Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Согласовано:
Учитель ______/ М.А. Бабанова/ |
Конспект
урока по окружающему миру
«Где на Земле теплее?»
Провела студентка группы ПНК-31: Кечина Д.С.
Место проведения: 2 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в
с. Тулиновка
Дата проведения: 29.10.14
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ О.Ю. Учанина /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.А. Бабанова /
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ О.Ю. Учанина /
Тамбов
2014
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели:
1) Закрепить знания учащихся о положении нашей планеты относительно солнца и причине смены времён года.
2)Учить характеризовать природные условия различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.
3)Создать условия для развития УУД
УУД:
Личностные:
1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.
3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.
4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.
Регулятивные:
1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.
2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.
6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.
Познавательные:
1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.
3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.
4.Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
5.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
1.Формирование умения слушать и понимать других.
2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.
5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре;
6. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении
Оборудование:
Презентация, учебник
Литература:
Учебник «Окружающий мир» Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., раздаточный материал.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1.Мотивация к учебной деятельности
-Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели.
— Здравствуйте ребята! Меня зовут Диана Сергеевна. Этот урок окружающего мира проведу у вас я. Сели ровно, спинка прямая.
|
Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.
|
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но для этого нам необходимо повторить изученный материал. — Какую форму имеет Земля? — Как вращается Земля?
— Куда направлена ось Земли? — Какие точки на Земле остаются без вращения? — В какое время года солнце расположено выше над горизонтом?
— В чём причина смены времён года?
-Молодцы!
|
— Земля имеет форму шара — Земля вращается вокруг своей оси. — Земная ось направлена на Полярную звезду. — Северный полюс и Южный полюс. — Летом солнце поднимается высоко над поверхностью земли. — Причина смены времён года — наклон земной оси и движение Земли вокруг солнца.
|
3. Выявление места и причины затруднения. Ребята, наши знакомые Миша и Лена о чём-то разговаривают. Давайте послушаем о чём?(разыгрывается сценка: Где на Земле теплее?) Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко. Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида! — А вы как думаете, где теплее: на юге или на Южном полюсе? -Ребята, о чем сегодня у нас пойдет разговор? -Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Где на Земле теплее?». Сегодня мы с вами будем искать ответ на это вопрос. -Ребята, закончите предложение: Солнечные лучи приносят на Землю не только свет, но и … . -Правильно! Ребята, а одинаково ли солнце освещает Землю? Давайте представим, что лампа это солнце, а глобус это наша планета. Кто хочет показать, как солнечные лучи падают на различные участки Земли? -Ребята, мы с вами видим, что солнечные лучи на различные участки Земли падают по-разному. Где-то они косые, где-то прямые. Ребята, как вы думаете, какие лучи греют сильнее: косые или прямые? -Правильно! —Откройте учебник на странице 64. Сравните летние лучи на трех рисунках. Где они греют сильнее? -Сравните также, как греет зимнее солнце.
-Молодцы!
|
-тепло
-прямые.
-В пустыне
-зимнее солнце светит наклонно на двух рисунках и прямо на третьем. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. -Ребята, мы с вами выяснили, что разные участки земли получают разное количество света. А значит и разное количество тепла. Обратите внимание на слайд. Посмотрите на схему. Что вы можете мне рассказать о падении солнечных лучей в области Северного и Южного полюса?
-Правильно! Косые солнечные лучи и зимой, и летом скользят по поверхности Земли и очень слабо нагревают её. Северный и Южный полюса получают только косые лучи и остаются холодными. — А вы хотели бы побывать на северном полюсе? На чём бы вы предложили добраться? — Я предлагаю вам воспользоваться способом, который использовала героиня сказки Валентина Катаева “Цветик-семицветик”. Давайте произнесём волшебные слова:
Лети, лети лепесток — Ребята, Северный полюс находится в центральной части северного Ледовитого океана. Вокруг Северного полюса лежит суровый холодный пояс. Летом здесь стоит полярный день: солнце светит круглые сутки. Оно проходит полный круг по небу, но остается низко над горизонтом. Здесь, на Северном полюсе , нас поджидает великий путешественник (фамилия и имя ребенка из класса, который получил доклад), чтобы рассказать нам о чудесах Северного полюса. — Ребята, также на Северном полюсе зимой иногда возникают полярные сияния. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Зимой температура опускается до-60 градусов. -Ребята, найдите на карте полушарий (стр.128-129) прерывистую линию, окружающую полюс. Эта линия ограничивает холодный пояс Земли – область, где бывает полярная ночь и полярный день. Прочтите, как называется эта линия? -Правильно! Северный полюс ограничен северным полярным кругом. Молодцы! -Ребята, а теперь мы отправимся в путешествие между полюсом и экватором. -Южнее северного полярного круга находится умеренный пояс. Здесь лето не очень жаркое, а зима – не слишком суровая, хотя намного холоднее, чем лето. В этом поясе живем мы с вами. Здесь нас ждет великий путешественник (фамилия и имя ребенка из класса, который получил доклад), который расскажет нам про природу нашей местности. -Молодец! -Ребята, далее наш волшебный цветочек отправляет нас на экватор. Солнце здесь поднимается крайне высоко. Иногда оно бывает прямо над головой. Вместо лета и зимы здесь различают сухой и дождливый сезоны. Здесь нас ждет великий путешественник (фамилия и имя ребенка из класса, который получил доклад), который расскажет нам про природу жаркого пояса. -Ребята, в этом поясе есть пустыни в них песок раскаляется, как сковорода. А температура поднимается до+50 градусов. Посмотрите на карту полушарий, найдите экватор, а чуть ниже и чуть выше прочитайте название линий, которые ограничивают жаркий пояс Земли. -Ребята , а теперь мы с вами отправляемся к югу от экватора. -К югу от экватора, в Австралии, мы попадаем в умеренный пояс Южного полушария. Это очень удивительно, но солнце в полдень светит с севера. В декабре оно поднимается высоко, а в июне посылает косые лучи.
