении.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Содержание программы рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (1-4 классы). Однако программа имеет блочный принцип (каждый блок спланирован на 34 часа) и поэтому планирование выполнено на 34 часа в год.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

— широкая мотивационная основа художественно творческой деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;

— устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

— адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

— внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

— выраженной познавательной мотивации;

— устойчивого интереса к новым способам познания;

— адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

— принимать и сохранять учебнотворческую задачу;

— учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

— планировать свои действия;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— различать способ и результат действия;

— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

— проявлять познавательную инициативу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

— высказываться в устной и письменной форме;

— анализировать объекты, выделять главное;

— осуществлять синтез (целое из частей);

— проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения об объекте;

— обобщать (выделять класс объектов по какому либо признаку);

— подводить под понятие;

— устанавливать аналогии;

— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использовать методы и приемы художественно творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

— понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

— учитывать разные мнения;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению;

— соблюдать корректность в высказываниях;

— задавать вопросы по существу;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

— контролировать действия партнера;

— владеть монологической и диалогической формами речи.

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся

получат возможность:

развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать систему универсальных учебных действий;

сформировать навыки работы с информацией.

Календарно – тематический план

Дата по плану

Дата фактич.

Тема

Примечание

1

Аппликация с раздвижкой

2

Веерное гофрирование, аппликация

3

Оригами из окрашенной бумаги

4

Объемное моделирование из бумаги

5

Трубочки из гофрированной бумаги

6

Аппликация из рельефной бумаги

7

Коллаж из разных материалов

8

Вязание крючком. Воздушные цепочки

9

Вязание крючком. аппликация

10

Разрезание пластилиновой заготовки сложной формы

11

Модульное оригами

12

Транспарантное вырезание

13

Симметричное силуэтное вырезание

14

Модульное оригами. Изделия с деталями круглой формы

15

Аппликация из синтепона со сдвижкой

16

Конструирование игрушки с подвижными деталями

17

Прорезание канцелярским ножом

18

Моделирование из фольги

19

Аппликация из ткани

20

Шитье мягкой игрушки

21

Объемные цветы

22

Модульное оригами

23

Папье-маше. Карнавальные маски

24

Модульное оригами

25

Пластилиновые нити

26

Лепка из пластилина на проволочном каркасе

27

Резьба по пластилину

28

Пластилиновые цветы

29

Надрезание пластилина проволокой

30

Модульное оригами. Объемные цветы

31

Объемные цветы в технике многослойного торцевания

32

Моделирование из гофрированной бумаги

33

Модульное оригами.

34

Коллективные проекты

Перечень учебно – методического обеспечения

1. Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. 48 с.

2. Интернет сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

Пояснительная записка

Программа курса «Мир геометрии» разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике.

Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой – готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.

Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.

Задачи курса:

формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;

развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;

учить изображать простые геометрические формы;

развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;

воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;

развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.

Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения. Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях и т.д. Исходя из вышесказанного, предлагаемый курс выстроен концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются,систематизируются, приобретают обобщенный характер.

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 68 часов в 1 классе и по 34 часа в 2-4 классах.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

учебно_познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

_ понимание причин успеха в учебной деятельности;

_ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

_ представление об основных моральных нормах.

выраженной устойчивой учебно_познавательной мотивации учения;

_ устойчивого учебно_познавательного интереса к новым

общим способам решения задач;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

_ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

принимать и сохранять учебную задачу;

_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной

задачей;

_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

_ анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

_ различать способы и результат действия;

_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

прогнозировать результаты своих действий на основе

анализа учебной ситуации;

_ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

_ самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения действия и вносить необходимые коррективы

по ходу решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

_ анализировать информацию, выбирать рациональный

способ решения задачи;

_ находить сходства, различия, закономерности, основания

для упорядочения объектов;

_ классифицировать объекты по заданным критериям

и формулировать названия полученных групп;

_ устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

_ осуществлять синтез как составление целого из частей;

_ выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

_ формулировать проблему;

_ строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

_ устанавливать причинно_следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по

аналогии;

_ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;

_ различать обоснованные и необоснованные суждения;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

принимать участие в совместной работе коллектива;

_ вести диалог, работая в парах, группах;

_ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

_ координировать свои действия с действиями партнеров;

_ корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

_ задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

_ осуществлять взаимный контроль совместных действий;

_ совершенствовать математическую речь;

_ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

критически относиться к своему и чужому мнению;

_ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

_ принимать самостоятельно решения;

_ содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

Структура курса

Тема

Кол-во часов

1

Что ты знаешь о фигурах?

