Ушакова Е.В., учитель начальных классов

МОУ гимназии № 4.

Основа и окончание имен существительных.

Метапредметная тема: «Содержание и форма».

Предмет: русский язык.

3 класс.

Цели:

Предметные:

-повторение и закрепление знаний об основе и окончании имен существительных;

-формировать умение осмысленно употреблять имя существительное в речи;

-формировать умения подбирать однокоренные слова и отличать их от различных форм одного и того же слова;

-развивать внимание, память, мышление, речь и орфографическую зоркость.

Метапредметные:

Личностные:

-познавательный интерес к русскому языку при определении понятий основы и окончания слова;

-чувство ответсвенности за правильную и красивую речь;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей.

Регулятивные:

-определение цели учебной деятельности при изучении основы и окончания имен существительных;

-уметь планировать решение учебной задачи, совместно с учителем и одноклассниками при определении основы и окончания слова, при нахождении форм одного и того же слова;

-прогнозировать и контролировать способ решения и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при определении основы и окончания слова, при нахождении форм слова;

-корректировать и оценивать результаты учебной задачи по заранее определенным критериям, совместно с учителем и одноклассниками при изучении основы и окончания имен существительных.

Познавательные:

1.Общеучебные:

-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении основы и окончании имен существительных;

-усвоение на практике различия между изменением слова и образованием новых слов;

-делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

2.Логические:

-сравнивать разные формы слова и находить их сходство и различие,

-построение логической цепи рассуждений при определени понятия формы слова.

Коммуникативные:

-уметь формулировать собственное мнение при определении понятия формы слова;

— уметь задавать вопросы при изучении темы: «Основа и окончание имени существительного»;

— слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование:

компьютер и проектор, учебник, заготовки лица домовенка Афанасия, части лица: глаза и нос, отрезки красной тесьмы для рта, листья деревьев, листы синей бумаги, карточки с заданиями, клей, ножницы, кружки зеленого, красного и желтого цветов;

Ход занятия:

Этап урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятель-ность

учащихся

Результат

1.Самоопре-деление

к деятельнос-

ти.

Организо-вать

внима-

ние учащихся.

-Все готовы к уроку?

СЛАЙД №1.

Оценива-ют свою готовность к уроку.

Готов-ность к уроку.

2.Организа-

ция позитив-

ной мотива-

ции деятель-

ности учащихся.

Психоло-

гически настроить учащихся для работы на уроке.

-Сегодня к нам на урок пришел наш старый знакомый,

он помогает нам на уроках литературного чтения.

-Кто догадался, о ком я говорю?

СЛАЙД №2.

— А вот и он! Но что случилось с лицом Афанасия? Давайте ему поможем!

-Чего не хватает на лице?

-Для чего служат человеку глаза?

-А нос?

-А вот линию рта мы попробуем расположить правильно. Так, чтобы эмоции Афанасия соответствовали его настроению.

— Перед вами на столах лежат отрезки тесьмы, посмотрите на картинку и расположите правильно линию рта.

СЛАЙДЫ №3,4.

-Афанасий благодарит вас за помощь?

СЛАЙД №5.

— А вы готовы работать с удовольствием?

-При помощи чего мы смогли изобразить эмоции Афанасия?

— Что изменялось?

Ответы детей.

Работа в парах.

Установление связи между эмоциями героя и увиденны-ми картинка-ми

Положи-

тельный настрой на работу на занятии.

3.Организа-

ция микроис-

следования.

Организа-ция деятель-ности по определе-нию понятий: «основа», «оконча-ние» и «форма» слова.

— Где еще мы можем встретиться с понятием «форма»?

СЛАЙД №6.

— Афанасий пришел к нам не с пустыми руками, он принеснам подарок!

-Как вы думаете, какой подарок он мог принести нам из осеннего парка?

СЛАЙД №7.

-Посмотрите, какие красивые листья принес нам Афанасий!

-А чем, кроме цвета они отличаются друг от друга?

— В лесу, где живет Афанасий много разных деревьев и у каждого дерева своя форма листьев.

— А что их объединяет?

Микровывод:

-Правильно, форма изменяется, но они все равно остаются листьями деревьев.

-Попробуйте определить лист какого дерева у меня в руках?

— Верно, березы!

— Давайте составим преложение со словами «береза», «украшает» и «листва».

СЛАЙД №8.

-Что происходит со словом «береза», когда оно попадает в предложение?

-Что изменилось?

-А основа слова изменилась?

— Составьте еще одно предложение со словами «береза», «роняет» и «листва».

СЛАЙД №9.

— Что произошло со словом «листва», когда оно попало в зависимость от других слов в предложении?

СЛАЙД №10.

-А основа изменилась?

-Почему изменилось окончание?

-Для чего служит окончание?

-Откройте свои учебники на странице 122, сравните наш вывод с определением.

— Что изменялось, когда мы ставили слова в предложения?

-Добавилась ли какая-нибудь новая часть слова?

-Скажите, слова «береза» и «березу» однокоренные?

-Значит, это одно и то же слово?

— Почему изменилось окончание?

— А что вы можете сказать о форме слова?

СЛАЙД №11.

-Перед вами на столах лежит бумага и ножницы. Попробуйте вырезать из нее каждый свое облако.

-Покажите мне свои облака.

— От чего зависит форма облака?

-Правильно, а теперь закончите фразы…

СЛАЙД №12.

-Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод:

Окончание служит для образования форм одного и того же слова, а также для связи слов в предложении.

Ответы на вопросы.

Учатся слушать рассужде-ния одноклассников и высказы-вать свое мнение.

Учатся подводить итог и делать вывод.

Учатся сравнивать разные формы слова и находить их сходство и различие.

Сопостав-

ляют свое мнение и чужое, учатся слушать и слышать ответы товари-щей.

Учатся

контроли-ровать способ решения и результата решения учебной задачи.

Построе-ние логической цепочки рассужде-ний.

Уметь выделять из общего – частное и наоборот.

Умение подводить итоги и делать выводы

Определение формы слова

4. Примене

ние знаний и способов действий.

Закреп-лять знания о форме слова и об одноко-ренных словах.

-Поработаем по карточкам.

— На каждой парте лежат карточки с написанными словами. Используя полученные знания, выполните задания, данные в карточках. Обоснуйте свой ответ.

— Но сначала давайте вспомим алгоритм работы в парах.

СЛАЙД №13.

Проверка.

СЛАЙД №14.

Индиви-дуальная работа.

Проверка в парах.

Работа в парах по заданому алгорит-

му.

5.Итог.

-Сегодня мы повторили все, что знали о форме, об окончании и основе слова.

-Что общего у окончания и облака?

-Для чего нужно окончание?

— С помощью окончания можно образовать новые слова?

Ответы учащихся.

6.Рефлексия.

СЛАЙД №15.

— Посмотрите на рисунок и поднимите вверх кружок того цвета, который отображает ваше отношение к занятию.

Осмысле-ние собствен-ных действий, самоана-лиз

7. Домашнее задание.

Закрепить знания, получе-

ные на занятии.

Дом. задание: Составьте текст со словом снежинка. Посчитайте, сколько разных форм этого слова встретится в вашем рассказе.

СЛАЙДЫ №

16, 17.

~ 18 ~

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here