—А теперь волшебный цветок перенесет нас в самую южную точку нашей планеты. И попадаем мы с вами в Антарктиду.
—Южный полюс это материк Антарктида – край вечной зимы. Антарктида- материк вместе с окружающими его южными районами океанов. Здесь всё наоборот в декабре – лето и полярный день, температура опускается до -36 градусов. Полгода не заходит солнце, нещадно слепит глаза, отражаясь от снега и льда. В 10-15 градусов мороза у тебя мёрзнут руки и нос. В Антарктиде морозы бывают до -80 градусов. —Посмотрите на карту полушарий. Найдите Южный полюс и прерывистую линию, окружающую полюс. Эта линия тоже ограничивает холодный пояс Земли. Прочтите, как она называется. -Ребята, мы с вами побывали в разных районах планеты и назвали все пояса освещенности. Давайте назовем их. -Сколько их получилось? -Молодцы. А теперь откройте учебник на странице 67 и прочитайте, какой вывод сделали Миша и Лена. -Кто хочет прочитать за Мишу? -Кто хочет прочитать за Лену? -Ребята , где на Земле теплее? -Прочитайте вывод в рамочке.
|
-В этой области солнечные лучи падают на Землю наклонно.
-варианты детей
-ребенок отвечает свой доклад.
— северный полярный круг.
-ребенок рассказывает доклад
ребенок рассказывает доклад.
-северный и южный тропики
-Южный полярный круг
-холодный пояс, умеренный пояс, жаркий пояс, умеренный пояс, холодный пояс. -5
— в жарком поясе. |
5.Реализация проекта выхода из затруднения —Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 21. Выполним задание. -Раскрась и подпиши пояса освещенности. Холодный- синим цветом. Умеренный- зеленым цветом. Жаркий – красным.
Ребята, вы, наверное, устали? Физкультминутка. Наши ручки
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. -Откройте рабочую тетрадь на странице 21. Давайте вместе разгадаем кроссворд, и в рамке мы сможем прочитать название месяца, когда жители Южного полушария ходят на пляж. Не забывайте, что времена года в Северном и Южном полушариях не совпадают.
7.Самостоятельная работа. -Откроем рабочую тетрадь на странице 20 под номером 1.Самостоятельная работа. Выполните задание. -Какая линия отделяет полярный пояс от умеренного? -Какое явление можно наблюдать только между Северным и Южным тропиком? -Где на Земле теплее? -Когда день более долгий? Возьмите в руки карандаш. Внимание на слайд. Сравните свои ответы с эталоном. -Кто не допустил не одной ошибки? -Кто допустил 1 ошибку? -Кто допустил 2 и более ошибок? Молодцы!
|
-октябрь -июнь
-август
-зима
-февраль -июль
-полярный круг. — Солнце в зените(прямо над головой) -На экваторе. -Летом.
|
8.Включение в систему знаний и повторение -Откройте учебник на странице 69. -Чего бывает и чего не бывает?
-Страница 68. Догадайтесь, в каких поясах это бывает.
9. Рефлексия. —Сколько всего тепловых поясов на планете Земля? -Перечислите эти пояса.
-Где на Земле теплее? Записываем домашнее задание. Рабочая тетрадь, стр.20, №2. Спасибо за урок! |
-не бывает: верблюд в Антарктиде, слон в лесу и т.д. -бывает: медведь и пингвины в Антарктиде, цветы в джунглях и т.д. -умеренный, жаркий, умеренный, холодный, холодный, умеренный, жаркий, умеренный.
-5
Холодный, умеренный, жаркий, умеренный, холодный. -На экваторе.
|