МОУ «Уразовская СОШ № 2» Валуйского района Белгородской области

Урок математики в 1 классе

по теме:

«Числа 8 и 9. Письмо цифры 9»

подготовила

учитель начальных классов

Пышьева Ирина Алексеевна

2011 год

Тема урока: «Числа 8 и 9. Письмо цифры 9».

Цель:

  • ознакомление обучающихся с составом чисел 8 и 9, научить писать цифру 9.

  • развитие умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10

  • воспитание активности, самостоятельности на уроке

Планируемые результаты: Предметные: обучающиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место чисел 8 и 9 в натуральном ряду; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

Метапредметные: Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования. Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные: внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, адекватно воспринимать оценку учителя.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: здоровьесберегающие, разноуровневого обучения

Форма проведения урока: беседа, работа в группах, индивидуальная работа, работа в парах

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (беседа), частично-исследовательский (работа в парах).

Оборудование: раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь, устный счет.

Ход урока

I. Орг. момент. Рефлексия.

Раз, два, три, четыре, пять.

Урок начинается опять

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

II. Актуализация опорных знаний.

1) Логическая разминка

— Нарисуйте недостающую фигуру:

— Что меняется? (рисунок окна, форма крыши и форма окна на крыше)

— Понаблюдайте за изменениями и самостоятельно нарисуйте недостающий дом.

2) Индивидуальная работа по карточкам (два человека работают у доски, остальные за партами)

Карточка № 1

5 — … = 3

6 — … = 5

6 + 1 = …

4 — … = 2

— 3 = 1

— 4 = 5

5 □ 7

4 □ 5

3 □ 1

7 □ 6

4 + 1 □ 3

9 – 1 □ 8

Карточка № 2

7 — … = 3

8 — … = 5

6 + 2 = …

3 — … = 2

— 4 = 1

— 2 = 5

6 □ 7

4 □ 8

4 □ 1

7 □ 8

4 +2 □ 3

9 – 6 □ 8

3) Устный счет

а) решение примеров (слайд 3,4,5,6,7);

б) решение задачи в стихах (слайд 8);

в) работа с тестом (слайд 9)

4) Игра «Кто быстрее»

На доске записан ряд чисел от 1 до 9. У доски два человека. Учитель называет пример, дети должны как можно быстрее показать указкой ответ.

5-3

6-1

4-3

3+2

7+1

2+2

9-1

8-1

Физминутка

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

III. Формирование новых знаний.

1) Фронтальный опрос

  • Положите 7 синих квадратов, а рядом – 1 красный. Сколько стало квадратов? (8)

  • Запишите, как получили число 8? (7+1=8)

  • Было 7 квадратов, стало 8. Стало больше или меньше? На сколько?

  • Что больше: 7 или 8? Как это записать? (8>7)

  • Всего 8 квадратов, из них 1 красный. Сколько синих? (7)

  • Запишите как получили число 7. (8-1=7)

  • Что меньше: 7 или 8? Как это записать? (7<8)

  • Положите 8 желтых кругов, рядом положите 1 красный круг. Сколько стало кругов? (9.)

  • Запишите, как получили число 9. (8 + 1 = 9.)

  • Назовите тему урока. (слайд 10)

2) Работа с учебником (слайд 11,12)

  • Рассмотрите геометрические фигуры на с. 58. Что общего у фигур слева? (Это треугольники.)

  • Докажите, что это треугольники. (У них 3угла и 3 стороны.)

  • Объясните, что означают записи под треугольниками. (7+1 = 8— синих треугольников 7, красный треугольник 1. Всего 8треугольников. 8— 1 = 7—из 8треугольников 1 крас­ный. Синих треугольников 7.)

  • Какие знаки нужно вписать в круги? (8 > 7, 7 < 8.)

  • Что общего у фигур справа? (Это четырехугольники.)

  • Докажите, что это четырехугольники. (У них 4угла и 4 стороны.)

  • Объясните, что означают записи под четырехугольниками. (8+1=9— синих четырехугольников 8, красный четырех­угольник 1. Всего 9четырехугольников. 9— 1=8— из 9четырехугольников 1 красный. Синих четырехугольников 8.)

  • Какие знаки нужно вписать в круги? (9 > 8, 8 < 9.)

3) Работа в парах

Заполнить таблицу «Состав чисел 8 и 9» (слайд 13)

Физминутка

Обучающиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

(Учитель демонстрирует карточку,

на которой нарисовано 9 зайцев.)

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на мысочки.

(Карточка: девять палочек.)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

(Карточка: девять точек в круге.)

IV. Формирование практических умений и навыков.

1) Работа в тетради с печатной основой

Коллективный разбор.

Откройте тетрадь на с. 22. Соедините числа по порядку. (Выполнение по образцу. Проверка у слабых обучающихся.) А сейчас будем учиться писать цифру 9.

Цифра 9 — это есть

Перевернутая 6.

Наверху рисуй кружок,

Вниз — дугу наискосок.

Начинай писать с кружка,

Да не делай уголка.

У девятки нет углов:

Круг, дуга — и знак готов!

2) Самостоятельная работа

  • Посмотрите, где начало цифры 9. Обведите цифру по стрелочкам.

  • Обведите цифру 9 и допишите до конца строки. Подчеркните самую красивую цифру.

  • Обведите цифры во второй строке. Запишите пропущенные цифры.

V. Закрепление изученного материала.

1) Работа с учебником

(Самостоятельное выполнение задания на полях (с. 58). Взаимопроверка.)

  • Сравните отрезки. (Синий отрезок длиннее фиолетового, так как 7мерок больше, чем 6 мерок. Длину зеленого отрезка мы не знаем, поэтому его нельзя сравнить с другими отрезками.)

2) Комментированное письмо

  • Рассмотрите рисунки на с.58 и записи к ним.

  • Подберите записи к рисункам и объясните их: вариант 1 — к первому рисунку, вариант 2 — ко второму.

  • Рассмотрите рисунки на с.59. Самостоятельно составьте и объясните записи к ним: вариант 1 — к первому рисунку, вариант 2 — ко второму.

3) Игра «Не разорви цепочку» (работа в группах)

  • Посмотрите на многоугольники, приведенные ниже. Вспо­мните, как называется каждый из них.

(Обучающиеся по цепочке называют многоугольники.)

Рассмотрите рисунок ниже. Сколько рыб поймал рыбак? (9.)

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового вы сегодня для себя открыли? Чему вы научились?

Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».

Список литературы:

  1. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.

  2. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990

  1. Выполните задание:

5 — … = 3

6 — … = 5

6 + 1 = …

4 — … = 2

— 3 = 1

— 4 = 5

5 □ 7

4 □ 5

3 □ 1

7 □ 6

4 + 1 □ 3

9 – 1 □ 8

  1. Выполните задание:

5 — … = 3

6 — … = 5

6 + 1 = …

4 — … = 2

— 3 = 1

— 4 = 5

5 □ 7

4 □ 5

3 □ 1

7 □ 6

4 + 1 □ 3

9 – 1 □ 8

  1. Выполните задание:

5 — … = 3

6 — … = 5

6 + 1 = …

4 — … = 2

— 3 = 1

— 4 = 5

5 □ 7

4 □ 5

3 □ 1

7 □ 6

4 + 1 □ 3

9 – 1 □ 8

  1. Выполните задание:

5 — … = 3

6 — … = 5

6 + 1 = …

4 — … = 2

— 3 = 1

— 4 = 5

5 □ 7

4 □ 5

3 □ 1

7 □ 6

4 + 1 □ 3

9 – 1 □ 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here