Муниципальное образование Новокубанский район г. Новокубанск
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия № 2 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
Программа
« Разговор о правильном питании».
/2 класс/
Соколова Лариса Михайловна
учитель начальных классов
МОБУГ № 2 г.Новокубанск
2013год
Пояснительная записка
Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя три части.
Первая часть программы «Разговор о правильном питании», предназначенная для учащихся 2 класса, включает в себя 17 занятий.
В каждый комплект входит методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для учащегося.
Основное направление программы.
В Конвенции о правах ребенка сказано, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.
Здоровье детей – это здоровье нашей нации.
Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье не купишь – его разум дает!».
Новизна, актуальность программы.
1. По сохранению здоровья детей ведется большая работа (организуется летний отдых учащихся в лагерях, санаториях, проводятся уроки физкультуры, физминутки на уроках, соревнования, дни здоровья, разрабатываются различные здоровьесберегающие программы, организованы спортивные секции). Но еще, ни разу не затрагивали вопрос о правильном питании детей, его организации в семье, в школе.
2. Мы изучаем теоретические сведения о пользе правильного питания, развиваем практические умения, которые необходимы в жизни для сохранения здоровья. Большую просветительную работу по правильному питанию проводим с родителями, привлекаем в работу общественность и специалистов.
Важная роль по формированию здорового образа жизни отведена программе: «Разговор о правильном питании».
3.Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. По результатам исследования специалистов, только 20% родителей знают о важности правильного питания детей. Родители знакомятся с основными принципами правильного питания, стараются организовать здоровое питание в семье. Основная задача учителя — сделать родителей своими союзниками.
4.Данная программа реализуется в соответствии с «Концепцией государственной политики в области здорового питания населения РФ» управлением специального образования при Министерстве образования России.
5. Программа решает задачу сотрудничества в семье, семьи и школы, школы и общественности. Также задачи по укреплению и сохранению здоровья детей. Успешное обучение и воспитание детей зависит от состояния здоровья учащихся.
Содержание программы воспитывает культуру, навыки гигиены.
Цели и задачи программы.
Цели:— сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;
Задачи: а) обучающая – формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;
б) развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;
в) воспитывающая – создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.
Содержание программы.
1.Роль здорового правильного питания в жизни человека.
2.Практическая направленность программы в усвоении знаний и переходов от умения и навыкам в жизненной ситуации.
3. Оценка и самооценка: — Для чего мне нужны знания о правильном питании? Как в будущем это поможет нам?
4.Влияние самого человека на организацию правильного питания в семье.
5.Формирование здорового образа жизни и его пропаганда в кругу семьи, друзей, соседей.
Ожидаемые результаты.
-
Правильное, здоровое питания в семьях учащихся.
-
Осознание родителями значения для здоровья правильного питания.
-
Охрана здоровья и организация здорового образа жизни.
-
Выполнение санитарно-гигиенических норм и правил.
-
Организация правильного питания учащихся в школе.
Трудности в реализации программы.
1. Привлечение родителей, специалистов, общественность к работе над программой.
2.Усвоение детьми первого класса теоретических знаний по программе.
3. Заполнение дневников о правильном питании, как в течении года, так и на каникулах.
При составлении программы использовалась методическая литература:
1.Обухова Л. А.,Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.
2.Ю. П. Климович Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе «Разговор о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007.
3.Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.-М.: ОЛМА Медиа Групп,2011.
4.Рабочая тетрадь для школьников / Разговор о правильном питании. М. Безруких,
Участие родителей в реализации программы.
1.Для реализации программы необходима помощь родителей. Для них проводится родительское собрание, на котором раскрываются цели и задачи данной программы.
2.Цель педагога – убедить родителей в необходимости реализации данной программы в полном объёме с 1 по 5 класс.
3.Папы и мамы становятся участниками данной программы, они помогают составлять меню, готовят с детьми новые блюда из полезных продуктов, участвуют в соревнованиях между семьями, в праздниках.
4.Для родителей и детей проводятся конкурсы, праздники, соревнования, с целью — заинтересовать детей в правильном питании. Например: «Праздник урожая», « Самая вкусная каша», кроссворд «Сухофрукты», загадки, раскраски.
5.Для реализации программы привлекаются старшеклассники, повар, медицинский работник, с выступлениями перед детьми. Примерные темы: «О пользе хлеба», «Гигиена», « Из чего варят каши?», старшеклассники могут предложить игры, например «Путешествие по улице Правильного питания», ведутся дневники в течение недели.
6.В конце каждого года обучения родителям предлагается анкета. К пятому классу учителем составляется мониторинг эффективности программы «Разговор о правильном питании».
Тематическое планирование.
