Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Пахомовская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока русского языка

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях

жи – ши, ча – ща, чу – щу

в 1 классе

подготовила

учитель начальных классов

Кантарбаева Карлыгаш Торебековна

д. Пахомовка

2013 год

Тема: Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи – ши,

ча – ща, чу – щу.

Тип урока: урок — путешествие

Основная форма работы: групповая.

Цель: формировать умение правильно писать слова с сочетаниями жи – ши,

ча – ща, чу – щу.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД: различать шипящие согласные звуки в слове и вне

слова;

дифференцировать непарные мягкие и непарные

твёрдые согласные звуки;

правильно произносить шипящие согласные звуки; Регулятивные УУД: находить наиболее рациональные способы выполнения

задания;

развивать умение принимать и сохранять

творческую задачу, планируя свои действия в

соответствии с ней;

в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;

Коммуникативные УУД: учить задавать вопросы, формулировать

собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности;

оценивать свою роль в коллективной деятельности.

Оборудование: рисунок «поезда с вагонами», маршрут станций, смайлики, карточки заданий.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

2. Актуализация знаний

3. Работа по теме урока

Станция «Чистоговорки»

Станция «Любознательные»

Станция «Словарная»

Наблюдение над словами с сочетаниями жи – ши

Игра «Лови ошибку»

Станция

«Физминутка»

Станция «Шифровка»

Наблюдение над словами с сочетаниями ча – ща

Станция « Учебная »

Наблюдение над словами с сочетаниями чу – щу

Рефлексия «Проверь себя»

Подведение итогов урока

Сегодня у нас урок необычный, а урок —

путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка поезда с вагонами).

Вы любите путешествовать?

Нарисуйте смайлик, сигнализирующий ваше эмоциональное состояние на уроке, и приклейте его на вагоны поезда.

Работать на уроке мы будем в группах:

Первая группа: жи – ши;

Вторая группа: ча – ща;

Третья группа: чу – щу.

А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты.

А билеты – первое задание: каждая группа получает карточки со слогами, вы должны из данных слогов составить слова, найти лишнее слово.

Первая группа: ды-лан-ши, раф – жи, ка — мыш, шин-кув;

Вторая группа: чат-пер-ки, ща-про–ние, га — кни, вель-ща;

Третья группа: дак — чу, ка — руч, чу – сту, паль-ца-щу.

Написание каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?

Что вы знаете про буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу?

Какая буква пишется в

сочетании жи – ши?

в сочетании ча – ща?

в сочетании чу – щу?

Ребята, с заданием вы справились, можно отправляться в путь.

Прочитайте название станции.

Жи-жи-жи — в лесу живут ежи;

Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши;

Ча-ча-ча — всем полезна алыча;

Ща-ща-ща – в реке поймали леща;

Чу-чу-чу — я подую на свечу;

Щу-щу-щу – зонтик я себе ищу.

Продолжаем путешествие.

На этой станции мы узнаем о происхождении звуков.

Давным – давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж,], [ш,], [ч,] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи – ши употреблялась буква и.

Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.

Ребята, следующая станция. Вы догадались, почему она так называется?

Отгадайте загадку.

На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мной не по пути?

Назовите все звуки в этом слове.

Что вы заметили?

Звук [ш] твёрдый, но после него нужно писать букву и.

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Подберите к слову машина однокоренные слова.

Запишите слово в словарик.

Игра «Лови ошибку».

Каждая группа получает карточку с заданием. Найти ошибки в словах и исправить.

1 группа: карандашы, лыжи, вершына, ёжык, жызнь;

2 группа: моржы, малыши, стрижы, жыраф;

3 группа: шалашы, кувшинка, пружына, пушынка, чижик.

Мы повторили правописание буквосочетаний жи – ши.

Что вы знаете про звуки [ж], [ш]?

Как пишутся сочетания жи – ши?

Правильно, с заданием мы справились, физминутка.

Встали пчёлки в хоровод.

(Поворот вокруг себя.)

В барабан ударил кот.

(Хлопки в ладоши.)

Стали мыши танцевать,

(Пританцовывают.)

Тра – ля – ля,

Тра – ля — ля,

Так, что начала дрожать

(Наклоны.)

Вся земля, вся земля.

(Рывки руками.)

А теперь перейдём к выполнению следующего задания не только на правильность, но и на скорость. Станция «Шифровка»

Каждая группа получает «секретный конверт», в нём шифровка предложение: слова спрятаны в числах.

А — 1

К – 12

Х – 23

Б — 2

Л — 13

Ц — 24

В — 3

М — 14

Ч — 25

Г — 4

Н — 15

Ш — 26

Д — 5

О — 16

Щ — 27

Е — 6

П — 17

Ъ — 28

Ё — 7

Р — 18

Ы — 29

Ж — 8

С — 19

Ь — 30

З — 9

Т — 20

Э — 31

И — 10

У — 21

Ю-32

Й — 11

Ф — 22

Я — 33

25,6,18,6,17,1,23,1 15,6

19,12,21,25,1,33, 25,1,19 19,10,5,10,20

9,1 25,1,26,12,16,11

25,1,33.

Запишите в тетрадь.

Какая орфограмма объединяет эти слова?

Что вы знаете про звуки

[ч], [щ]?

Какая гласная пишется в сочетании ча – ща?

Работа по учебнику русского языка. Откройте страницу119 упражнение №9.

Прочитайте задание.

Перед вами кружки – бусы. Я вам буду задавать вопросы, вы самостоятельно отвечаете «да» или «нет».

Ответ «да» — кружок закрашивается в красный цвет.

Ответ «нет» — кружок закрашивается в зелёный цвет.

1.В сочетание жи – ши пиши с буквой ы?

2.Звуки [ж], [ц] всегда твёрдые?

3. Слова чайка, роща пишется с буквой а?

4. Звуки [ч], [щ] всегда мягкие?

5. Сочетания чу – щу пишутся с буквой ю?

Проверка. Оцените свою работу с помощью смайликов.

Что на уроке было главным?

На какой станции было интересно?

Чему научились?

Нарисуйте смайлик, сигнализирующий ваше эмоциональное состояние в конце урока и приклейте его рядом с тем, который вы нарисовали в начале урока.

Да.

Проверка: ландыши,

жираф, камыш, кувшин

Перчатки, прощание, книга, щавель.

чудак, ручка, стучу, щупальца.

Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Буква и.

Буква а.

Буква у

Станция «Чистоговорки»

Проговаривание и запоминание чистоговорок.

Узнаем новое слово и подберём однокоренные слова.

Машина.

Все согласные звуки в слове твёрдые.

Машинка, машинист, машинное (масло), машиностроение.

Проверка работ, в каждой группе по «цепочке» читают слова и объясняют.

Карандаши, лыжи, вершина, ёжик, жизнь.

Моржи, малыши, стрижи, жираф.

Шалаши, кувшинка, пружина, пушинка, чижик.

Эти звуки всегда твёрдые.

Сочетания жи – ши пиши с буквой и.

Проговаривание и выполнение движений

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Сочетание ча.

Эти гласные всегда мягкие.

Буква а.

Составьте из сочетаний слов скороговорки.

Запишите в тетрадь.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Волки рыщут, пищу ищут.

Нет.

Да.

Да.

Да.

Нет.

Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Список литературы

1.Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя — 10-е изд.- М.:ВИТА — ПРЕСС, 2011.

2.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.

Приложение «Проверь себя»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here