Конспект урока русского языка в 4 классе по УМК “Школа России”
Тема:Имя существительное. Повторение.
Цель:1. Обобщить и систематизировать знания детей о части речи-имя
существительное
2. Формировать умение правильно употреблять и писать падежи существитель-
ных с предлогами и развивать умение различать падежи по совокупности их
признаков.
-
Воспитывать уважительное отношение к друзьям.
Оборудование: Указатель дорог, рисунок волшебного колобка, карта путеше-
ствия., компьютер
Форма урока: Урок-путешествие
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. –Сегодня у нас урок-путешествие в страну Существительных. Мы вспомним всё, что знаем о её жителях. Дорогу нам будет указывать волшебный клубок. Но любая дорога скучна и опасна, если рядом с тобой нет надёжного друга. А у вас есть друзья? Какие они?
—Умные, верные ,весёлые, находчивые ,трудолюбивые, честные, добрые.
2. Закрепление знаний о существительных.
-Клубок остановился возле указателя дорог.
Слайд 1
-Что общего в надписях на указателе?
—Здесь даны названия частей речи.
—Что лишнее?
-Предлог.
-Почему?
-Предлог-служебная часть речи, остальные самостоятельные.
— Посмотрите , нас встречают жители одной страны. Как их зовут?
На доске:
слайд2
—Имена существительные.
-Почему их разделили на три группы?
—Мужской , женский, средний роды.
-Что вы знаете об именах существительных?
-Что вы знаете о родах и о склонениях?
3. –А теперь мы все остановимся на станции Словарная. Что вы можете сказать про эти слова?
На доске
: слайд 3
—Это словарные слова. Нужно запомнить их написание.
-Что общего в этих словах? Что лишнее?
—все они имена существительные мужского рода, кроме слово до озера. Это слово среднего рода. Они неодушевлённые, нарицательные. в начальной форме. А слово» до озера» стоит в родительном падеже.
—К каким словам подходит эта схема?
—Электровоз, тепловоз. Буква о- соединительная гласная.
-Чтобы дальше продолжить свой путь, нужно составить с этими словами предложения и записать в тетрадях.( дети записывают составленные предложения, а затем они проверяются).
4.Наш клубок привёл нас на Тропинку склонений.
На доске:
-По падежам, При склонении у существительных меняются окончания.
-Поставьте имена существительные в нужном падеже.
Слайд4
| |
| Окно(Р.п.), девочка(Д.п.), ночь(Т.п.), шкаф(В.п.), шарф(П.п.), земля(Т.п.), тетрадь (Д.п.), доска(Д.п.), озеро(В.п.), пенал(П.п.) |
(проверка)
-Продолжим работу. Я буду диктовать существительные в косвенном падеже, а вы запишите в именительном падеже:
Слайд5
от того и наберёшься пусть тебя другие похвалят и я скажу, кто ты сам не плошай. |
5.Продолжим работу. Наш клубок движется дальше. Это остров пословиц. Составим пословицы из частей, записанных на карточках:
-
Какой темой объединены пословицы? Слайд6
-
Темой дружбы.
6.Физкультминутка. Отдохнём, ведь в трудной дороге нам всегда помогут друг и весёлая песня.
7.Перед нами разлилось огромное озеро Предлогов.
На доске: слайд7
-
озеро Предлогов.
-Что вы можете сказать об этих предлогах. Распределите их в правильном порядке.
—Существительные с предлогами пишутся раздельно. Именительный падеж предлогов не имеет. Самое большое количество предлогов у родительного падежа.
-Спишите, вставляя существительные в нужном падеже:
Слайд8
-
Подошёл к (мама). Посмотрел на (папа), позвонил (девочка), возвратился с ( друг), поздравляю (товарища), читали о (подвиг).
7. Идём дальше. Перед нами поляна Ошибок. (учитель открывает на доске запись текста и изображение Незнайки рядом с ним.
Слайд9
-
Он обиделся на другу. Я с Риназой давно дружим. Они ждали мама. Я горжусь своей деревню.
-Невозможно без улыбки смотреть на Незнайкины ошибки. По очереди исправим его ошибки. Найдем главные члены. Запишем в тетрадях.
Дайте характеристику последнему предложению.(Дети отвечают)
8. Наш клубочек остановился на Тропинке наблюдений и поиска закономерностей. Найдите лишнее, как вы определили?
Слайд10
-
Мама папа
ночь
9. Путешествие подходит к концу. Мы смогли проделать такой долгий путь по стране Существительных благодаря тому, что рядом снами были верные друзья. Скажем несколько слов о своих друзьях. Напишем мини-сочинение на тему «Мой друг» . В этом вам помогут вопросы, записанные на доске.
Слайд11
-
Как его зовут? Какой он? Как вы вместе проводите свободное время?
Итог урока. Поднимите руки те, кому понравилось путешествие.
Домашняя работа: Упражнение 161 , дифференцированная работа по карточкам.