Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Утверждаю:

Преподаватель по естествознанию:

____________/ О.Ю. Учанина/

Согласовано:

Учитель ______/ М.А. Бабанова/

Конспект

урока по окружающему миру

«Где на Земле теплее?»

Провела студентка группы ПНК-31: Кечина Д.С.

Место проведения: 2 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка

Дата проведения: 29.10.14

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ О.Ю. Учанина /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.А. Бабанова /

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ О.Ю. Учанина /

Тамбов

2014

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели:

1) Закрепить знания учащихся о положении нашей планеты относительно солнца и причине смены времён года.

2)Учить характеризовать природные условия различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.

3)Создать условия для развития УУД

УУД:

Личностные:

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.

4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.

Регулятивные:

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.

2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

Познавательные:

1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.

3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

4.Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

5.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.

5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре;

6. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении

Оборудование:

Презентация, учебник

Литература:

Учебник «Окружающий мир» Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., раздаточный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Мотивация к учебной деятельности

-Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

— Здравствуйте ребята!

Меня зовут Диана Сергеевна. Этот урок окружающего мира проведу у вас я.

Сели ровно, спинка прямая.

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но для этого нам необходимо повторить изученный материал.

— Какую форму имеет Земля?

— Как вращается Земля?

— Куда направлена ось Земли?

— Какие точки на Земле остаются без вращения?

— В какое время года солнце расположено выше над горизонтом?

— В чём причина смены времён года?

-Молодцы!

— Земля имеет форму шара

— Земля вращается вокруг своей оси.

— Земная ось направлена на Полярную звезду.

— Северный полюс и Южный полюс.

— Летом солнце поднимается высоко над поверхностью земли.

— Причина смены времён года — наклон земной оси и движение Земли вокруг солнца.

3. Выявление места и причины затруднения.

Ребята, наши знакомые Миша и Лена о чём-то разговаривают. Давайте послушаем о чём?(разыгрывается сценка: Где на Земле теплее?)

Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.

Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!

 А вы как думаете, где теплее: на юге или на Южном полюсе?

-Ребята, о чем сегодня у нас пойдет разговор?

-Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Где на Земле теплее?». Сегодня мы с вами будем искать ответ на это вопрос.

-Ребята, закончите предложение:

Солнечные лучи приносят на Землю не только свет, но и … .

-Правильно! Ребята, а одинаково ли солнце освещает Землю? Давайте представим, что лампа это солнце, а глобус это наша планета. Кто хочет показать, как солнечные лучи падают на различные участки Земли?

-Ребята, мы с вами видим, что солнечные лучи на различные участки Земли падают по-разному. Где-то они косые, где-то прямые. Ребята, как вы думаете, какие лучи греют сильнее: косые или прямые?

-Правильно!

Откройте учебник на странице 64. Сравните летние лучи на трех рисунках. Где они греют сильнее?

-Сравните также, как греет зимнее солнце.

-Молодцы!

-тепло

-прямые.

-В пустыне

-зимнее солнце светит наклонно на двух рисунках и прямо на третьем.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, мы с вами выяснили, что разные участки земли получают разное количество света. А значит и разное количество тепла. Обратите внимание на слайд. Посмотрите на схему. Что вы можете мне рассказать о падении солнечных лучей в области Северного и Южного полюса?

-Правильно! Косые солнечные лучи и зимой, и летом скользят по поверхности Земли и очень слабо нагревают её. Северный и Южный полюса получают только косые лучи и остаются холодными.

— А вы хотели бы побывать на северном полюсе? На чём бы вы предложили добраться?

— Я предлагаю вам воспользоваться способом, который использовала героиня сказки Валентина Катаева “Цветик-семицветик”.

Давайте произнесём волшебные слова:

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели
Вели чтобы мы оказались на Северном полюсе.

— Ребята, Северный полюс находится в центральной части северного Ледовитого океана. Вокруг Северного полюса лежит суровый холодный пояс. Летом здесь стоит полярный день: солнце светит круглые сутки. Оно проходит полный круг по небу, но остается низко над горизонтом.

Здесь, на Северном полюсе , нас поджидает великий путешественник (фамилия и имя ребенка из класса, который получил доклад), чтобы рассказать нам о чудесах Северного полюса.

— Ребята, также на Северном полюсе зимой иногда возникают полярные сияния. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Зимой температура опускается до-60 градусов.

-Ребята, найдите на карте полушарий (стр.128-129) прерывистую линию, окружающую полюс. Эта линия ограничивает холодный пояс Земли – область, где бывает полярная ночь и полярный день. Прочтите, как называется эта линия?

-Правильно! Северный полюс ограничен северным полярным кругом.

Молодцы!

-Ребята, а теперь мы отправимся в путешествие между полюсом и экватором.

-Южнее северного полярного круга находится умеренный пояс. Здесь лето не очень жаркое, а зима – не слишком суровая, хотя намного холоднее, чем лето. В этом поясе живем мы с вами. Здесь нас ждет великий путешественник (фамилия и имя ребенка из класса, который получил доклад), который расскажет нам про природу нашей местности.

