Конспект урока русского языка в 4 классе по УМК “Школа России”

Тема:Имя существительное. Повторение.

Цель:1. Обобщить и систематизировать знания детей о части речи-имя

существительное

2. Формировать умение правильно употреблять и писать падежи существитель-

ных с предлогами и развивать умение различать падежи по совокупности их

признаков.

  1. Воспитывать уважительное отношение к друзьям.

Оборудование: Указатель дорог, рисунок волшебного колобка, карта путеше-

ствия., компьютер

Форма урока: Урок-путешествие

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. –Сегодня у нас урок-путешествие в страну Существительных. Мы вспомним всё, что знаем о её жителях. Дорогу нам будет указывать волшебный клубок. Но любая дорога скучна и опасна, если рядом с тобой нет надёжного друга. А у вас есть друзья? Какие они?

Умные, верные ,весёлые, находчивые ,трудолюбивые, честные, добрые.

2. Закрепление знаний о существительных.

-Клубок остановился возле указателя дорог.

Слайд 1

Имя существительное Глагол Предлог

Имя прилагательное Местоимение

-Что общего в надписях на указателе?

Здесь даны названия частей речи.

Что лишнее?

-Предлог.

-Почему?

-Предлог-служебная часть речи, остальные самостоятельные.

— Посмотрите , нас встречают жители одной страны. Как их зовут?

На доске:

слайд2

Мама пенал озеро

Ручка журнал поле

Тетрадь брат окно

Дверь дядя перо

Парта конь дерево

Имена существительные.

-Почему их разделили на три группы?

Мужской , женский, средний роды.

-Что вы знаете об именах существительных?

-Что вы знаете о родах и о склонениях?

3. –А теперь мы все остановимся на станции Словарная. Что вы можете сказать про эти слова?

На доске

: слайд 3

Багаж вокзал электровоз вагон тепловоз

до озера

Это словарные слова. Нужно запомнить их написание.

-Что общего в этих словах? Что лишнее?

все они имена существительные мужского рода, кроме слово до озера. Это слово среднего рода. Они неодушевлённые, нарицательные. в начальной форме. А слово» до озера» стоит в родительном падеже.

К каким словам подходит эта схема?

Электровоз, тепловоз. Буква о- соединительная гласная.

-Чтобы дальше продолжить свой путь, нужно составить с этими словами предложения и записать в тетрадях.( дети записывают составленные предложения, а затем они проверяются).

4.Наш клубок привёл нас на Тропинку склонений.

На доске:

-По падежам, При склонении у существительных меняются окончания.

-Поставьте имена существительные в нужном падеже.

Слайд4

Окно(Р.п.), девочка(Д.п.), ночь(Т.п.), шкаф(В.п.), шарф(П.п.), земля(Т.п.), тетрадь (Д.п.), доска(Д.п.), озеро(В.п.), пенал(П.п.)

(проверка)

Легла на землю, залез на дерево, рады зиме, мчится по дороге., смешался с толпой, работал ножом, гулял по лесу, были в театре, треснет от жары, не вытащишь из пруда;

-Продолжим работу. Я буду диктовать существительные в косвенном падеже, а вы запишите в именительном падеже:

Слайд5

Скажи мне. кто твой друг,

С кем поведешься

На друга надейся

Не хвали себя сам

от того и наберёшься

пусть тебя другие похвалят

и я скажу, кто ты

сам не плошай.

5.Продолжим работу. Наш клубок движется дальше. Это остров пословиц. Составим пословицы из частей, записанных на карточках:

  • Какой темой объединены пословицы? Слайд6

  • Темой дружбы.

6.Физкультминутка. Отдохнём, ведь в трудной дороге нам всегда помогут друг и весёлая песня.

7.Перед нами разлилось огромное озеро Предлогов.

На доске: слайд7

озеро Предлогов.

-Что вы можете сказать об этих предлогах. Распределите их в правильном порядке.

Существительные с предлогами пишутся раздельно. Именительный падеж предлогов не имеет. Самое большое количество предлогов у родительного падежа.

-Спишите, вставляя существительные в нужном падеже:

Слайд8

Подошёл к (мама). Посмотрел на (папа), позвонил (девочка), возвратился с ( друг), поздравляю (товарища), читали о (подвиг).

7. Идём дальше. Перед нами поляна Ошибок. (учитель открывает на доске запись текста и изображение Незнайки рядом с ним.

Слайд9

Он обиделся на другу. Я с Риназой давно дружим. Они ждали мама. Я горжусь своей деревню.

-Невозможно без улыбки смотреть на Незнайкины ошибки. По очереди исправим его ошибки. Найдем главные члены. Запишем в тетрадях.

Дайте характеристику последнему предложению.(Дети отвечают)

8. Наш клубочек остановился на Тропинке наблюдений и поиска закономерностей. Найдите лишнее, как вы определили?

Слайд10

Мама папа

ночь

9. Путешествие подходит к концу. Мы смогли проделать такой долгий путь по стране Существительных благодаря тому, что рядом снами были верные друзья. Скажем несколько слов о своих друзьях. Напишем мини-сочинение на тему «Мой друг» . В этом вам помогут вопросы, записанные на доске.

Слайд11

Как его зовут? Какой он? Как вы вместе проводите свободное время?

Итог урока. Поднимите руки те, кому понравилось путешествие.

Домашняя работа: Упражнение 161 , дифференцированная работа по карточкам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here