УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Седельниковская СШ №2» _________________Е.В. Есипенко «__» «____________» 2013 г.
|
Портрет выпускника начальной школы
Активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации своей деятельности, готовый к преодолению трудностей |
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества |
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение, принимающий решения с учетом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать |
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки |
Ориентированный в событиях, происходящих в мире, стране, своем городе, школе |
Разделяющий установки безопасного, здорового образа жизни |
В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Эти слова я взяла за основу программы «Школа радости и здоровья»
В настоящее время проблема воспитания здорового поколения приобретает всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Поэтому основным стержневым направлением воспитательной деятельности, на мой взгляд, является стимулирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей. Это поднимает воспитательный процесс до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая позволяет определить воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, и его воспитанников.
Я уверена, что бесталантливых людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. А таланты бывают разные: это и талант управления, и талант общения, и артистические способности, и многие, многие другие, которые можно раскрыть во внеурочной деятельности. Как классный руководитель, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – искусство, а конкретнее – кукольный театр. Отсутствие поучений, откровенных призывов и при всём при том образное, яркое, эмоционально-захватывающее раскрытие красоты нравственности позволяют кукольному театру нести воспитательные функции.
В этом учебном году во 2 классе я продолжаю реализовать программу воспитательной деятельности классного руководителя «Школа радости и здоровья»
1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ:
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Ухудшение здоровья школьников обусловлено ухудшением социально-экономической и экологической обстановкой, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят возле телевизора, за компьютером, ведут малоподвижный образ жизни. Кроме того, было выявлено, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о ЗОЖ. Анализ анкет показал, что дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и ЗОЖ, потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям, расширять знания о кукольном театре и большое желание готовить и показывать кукольные спектакли.
Эти результаты явились поводом к созданию программы работы классного руководителя по реализации данных запросов детей. Предлагаемая программа «Школа радости и здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы:
— создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
— формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
— использование полученных знаний в повседневной жизни;
— создание условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребёнка,
— пропаганда здорового образа жизни.
В основу программы положены принципы формирования ЗОЖ:
— принцип актуальности призван обеспечить учащихся наиболее важной и своевременной гигиенической информацией;
— принцип доступности предлагает оптимальный для усвоения объём информации, переход от простого к сложному;
— в соответствии с принципом положительного ориентирования уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье;
— принцип активного обучения и воспитания способствует устойчивому закреплению знаний и навыков по ЗОЖ;
— принцип иллюстративности предполагает сочетание изложения информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие;
— принцип последовательности предусматривает поэтапное изучение основных блоков и их логическую преемственность;
— принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления;
— принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся., этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
Чтобы реализовать цели программы, определены следующие задачи:
— создать элементарное представление об основных понятиях ЗОЖ;
— создать условия для воспитания потребности в ЗОЖ;
— добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
— обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся;
— способствовать творческому самовыражению учащихся.
3. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:
— учащиеся 2 класса;
— классный руководитель;
— родители;
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперёд. Ребёнку же, развивающемуся «семимильными шагами», эмоциональная нагрузка, какую даёт кукольный театр, — благо. И потянутся ниточки новых интересов, и возникнут вопросы о добре и зле, тем более, если ты ещё и сам активный участник действия.
Прогнозы:
— стабильность показателей физического психического здоровья детей;
— активизация интереса учащихся к занятиям физической культуры и кукольным спектаклям;
— высокий уровень сплочённости детского коллектива;
— активное участие родителей в делах класса;
— способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
5. СВЯЗИ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Внутренние: классный руководитель, социальный педагог, школьный библиотекарь.
Внешние: сельская библиотека, спортивные секции, кружки.
6. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.
— автоматизм навыков личной гигиены;
— снижение уровня заболеваемости;
— повышение качества обученности;
7. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ.
Осуществляется классным руководителем. В основу программы положена коллективная творческая деятельность детей, родителей, педагога.
8. ДИАГНОСТИКА ИНТЕРЕСОВ, СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Психодиагностические методики помогут классному руководителю, родителям и детям лучше разобраться в себе, чтобы эффективнее организовать свою деятельность, осмыслить свои трудности и изменить своё отношение к ним. А это уже первый шаг к их преодолению.
9. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах.
Направления воспитательной работы:
— Учение.
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи: — формирование потребности в самообразовании;
— развитие умений и навыков в учебной деятельности;
— развитие самостоятельности мышления.
Формы реализации: — олимпиады по предметам;
— викторины;
— КВНы;
— интеллектуальные игры.
— Здоровье.
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: — приобщение детей к здоровому образу жизни;
— обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и с
табакокурением.
Формы реализации: — лекции, беседы;
— конкурсы рисунков;
— спортивные соревнования;
— ролевые игры.
— Творчество.
Цель: развитие творческой активности.
Задачи: — развитие индивидуальных способностей;
— развитие творческого воображения.
Формы реализации: — конкурсы;
— выставки;
— концерты;
— экскурсии.
— Диагностика.
