Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 г. Лаишево
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
-
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______________/Каюмова Р.Р./
Протокол №________
«_____» _____________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
______________/Аникина Е.В./
«_____» _______________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Гимназия №1
__________________Шарипова Г.Х.
Приказ № _____________
от «____» ________________ 2014 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «литературное чтение»
3 класс
Рыбушкиной Ирины Николаевны
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования «Литературное чтение» авторов — Л.Ф.Климановой , В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Результаты изучения курса.
Личностные:
-
Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
-
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
-
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
-
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
-
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
-
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
-
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
-
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
-
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
-
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
-
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
-
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
-
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
-
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
-
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
-
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
-
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
-
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Проверка навыка чтения проводится один раз в четверть на обобщающем уроке.
УМК «Школа России»- учебник «Литературное чтение» 1 и 2 ч. 3 класс Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой- М. «Просвещение» 2013г..
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 136 часов для обязательного изучения литературного чтения на ступени начального образования. Навык чтения проверяется один раз в четверть в рамках обобщающего урока. Для полной реализации программы материал уплотнён по разделам:
Наименование разделов и тем | Всего часов по программе | Количество часов по рабочей программе | |
1 | Самое великое чудо на свете | 4 | 2 |
2 | Устное народное творчество | 14 | 6 |
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | 5 |
4 | Великие русские писатели | 24 | 13 |
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 3 |
6 | Литературные сказки | 8 | 4 |
7 | Были-небылицы | 10 | 4 |
8 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | 3 |
9 | Люби живое | 16 | 7 |
10 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | 4 |
11 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 | 10 |
12 | По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» | 8 | 4 |
13 | Зарубежная литература | 8 | 3 |
| Итого: | 136 | 68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
-
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
-
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
-
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
-
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
-
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
-
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
-
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
-
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
-
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
-
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
-
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
-
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
-
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
-
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
-
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
-
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
-
домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
-
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
-
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
-
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
-
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
-
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
-
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
-
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
-
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
-
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
-
писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
-
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
-
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
-
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
-
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
-
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
-
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
-
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
-
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Учебно- тематическое планирование.
.
Наименование разделов и тем | Всего часов | Тесты | Проекты | |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 | 1 |
|
2 | Устное народное творчество | 6 | 1 | 1 |
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 5 | 1 | 1 |
4 | Великие русские писатели | 13 | 1 |
|
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 3 | 1 |
|
6 | Литературные сказки | 4 |
|
|
7 | Были-небылицы | 4 | 1 |
|
8 | Поэтическая тетрадь 1 | 3 | 1 |
|
9 | Люби живое | 7 | 1 |
|
10 | Поэтическая тетрадь 2 | 4 | 1 |
|
11 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 10 | 1 |
|
12 | По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» | 4 | 1 |
|
13 | Зарубежная литература | 3 | 1 |
|
| Итого: | 68 | 12 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата по плану | Факт. | |
Самое великое чудо на свете (2 ч) |
| |||
1.
| Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
2. | Урок-путешествие в прошлое. |
|
|
|
| ||||||||
3. | Устное народное творчество. Русские народные песни. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
| ||||
4 | Докучные сказки |
|
|
| |||||
5 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
|
|
| |||||
6. | «Иван-царевич и серый волк» |
|
|
| |||||
7. | «Сивка-бурка» |
|
|
| |||||
8. | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Тест по теме «Сказки». Проект по теме «Сказки». |
|
|
| |||||
Поэтическая тетрадь 1 (5ч) |
|
| |||||||
9
| Как научиться читать стихи. Ф.Тютчев «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчев «Листья» | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|
|
| ||||
|
|
| |||||||
10. | А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» |
|
|
| |||||
11 | И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро» И.Никитин «Встреча зимы» |
|
|
| |||||
12. | И.Суриков «Детство», «Зима» |
|
|
| |||||
13. | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест по теме «Поэтическая тетрадь 1». Проект по теме «Времена года». |
|
|
| |||||
14. | А.С.Пушкин. Стихи | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. |
|
|
| ||||
15 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». |
|
|
| |||||
16 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». |
|
|
| |||||
17. | И.А.Крылов. «Мартышка и очки». |
|
|
| |||||
18 | И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна», «Ворона и Лисица». |
|
|
| |||||
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. |
|
|
| ||||||
19. | М.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» |
| |||||||
20.
| М.Лермонтов. «Утес», «Осень». |
|
|
| |||||
21. | Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя) |
|
|
| |||||
22. | Л.Н.Толстой «Акула» |
|
|
| |||||
23. | Л.Н.Толстой «Прыжок» |
|
|
| |||||
24. | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» |
|
|
| |||||
25. | Л.Н.Толстой «Какая бывает трава на траве», «Куда девается вода из моря?» |
|
|
| |||||
26. | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Тест по теме «Великие русские писатели».
|
|
|
| |||||
Поэтическая тетрадь 2 (3 ч) |
|
| |||||||
27. | Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. |
|
|
| ||||
28.
| Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» К.Д.Бальмонт. «Золотое слово» |
|
|
| |||||
29 | И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…». Повторительно-обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест по теме «Поэтическая тетрадь 2».