2

2

Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади

4

3

Объем и площадь: понятия, система мер

5

4

Площадь прямоугольника

5

5

Палетка

1

6

Площадь прямоугольного треугольника

4

7

Объем прямоугольного параллелепипеда

5

8

Единицы метрической системы мер

6

9

Резерв

2

итого

34

Календарно – тематический план

Дата план.

Дата факт.

Тема

Примечание

1

Обобщение знаний о ранее изученных фигурах

2

Конструирование моделей многоугольников

3

Выбор фигуры как единицы площади

4

Заполнение части плоскости без промежутков равными фигурами-трафаретами

5

Развитие геометрической зоркости

6

Решение задач на построение

10

Понятие объема тела, площади плоской фигуры и площади поверхности тела

11

Выбор соответствующих мерок для измерения объектов

12

Измерение площади с помощью единичных квадратов

13

Измерение площади поверхности

14

Конструирование моделей многоугольников

15

Вывод формулы площади прямоугольника

16

Вычисление площади прямоугольника

17

Вычисление площади фигур, которые можно разделить на прямоугольники

18

Построение прямоугольников

19

Построение прямоугольника заданной площади

20

Измерение площади фигур при помощи палетки

21

Вывод формулы площади прямоугольного треугольника

22

Вычисление площади прямоугольного треугольника

23

Построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля

24

Вычисление площади фигуры, которую можно разделить на прямоугольные треугольники

25

Вывод формулы объема прямоугольного параллелепипеда

26

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда

27

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда по заданным элементам

28

Вычисление площади поверхности параллелепипеда

29

Вычисление площади поверхности параллелепипеда по заданным элементам

30

Изготовление модели пирамиды из пластилина, палочек.

31

Соотношение между различными единицами площади

32

Переход от одних единиц к другим

33

Занимательная геометрия

34

Занимательная геометрия

Перечень учебно – методического обеспечения

1. 1. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии/ под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: «Федоров»: издательство «Учебная литература», 2011.

2. . Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Плоскость и пространство: тетрадь по геометрии/ под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: «Федоров»: издательство «Учебная литература», 2011.

3.. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С.Мир линий: тетрадь по геометрии/ под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: «Федоров»: издательство «Учебная литература». 2011.

Пояснительная записка

Программа курса «Я — исследователь» разработана на основе программы внеурочной деятельности системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике.

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит вс ё большее применение. Поэтому необходимо предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены, поэтому исследовательская практика ребёнка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи курса:

— развивать познавательные потребности младших школьников;

— развивать познавательные способности младших школьников;

-обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

— формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

— формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 34 часа в год.

Настоящая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает:

— тренинг исследовательских способностей;

— самостоятельную исследовательскую практику;

— мониторинг исследовательской деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

— положительное отношение к исследовательской деятельности;

— интерес к новому содержанию и новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

— планировать свои действия;

— адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве Интернет;

— высказываться в устной и письменной формах;

— строить рассуждение об объекте.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— допускать существование различных точек зрения;

— учитывать разные мнения;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению;

— соблюдать корректность в высказываниях.

Календарно – тематический план

Дата план.

Дата факт.

Тема

Примечание

Тренинг(10часов)

1

Культура мышления

2

Методы исследования

3

Научная теория

4

Научное прогнозирование

5

Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования

6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

7

Ассоциации и аналогии

8

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

9

Умение выявлять проблемы

10

Как подготовиться к защите

Исследовательская практика (16часов)

11

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

12-16

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

17-24

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

25-26

Семинар

Мониторинг (8 часов)

27-30

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

31-32

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителей

33-34

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

Перечень учебно – методического обеспечения

1. Савенков А.И. – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.

2. . Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Исследовательский дом «Федоров», 2011.

1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here