Тема занятия | Цель занятия | Игровые упражнения | Дата | Оборудование | |
1. | Знакомство с героями «Улицы Сезам» | Познакомить учащихся с героями этой улицы. | Иллюстрирование | 02.09.2013 | ММП, ноутбук, экспозиционный экран |
2. | Самые полезные продукты. | Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы, растительное и сливочное масло. | Игра « Собери в корзину полезные продукты», « Магазин», кроссворд. | 16.09. | Рабочая тетрадь, демонстрационный материал |
3. | Как правильно есть. | Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывай вымыть ягоды, фрукты и овощи перед тем, как их есть. | Нарисовать плакат с правилами гигиены. | 30.09. | Рабочая тетрадь, демонстрационный материал |
4. | Удивительные превращения пирожка. | Перерыв между едой не должен быть больше трёх часов, а значит, лучше есть понемногу пять раз в день. | Игра « Часики». | 14.10 | Рабочая тетрадь, демонстрационный материал |
5. | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. | Полезно есть на завтрак каши. | Загадки, игра «Крупа – каша», рисунки завтрака, игра «Сделай кашу вкуснее» | 28.10 | ММП, ноутбук, экспозиционный экран |
6. | Плох обед, если хлеба нет. | Самое большое количество пищи человек съедает во время обеда. Обед должен состоять из 4 блюд: салата, первого, второго и десерта. | Составить свой вариант обеда, придумать десерты, игры после обеда. | 18.11. | Рабочая тетрадь, демонстрационный материал |
7. | Время есть булочки. | Запомнить все приёмы пищи: утром – завтрак, днём – обед или полдник, вечером – ужин. Еда для полдника – молоко или молочные продукты, выпечка. | Меню для полдника – конкурс, игра « Самый вкусный молочный продукт». | 02.12. | Рабочая тетрадь, демонстрационный материал |
8. | Пора ужинать. | Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин полезно есть только лёгкую пищу: запеканки, творог, рыбу, простоквашу. | Работа над поговоркой, конкурс на лучший рецепт запеканки, игра « Самый вкусный и полезный ужин». | 16.12. | Рабочая тетрадь, демонстрационный материал |
9. | Где найти витамины весной. | Весной очень полезно есть, салаты из свежей зелени.
| Прорастить лук дома, конкурс «Самый вкусный салат»кроссворд « Сухофрукты». | 13.01.2014 | ММП, ноутбук, экспозиционный экран |
10. | На вкус и цвет товарищей нет. | Полезно есть продукты с разными вкусами. Важно не использовать в пищу слишком много солёного, кислого, сладкого. | Исследовательская работа, конкурс на лучший рисунок. | 27.01. | Рабочая тетрадь, демонстрационный материал |
11. | Как утолить жажду. | Человек должен выпивать в день 6 – 7 стаканов жидкости: молока, чая, соков и простой воды. | Конкурс « Самый вкусный морс», таблица. | 10.02. | ММП, ноутбук, экспозиционный экран |
12. | Что надо есть, если хочешь стать сильным. | Если ты занимаешься спортом или у тебя большие нагрузки в школе, особенно важно соблюдать режим питания. | Конкурс « Самый полезный завтрак в школе». | 24.02. | Рабочая тетрадь, демонстрационный материал |
13. | Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты. | Овощи, фрукты или ягоды полезно есть каждый день. | Загадки, раскраски. | 10.03. | Рабочая тетрадь, демонстрационный материал |
14. | Всякому овощу – своё время. | Полезно есть разные овощи круглый год: капусту, морковку, свёклу, зелень. | Кроссворд « Овощи и фрукты», раскраска « Вершки или корешки?». | 31.03 | Рабочая тетрадь, демонстрационный материал |
15.
| Праздник урожая.
| Правила правильного питания. | Игра « Собери овощи и фрукты на стол». | 14.04. | ММП, ноутбук, экспозиционный экран |
16.
| Если хочешь быть здоров.
| Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным, красивым, нужно есть полезные продукты. | Рисунки любимых продуктов, блюд. | 28.04. | ММП, ноутбук, экспозиционный экран |
17.
| «Проверьсебя»Законы здорового питания (обобщение) | Повторить правила правильного питания. | Кроссворды о продуктах питания | 12.05.2014 |
|
Анкета для родителей.
1.Считаете ли вы актуальным введение программы « Разговор о правильном питании» во внеурочную деятельность?
2.Понравилась ли вам данная программа? Чем?
Если не понравилась, то почему?
3. Какие недочёты вы увидели в данной программе?
4. Какие разделы программы, по вашему мнению, особенно полезны для изучения?
5. Как помогла программа решить вопрос с правильным питанием в семье, в школе? Или от неё нет помощи? Обоснуйте свой ответ.
6. Изменилось ли отношение у вашего ребёнка к правильному питанию?
7. Изменилось ли ваше отношение к режиму, гигиене, продуктам?