Подготовка к ОГЭ по литературе.

Форма и содержание литературного произведения

Литература – это искусство слова, которое отражает окружающий нас мир в художественных образах. Художественный образ – это любое явление действительности, творчески воссозданное автором в произведении. Источником художественного образа является сама жизнь, но литературное произведение – это не фотографическое отражение жизни, а результат творческого осмысления её писателем.

Открывая книгу, мы, прежде всего, думаем, о чем она. Ведь у каждого произведения своя тема.

Тема – совокупность событий, о которой рассказывается в произведении и которая служит для постановки философских, социальных, этических и других проблем. Тема – это то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Например, темой «Капитанской дочки» Пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством Пугачева. Читая произведение, мы пытаемся понять, что волновало автора, что он пытался нам объяснить. А это уже идея произведения.

Идея – основная мысль произведения. Идея включает в себя интерпретацию и оценку автором жизненных явлений, его взглядов на мир. Например, идея «Слова о полку Игореве» – необходимость единства Руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных войн.

Но как автору рассказать о событиях, чтобы произведение заинтересовало читателя? Нужно противоборство персонажей, столкновение сил. Это столкновение называется художественным конфликтом.

И вот уже раскручивается сюжет произведения. Сюжет – система событий в художественном произведении. Строятся литературные сюжеты, как правило, по определенной схеме.

(схема – см. после таблицы)

То, что указано в начале схемы, ещё не сюжет – события впереди. Эта часть произведения называется экспозицией – это рассказ о месте, времени, действующих лицах, о сложившейся к началу действия обстановке. Исходный момент сюжета, начало действия называется завязкой. За нею следует ряд эпизодов, связанных или не связанных между собой, то есть важных моментов, событий. Этот ряд эпизодов и составляет развитие действия.

Высшая точка напряжения в развитии действия, вершина его – это кульминация. После неё действие стремительно движется к развязке, то есть к исходу, итогу всего сюжета.

Иногда писатель рассказывает о дальнейшей судьбе героев. Это часть произведения называется эпилогом.

В художественном произведении могут присутствовать и авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они позволяют автору высказать своё субъективное мнение по различным вопросам. Такие отклонения автора от основного хода действия называются лирическими отступлениями.

Построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов – называется композицией.

Центром литературного произведения всегда является человек. Действующих лиц в литературном произведении называют литературными героями.

Образ героя включает в себя характер, портрет, поступки, речь, обстановку, в которой герой действует, взаимоотношения с другими персонажами.

Следует различать автора произведения и образ автора в произведении.

Автор произведения – реальное лицо с определенной судьбой, биографией, индивидуальными чертами, создатель художественного произведения.

Образ автора не тождественен личности автора. Образ автора – это персонаж, действующее лицо произведения в ряду других персонажей. Он обладает чертами лирического героя или героя-рассказчика, может быть предельно сближен с биографическим автором или намеренно отдален от него. Например, можно говорить об образе автора в романе Пушкина «Евгений Онегин». Он не менее важен, чем образы других героев. Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, оценки. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор – лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Лирический герой – образ поэта, лирическое «я». Внутренний мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, через переживание определенной жизненной ситуации. Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, он создается поэтом так же, как художественный образ в других жанрах.

Система образов – совокупность художественных образов литературного произведения, связанных между собой и образующих целостность.

Чтобы понять идею произведения, нужно проанализировать все уровни организации текста: композицию, образную систему, проблематику и так далее.

Проблематика – совокупность проблем, которые поднимаются в произведении. Проблема – основной вопрос, выдвинутый темой произведения. В художественном произведении могут переплетаться разные проблемы. Так, в комедии «Недоросль» Фонвизина поднимаются проблемы воспитания, крепостного права и государственной власти.

Проблематика бывает социальной, идейно-политической, философской, нравственной.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here