Цель: определить уровни развития ребёнка.
Задачи: — проанализировать полученные результаты;
— выработать план по дальнейшей коррекционной работе.
Формы реализации: — беседы;
— опросники;
— ранжирование;
— рисуночные тесты.
10. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, воспитании и развитии в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи.
Формы работы с родителями:
— родительские собрания;
— анкетирование;
— индивидуальные беседы;
— открытые уроки и мероприятия;
— проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
Контроль за тепловым, санитарным режимом и освещённостью, охват горячим питанием, выполнение на каждом уроке физминуток. | |
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО | Работа кружков, спортивных секций, прогулки на свежем воздухе, классные часы, работа с родителями по ситуации. |
ЕЖЕМЕСЯЧНО | Генеральная уборка в классе, работа с активом класса и родительским комитетом. |
ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ | Экскурсии, классные или семейные праздники, родительские собрания, работа с классным уголком, анализ выполнения плана работы, посещаемости учащихся, проведение диагностик и их анализ. |
ОДИН РАЗ В ПОЛУГОДИЕ | Дни открытых дверей (для родителей). |
ОДИН РАЗ В ГОД | Медицинский осмотр, праздник здоровья, оформление личных дел учащихся. |
План воспитательной работы на 2013 – 2014 учебный год.
УЧЕНИЕ | ТВОРЧЕСТВО | ЗДОРОВЬЕ, ПРОФОРИЕНТАЦИЯ | Диагностика личности и детского коллектива | ||||||||||
1 четверть
|
Урок, посвящённый Дню Знаний. «20 лет Конституции»
Классное собрание: «Моё поручение в классе»
|
Конкурс поделок «Лесное чудо».
Конкурс рисунков «Золотая осень»
Изготовление флористических картин.
Прогулка в осенний лес «Осенняя пора, очей очарованье…»
|
Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни».
ПДД «Как нужно вести себя в общественном транспорте»
Генеральная уборка в классе
День солидарности в борьбе с терроризмом. «Нам этого забыть нельзя!»
Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус!» |
Анкетирование «Школьная мотивация»
Изучение познавательной потребности ученика
Оценка степени социальной зрелости
| |||||||||
| УЧЕНИЕ | ТВОРЧЕСТВО | ЗДОРОВЬЕ, ПРОФОРИЕНТАЦИЯ | Диагностика личности и детского коллектива | |||||||||
2 четверть
|
Конкурс на лучшую поделку к Новому году «Мастерская Деда Мороза».
Игра «Звёздный час»
Участие в школьных олимпиадах
Новогодняя викторина.
|
Прогулка в зимний лес «Красавица – зима».
Работа над проектом
Конкурс на лучшую поделку к Новому году «Мастерская Деда Мороза».
Конкурс рисунков «Зимушка – зима»
|
ПДД «Осторожно, гололёд!»
Генеральная уборка в классе
Час весёлых игр и развлечений
.
Семейный праздник «Осенние посиделки»
|
Мотивы учебной деятельности.
«Радости и огорчения»
«Если бы я был волшебником»
«Цветик – семицветик»
Пьедестал.
| |||||||||
| УЧЕНИЕ | ТВОРЧЕСТВО | ЗДОРОВЬЕ, ПРОФОРИЕНТАЦИЯ | Диагностика личности и детского коллектива | |||||||||
4 четверть
|
Межпредметная игра. Интеллектуальный марафон.
Игра «Счастливый случай»
Смотр Знаний.
Праздник «Прощание со 2 классом»
|
Экологическая игра «Букварь природы»
Конкурс рисунков «Весна пришла!»
День смеха. |
Спортивный праздник «Весне — физкульт — ура!»
Игра «Зов джунглей»
Классный час «Губительная сигарета»
Конкурс рисунков о профессиях «Кем я буду, когда вырасту»
Генеральная уборка в классе.
ПДД Кроссворды |
Анкетирование «Школьная мотивация»
Изучение познавательной потребности ученика
Изучение учебных интересов школьников
Оценка степени зрелости.
Мотивы учебной деятельности.
«Радости и огорчения»
«Если бы я был волшебником»
«Цветик – семицветик»
Пьедестал.
Удовлетворённость школьной жизнью
| |||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
УЧЕНИЕ | ТВОРЧЕСТВО | ЗДОРОВЬЕ, ПРОФОРИЕТАЦИЯ | Диагностика личности и детского коллектива | |
3 четверть
|
Конкурс к 23 февраля «Вместе с папами весело»
Шоу игра Ко дню 8 марта «Мы кому букет подарим?»»
Олимпиады по предметам.
|
Зимняя прогулка «Мороз и солнце – день чудесный»
Изготовление подарков – сувениров для пап, и мам к праздникам 23 февраля и 8 марта.
КВН по сказкам. |
ПДД «Красный, жёлтый, зелёный»
Игры на свежем воздухе
Защита проекта
Генеральная уборка в классе
Конкурс загадок «Все работы хороши — выбирай на вкус».
|
Цветик – семицветик»
Пьедестал.
Удовлетворённость школьной жизнью |