Ушакова Е.В., учитель начальных классов
МОУ гимназии № 4.
Основа и окончание имен существительных.
Метапредметная тема: «Содержание и форма».
Предмет: русский язык.
3 класс.
Цели:
Предметные:
-повторение и закрепление знаний об основе и окончании имен существительных;
-формировать умение осмысленно употреблять имя существительное в речи;
-формировать умения подбирать однокоренные слова и отличать их от различных форм одного и того же слова;
-развивать внимание, память, мышление, речь и орфографическую зоркость.
Метапредметные:
Личностные:
-познавательный интерес к русскому языку при определении понятий основы и окончания слова;
-чувство ответсвенности за правильную и красивую речь;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей.
Регулятивные:
-определение цели учебной деятельности при изучении основы и окончания имен существительных;
-уметь планировать решение учебной задачи, совместно с учителем и одноклассниками при определении основы и окончания слова, при нахождении форм одного и того же слова;
-прогнозировать и контролировать способ решения и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при определении основы и окончания слова, при нахождении форм слова;
-корректировать и оценивать результаты учебной задачи по заранее определенным критериям, совместно с учителем и одноклассниками при изучении основы и окончания имен существительных.
Познавательные:
1.Общеучебные:
-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении основы и окончании имен существительных;
-усвоение на практике различия между изменением слова и образованием новых слов;
-делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.
2.Логические:
-сравнивать разные формы слова и находить их сходство и различие,
-построение логической цепи рассуждений при определени понятия формы слова.
Коммуникативные:
-уметь формулировать собственное мнение при определении понятия формы слова;
— уметь задавать вопросы при изучении темы: «Основа и окончание имени существительного»;
— слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование:
компьютер и проектор, учебник, заготовки лица домовенка Афанасия, части лица: глаза и нос, отрезки красной тесьмы для рта, листья деревьев, листы синей бумаги, карточки с заданиями, клей, ножницы, кружки зеленого, красного и желтого цветов;
Ход занятия:
Цель | Деятельность учителя | Деятель-ность учащихся | Результат | |
1.Самоопре-деление к деятельнос- ти. | Организо-вать внима- ние учащихся. | -Все готовы к уроку?
СЛАЙД №1. | Оценива-ют свою готовность к уроку. | Готов-ность к уроку. |
2.Организа- ция позитив- ной мотива- ции деятель- ности учащихся. | Психоло- гически настроить учащихся для работы на уроке. | -Сегодня к нам на урок пришел наш старый знакомый, он помогает нам на уроках литературного чтения. -Кто догадался, о ком я говорю?
СЛАЙД №2.
— А вот и он! Но что случилось с лицом Афанасия? Давайте ему поможем! -Чего не хватает на лице? -Для чего служат человеку глаза? -А нос? -А вот линию рта мы попробуем расположить правильно. Так, чтобы эмоции Афанасия соответствовали его настроению. — Перед вами на столах лежат отрезки тесьмы, посмотрите на картинку и расположите правильно линию рта.
СЛАЙДЫ №3,4.
-Афанасий благодарит вас за помощь?
СЛАЙД №5.
— А вы готовы работать с удовольствием? -При помощи чего мы смогли изобразить эмоции Афанасия? — Что изменялось?
| Ответы детей.
Работа в парах.
Установление связи между эмоциями героя и увиденны-ми картинка-ми
| Положи- тельный настрой на работу на занятии. |
3.Организа- ция микроис- следования. | Организа-ция деятель-ности по определе-нию понятий: «основа», «оконча-ние» и «форма» слова. | — Где еще мы можем встретиться с понятием «форма»?
СЛАЙД №6.
— Афанасий пришел к нам не с пустыми руками, он принеснам подарок! -Как вы думаете, какой подарок он мог принести нам из осеннего парка?
СЛАЙД №7.
-Посмотрите, какие красивые листья принес нам Афанасий! -А чем, кроме цвета они отличаются друг от друга? — В лесу, где живет Афанасий много разных деревьев и у каждого дерева своя форма листьев. — А что их объединяет?
Микровывод: -Правильно, форма изменяется, но они все равно остаются листьями деревьев.
-Попробуйте определить лист какого дерева у меня в руках? — Верно, березы! — Давайте составим преложение со словами «береза», «украшает» и «листва».
СЛАЙД №8.
-Что происходит со словом «береза», когда оно попадает в предложение? -Что изменилось? -А основа слова изменилась? — Составьте еще одно предложение со словами «береза», «роняет» и «листва».
СЛАЙД №9.
— Что произошло со словом «листва», когда оно попало в зависимость от других слов в предложении?
СЛАЙД №10.
-А основа изменилась? -Почему изменилось окончание? -Для чего служит окончание? -Откройте свои учебники на странице 122, сравните наш вывод с определением. — Что изменялось, когда мы ставили слова в предложения? -Добавилась ли какая-нибудь новая часть слова? -Скажите, слова «береза» и «березу» однокоренные? -Значит, это одно и то же слово? — Почему изменилось окончание? — А что вы можете сказать о форме слова?
СЛАЙД №11.
-Перед вами на столах лежит бумага и ножницы. Попробуйте вырезать из нее каждый свое облако. -Покажите мне свои облака. — От чего зависит форма облака? -Правильно, а теперь закончите фразы…
СЛАЙД №12.
-Какой же вывод мы можем сделать?
Вывод: Окончание служит для образования форм одного и того же слова, а также для связи слов в предложении.
| Ответы на вопросы.
Учатся слушать рассужде-ния одноклассников и высказы-вать свое мнение.
Учатся подводить итог и делать вывод.
Учатся сравнивать разные формы слова и находить их сходство и различие.
Сопостав- ляют свое мнение и чужое, учатся слушать и слышать ответы товари-щей.
Учатся контроли-ровать способ решения и результата решения учебной задачи.
Построе-ние логической цепочки рассужде-ний.
| Уметь выделять из общего – частное и наоборот.
Умение подводить итоги и делать выводы
Определение формы слова
|
4. Примене ние знаний и способов действий. | Закреп-лять знания о форме слова и об одноко-ренных словах. | -Поработаем по карточкам. — На каждой парте лежат карточки с написанными словами. Используя полученные знания, выполните задания, данные в карточках. Обоснуйте свой ответ. — Но сначала давайте вспомим алгоритм работы в парах.
СЛАЙД №13.
Проверка.
СЛАЙД №14.
| Индиви-дуальная работа. Проверка в парах.
| Работа в парах по заданому алгорит- му. |
5.Итог. |
| -Сегодня мы повторили все, что знали о форме, об окончании и основе слова. -Что общего у окончания и облака? -Для чего нужно окончание? — С помощью окончания можно образовать новые слова?
| Ответы учащихся. |
|
6.Рефлексия. |
|
СЛАЙД №15.
— Посмотрите на рисунок и поднимите вверх кружок того цвета, который отображает ваше отношение к занятию.
|
| Осмысле-ние собствен-ных действий, самоана-лиз |
7. Домашнее задание. | Закрепить знания, получе- ные на занятии. | Дом. задание: Составьте текст со словом снежинка. Посчитайте, сколько разных форм этого слова встретится в вашем рассказе.
СЛАЙДЫ № 16, 17.
|
|
|
~