|
|
|
| |||||
Литературные сказки (4 ч) |
|
| |||||||
30. | Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к “Аленушкиным сказкам”» | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|
|
| ||||
31. | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
|
|
| |||||
32 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» |
|
|
| |||||
33 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Повторительно-обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Тест по теме «Литературные сказки». |
|
|
| |||||
Были – небылицы (4 ч) |
|
| |||||||
34. | М. Горький. «Случай с Евсейкой» | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. |
|
|
| ||||
35 | К.Паустовский. «Растрепанный воробей» |
|
|
| |||||
36 | А. Куприн «Слон» |
|
|
| |||||
37. | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Были – небылицы». Тест по теме ««Были – небылицы».
|
|
|
| |||||
Поэтическая тетрадь 1 (3ч) |
|
|
|
|
| Пересказ по плану | |||
38 | С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон» | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
| ||||
39. | А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» |
|
|
| |||||
40 | С. Есенин. «Черемуха». Повторительно-обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест по теме «Поэтическая тетрадь 1». |
|
|
| |||||
Люби живое (7ч) |
|
| |||||||
41. | М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
| ||||
42. | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» |
|
|
| |||||
43. | В.И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку» |
|
|
| |||||
44. | В. Бианки. «Мышонок Пик» |
|
|
| |||||
45. | Б. Житков. «Про обезьянку» |
|
|
| |||||
46. | В. Астафьев. «Капалуха» |
|
|
| |||||
47.
| В. Драгунский. «Он живой и светится». Повторительно-обобщающий урок по разделу «Люби живое». Тест по теме «Люби живое». |
|
|
| |||||
Поэтическая тетрадь 2 (4ч) |
|
| |||||||
48. | С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
| ||||
49 | А. Барто. «Разлука», «В театре». |
|
|
| |||||
50.
| С. Михалков. «Если».
|
|
|
| |||||
|
|
| |||||||
51 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок» Повторительно-обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест по теме «Поэтическая тетрадь 2».
|
|
|
|
| ||||
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (10 ч) |
|
| |||||||
52 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
| ||||
53 | А. Платонов. «Цветок на земле». |
|
|
| |||||
54 | А. Платонов. «Еще мама». |
|
|
| |||||
55 | М. Зощенко. «Золотые слова». |
|
|
| |||||
56 | М. Зощенко. «Великие путешественники». |
|
|
| |||||
57 | Н. Носов. «Федина задача». |
|
|
| |||||
58 | Н. Носов. «Телефон» |
|
|
| |||||
59 | В. Драгунский. «Друг детства» |
|
|
| |||||
60 | В. Драгунский. «Друг детства» |
|
|
| |||||
61. | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Тест по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» |
|
|
| |||||
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (4 ч) |
|
| |||||||
62. | Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
| ||||
63. | Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» |
|
|
| |||||
64. | Р. Сеф. «Веселые стихи» |
|
|
| |||||
65. | Повторительно-обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Тест по теме «По страницам детских журналов». |
|
|
| |||||
Зарубежная литература (3ч) |
|
| |||||||
66 | Мифы Древней Греции. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Сравнивать сказки разных народов. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
| ||||
67 | Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».
|
|
|
| |||||
68 | Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок». Повторительно-обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Тест по теме «Зарубежная литература». |
|
|
|
Нормы и критерии оценивания обучающихся по литературному чтению.
Проверка навыка чтения следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Обязательный уровень | Возможный уровень | |||||||
1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | |
1 класс | — | 10-15 | 15-20 | 20-30 | — | 20-25 | 25-30 | 30-35 |
2 класс | 40 | 50 | 55 | 60 | 55 | 60 | 65 | 70 |
3 класс | 65 | 70 | 75 | 80 | 75 | 80 | 85 | 90 |
4 класс | 85 | 90 | 95 | 100 | 95 | 100 | 105 | 1 10 |
Оценка «5» ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка «4» ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка «2» ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка «5» — твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» — знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» — читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» — нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка «5» — выполнены правильно все требования
Оценка «4» — не соблюдены 1-2 требования
Оценка «3» -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка «2» — допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка «5» — выполнены все требования
Оценка «4» — допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка «3» — допущены ошибки по двум требованиям
Оценка «2» -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» — допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка «3» — пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» — не может передать содержание прочитанного.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
-
неправильная постановка ударений (более двух);
-
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
-
не более двух неправильных ударений;
-
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-
неточности при формулировке основной мысли произведения;
-
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Учебно — методическое обеспечение.
1.Бойкина М.В. Поурочные разработки. Технологические карты уроков.3 класс М. «Просвещение» 2013 г.
2. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Учебник Литературное чтение. 3 класс. в 2 ч. М.: Просвещение, 2013г.
3. Бойкина М. В., Л.А.Виноградова Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3класс, М. «Просвещение» 2013 г. -223с.
4. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2011г.
6.Контрольно- измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс.- М. «Вако»,2013г.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. «Просвещение», 2010 г.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М. : Просвещение, 2010 г
3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М. «Просвещение». 2009 г.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под редакцией А. Г. Асмолова – М. «Просвещение», 2008 г.
5. Планируемые результаты начального общего образования. под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой – М. « Просвещение», 2009 г.
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М. «Просвещение», 2009 г.
7 . Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России»— М.: Просвещение, 2011г.