Ханты–Мансийский автономный округ — Югра
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рабочая программа факультатива
по теме:
«Готовимся к основному государственному экзамену по математике»
подготовила
учитель математики
Сенечко Ольга Владимировна
Мегион, 2014
Пояснительная записка.
Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Цели курса:
-
подготовка учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ОГЭ;
Задачи курса:
-
повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики с помощью различных форм работы;
-
формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
-
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.
Курс ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации обучения. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ОГЭ.
Первый принцип – тренировочный. Учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Второй принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя — за какое время сколько заданий они успевают решить.
Четвертый принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Методы и формы обучения определяются, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:
-
обучение через опыт и сотрудничество;
-
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
-
интерактивность (работа в малых группах, тренинги);
-
личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Ведущие методы:
-
словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
-
наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
-
частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
-
практический.
Формы обучения:
-
коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
-
групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
-
индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Основные средства обучения:
-
электронные учебные пособия;
-
теоретические материалы в электронном и печатном формате;
-
таблицы, схемы, математические модели в электронном формате;
-
различные варианты контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике;
Формы контроля:
-
текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
-
итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
-
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ОГЭ;
-
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
-
Выработают умения:
-
самоконтроль времени выполнения заданий;
-
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
-
прикидка границ результатов;
Тематическое планирование
Тема факультативного занятия |
Количество часов | Дата |
Примечание
| |
| Числа и вычисления | 2 |
|
|
| Алгебраические выражения | 2 |
|
|
| Решение линейных уравнений | 1 |
|
|
| Решение линейных неравенств | 1 |
|
|
| Решение линейных уравнений и неравенств | 1 |
|
|
| Решение неполных квадратных уравнений | 1 |
|
|
| Решение квадратных уравнений | 1 |
|
|
| Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 |
|
|
| Квадратичная функция и ее график | 1 |
|
|
| Графики функций у=ах2+п; у=а(х-m)2 | 1 |
|
|
| Графики функции у=ах2 +вх +с | 1 |
|
|
| Построение графика квадратичной функции | 1 |
|
|
| Неравенства с одной переменной | 1 |
|
|
| Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 |
|
|
| Решение неравенств методом интервалов | 1 |
|
|
| Решение уравнений, приводимых к квадратным | 1 |
|
|
| Графический способ решения систем уравнений | 1 |
|
|
| Решение систем уравнений 2 степени | 2 |
|
|
| Решение задач с помощью систем уравнений | 2 |
|
|
| Арифметическая прогрессия | 2 |
|
|
| Геометрическая прогрессия | 3 |
|
|
| Степенная функция | 2 |
|
|
| Корень n-й степени | 2 |
|
|
| Свойства арифметического корня n-й степени | 1 |
|
|
| Свойства степени с рациональным показателем | 2 |
|
|
|
| 35ч |
|
|
Список использованной литературы:
-
Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010/ ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010. – 128 с.
-
ГИА-2013: Экзамен в новой форме: Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2010
-
И. В. Ященко, А. В. Семенов, П. И. Захаров. Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма). — Методические рекомендации. — М., МЦНМО, 2013. — 240 с.
-
Алгебра. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. — 240 с.
-
Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2007.
-
Алгебра. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2012. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2012. — 256 с.