ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №7
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) Совсем ещё недавно в сказочном лесу всё шло своим чередом. (2)Богатыри сражались со Змеем Горынычем, Гуси-лебеди детей воровали, Соловей-разбойник свистел так, что прохожие люди теряли сознание, а потом недоумевали: «Кто же свистнул их денежки?»
(3)Но вдруг всё изменилось. (4) Стали происходить странные вещи. (5) Кощей Бессмертный бросил интересоваться принцессами, дерево с молодильными яблоками перестало давать плоды, Жар-птица прекратила излучать свет и тепло. (6) Напала на сказку скука и безразличие.
(7) Только три Бабы-Яги, три неразлучные сестрицы знали, в чём дело.
(8) В избушке на курьих ножках, как и положено, был полный беспорядок. (9) В углу стояла треснувшая ступа, совершенно не пригодная для полётов. (10) На ржавом гвозде висела шапка-невидимка, старательно обглоданная молью.
(11) Потолок покосился, и казалось, что он держится на одной паутине. (12) На печи красовалась надпись: «Кощей дурак». (13) Лет пятьсот назад её нацарапал Иван-царевич, который был здесь проездом.
(14) Старшая Баба-Яга лежала на дубовой лавке и тоскливо разглядывала эту эпитафию.
(15) Средняя сестрица с силой втирала ей в костяную ногу какую-то мазь, похожую на скисший йогурт.
(16) Костяная нога слегка дымилась от этой процедуры, как будто из неё добывали огонь.
(17) — Ты не жалей мази-то, погуще сдабривай. (18) Скрипит окаянная, спасу нет.
(19) — У нас етой мази всего тридцать бочек осталось — лет на шестьсот хватит, а потом что?
(20) Средняя Баба-Яга была самой глупой, но экономной.
(21) — Не прожить нам, сестрица, столько лет, — вздохнула старшая.
(22) — Как это не прожить? (23) Мы же вечные.
(24) — Бабы-Яги живут только в сказках. (25) На дворе двадцатый век колготится. (26) Сказки про нас никто не читает, новые никто не сочиняет. (27) Мы теперича бездельные. (28) Ну, ладно, хватит.
(29) Старшая Баба-Яга прошлась по комнате. (30) Скрип в ноге пропал. (31) Средняя потащила остатки мази в чулан. (32) Через некоторое время оттуда донеслось:
(33) — А раньше-то бывало… (34) То тебя Алёнка в печку хитростью заманит, то Иван-дурак такое вытворять начнёт, что и вспомнить стыдно.
(35) — Так он же дурак, что с него возьмешь?
(по сказочной повести М. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание).
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в сказке всё изменилось?»
1) У Бабы-Яги кончилась волшебная мазь.
2) Аленка перехитрила Бабу-Ягу.
3) Напала на сказку скука и безразличие.
4) Бабы-Яги заболели.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Совсем ещё недавно в сказочном лесу всё шло своим чередом.
2) На печи красовалась надпись: «Кощей дурак».
3) Средняя Баба-Яга была самой глупой, но экономной.
4) Средняя потащила остатки мази в чулан.
4. Из предложений 2-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С-, если после неё следует глухой согласный».
5. Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
6. Замените просторечное слово «ТЕПЕРИЧА» из предложения 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «на дубовой лавке» (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.
9. Среди предложений 13-16 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Средняя Баба-Яга была самой глупой, (1) но экономной.— Не прожить нам,(2) сестрица,(3) столько лет,(4) — вздохнула старшая.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Костяная нога слегка дымилась от этой процедуры, (1)как будто из неё добывали огонь.— Ты не жалей мази-то,(2) погуще сдабривай. Скрипит окаянная, (3)спасу нет.
13. Среди предложений 4-7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №7
ОТВЕТЫ
3 | |
3. | 1 |
4. | Бессмертный |
5. | обглоданная |
6. | теперь/сейчас |
7. | на лавке из дуба |
8. | донеслось |
9. | 15 |
10. | 23 |
11. | 3 |
12. | 1 |
13. | 5 |
14. | 2 |