-Молодец!

-Ребята, далее наш волшебный цветочек отправляет нас на экватор. Солнце здесь поднимается крайне высоко. Иногда оно бывает прямо над головой. Вместо лета и зимы здесь различают сухой и дождливый сезоны. Здесь нас ждет великий путешественник (фамилия и имя ребенка из класса, который получил доклад), который расскажет нам про природу жаркого пояса.

-Ребята, в этом поясе есть пустыни в них песок раскаляется, как сковорода. А температура поднимается до+50 градусов.  

Посмотрите на карту полушарий, найдите экватор, а чуть ниже и чуть выше прочитайте название линий, которые ограничивают жаркий пояс Земли.

-Ребята , а теперь мы с вами отправляемся к югу от экватора.

-К югу от экватора, в Австралии, мы попадаем в умеренный пояс Южного полушария. Это очень удивительно, но солнце в полдень светит с севера. В декабре оно поднимается высоко, а в июне посылает косые лучи.

 —А теперь волшебный цветок перенесет нас в самую южную точку нашей планеты.

И попадаем мы с вами в Антарктиду.

Южный полюс это материк Антарктида – край вечной зимы. Антарктида-  материк вместе с окружающими его южными районами океанов. Здесь всё наоборот в декабре – лето и полярный день, температура опускается до -36 градусов. Полгода не заходит солнце, нещадно слепит глаза, отражаясь от снега и льда. В 10-15 градусов мороза у тебя мёрзнут руки и нос. В Антарктиде морозы бывают до -80 градусов.

 Посмотрите на карту полушарий. Найдите Южный полюс и прерывистую линию, окружающую полюс. Эта линия тоже ограничивает холодный пояс Земли. Прочтите, как она называется.

-Ребята, мы с вами побывали в разных районах планеты и назвали все пояса освещенности. Давайте назовем их.

-Сколько их получилось?

-Молодцы. А теперь откройте учебник на странице 67 и прочитайте, какой вывод сделали Миша и Лена.

-Кто хочет прочитать за Мишу?

-Кто хочет прочитать за Лену?

-Ребята , где на Земле теплее?

-Прочитайте вывод в рамочке.

-В этой области солнечные лучи падают на Землю наклонно.

-варианты детей

-ребенок отвечает свой доклад.

— северный полярный круг.

-ребенок рассказывает доклад

ребенок рассказывает доклад.

-северный и южный тропики

-Южный полярный круг

-холодный пояс, умеренный пояс, жаркий пояс, умеренный пояс, холодный пояс.

-5

— в жарком поясе.

5.Реализация проекта выхода из затруднения

Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 21. Выполним задание.

-Раскрась и подпиши пояса освещенности.

Холодный- синим цветом.

Умеренный- зеленым цветом.

Жаркий – красным.

Ребята, вы, наверное, устали?

Физкультминутка.

Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Откройте рабочую тетрадь на странице 21. Давайте вместе разгадаем кроссворд, и в рамке мы сможем прочитать название месяца, когда жители Южного полушария ходят на пляж.

Не забывайте, что времена года в Северном и Южном полушариях не совпадают.

  1. Месяц подготовки к зиме у белок в наших лесах.

  2. Первый летний месяц в Северном полушарии.

  3. Последний летний месяц в Северном полушарии.

  4. Время года в Южном полушарии, которое бывает в июне.

  5. Месяц сбора урожая в Австралии.

  6. Зимний месяц в Южном полушарии.

7.Самостоятельная работа.

-Откроем рабочую тетрадь на странице 20 под номером 1.Самостоятельная работа. Выполните задание.

-Какая линия отделяет полярный пояс от умеренного?

-Какое явление можно наблюдать только между Северным и Южным тропиком?

-Где на Земле теплее?

-Когда день более долгий?

Возьмите в руки карандаш. Внимание на слайд. Сравните свои ответы с эталоном.

-Кто не допустил не одной ошибки?

-Кто допустил 1 ошибку?

-Кто допустил 2 и более ошибок?

Молодцы!

-октябрь

-июнь

-август

-зима

-февраль

-июль

-полярный круг.

— Солнце в зените(прямо над головой)

-На экваторе.

-Летом.

8.Включение в систему знаний и повторение

-Откройте учебник на странице 69.

-Чего бывает и чего не бывает?

-Страница 68. Догадайтесь, в каких поясах это бывает.

9. Рефлексия.

Сколько всего тепловых поясов на планете

Земля?

-Перечислите эти пояса.

-Где на Земле теплее?

Записываем домашнее задание. Рабочая тетрадь, стр.20, №2.

Спасибо за урок!

-не бывает: верблюд в Антарктиде, слон в лесу и т.д.

-бывает: медведь и пингвины в Антарктиде, цветы в джунглях и т.д.

-умеренный, жаркий, умеренный, холодный, холодный, умеренный, жаркий, умеренный.

-5

Холодный, умеренный, жаркий, умеренный, холодный.

-На экваторе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here