Урок окружающего мира в 4 классе.

Образовательная система «Школа 2100»

Программа по окружающему миру для четырехлетней начальной школы, авторы:А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин из сборника программ. Дошкольное образование.Начальная школа/ Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна.

Изд. 2-е,доп. –М.: Баласс, 2010.-400с.(253-257)

Учебник «Окружающий мир.

Человек и природа» ч.1

А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан,

Москва БАЛАСС, 2013.

Учитель начальных классов БОУ

города Омска

«Гимназия №76»

Виндерская Марина Геннадьевна

Тема: Горные породы и минералы.

Представление о результатах:

  • личностные результаты:

-ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

  • метапредметные результаты:

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

ПУУД: строить речевые высказывания в устной форме, проводить сравнения;

КУУД: договариваться и приходить к общему результату в совместной деятельности;

  • предметные результаты:

— знать свойства горных пород, минералов и способы их использования людьми;

— дать представление о ценности научных знаний и изобретений, облегчающих жизнь человеку.

Цели:

  1. Познакомить со свойствами горных пород и минералов.

  2. Дать представление о ценности научных знаний и изобретений, облегчающих жизнь человеку.

Технология: проблемно-диалогическая.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением горных пород и минералов и способов их использования и добычи

  • коллекция наиболее распространенных горных пород, минералов и созданных из них материалов (гранит, уголь, мел, стекло, песок ,глина, кирпич, цемент, бетон)

  • коллекция»Гранит и его состав»

  • стакан

Этапы

Результаты

Цель

Действия

педагога

Действия

обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

ЛР

Личностная готовность к уроку.

МПР

Самоконтроль, самооценка готовности к уроку.

ПР

Предметная готовность к уроку окружающего мира.

Формирование ценностного отношения к умению оценивать готовность.

— Начинаем урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку по образцу.

Проверяют готовность по образцу, расположение предметов на парте. Настраиваются на урок.

2.Постановка учебной задачи.

ЛР

Цо к умению воспринимать задания, самостоятельно определять цели и задачи урока.

МП

Принимать и сохранять учебную задачу.

ПР

Определять цель урока .

Формирование и развитие цо к умению воспринимать задание, ставить цели и задачи урока.

-Ребята, давайте вспомним, как называется и из чего состоит каменная оболочка Земли?

-Какие бывают вещества и материалы? Приведите примеры.

-Какими свойствами обладают твердые тела?

Давайте определим цель нашего урока.

Дети отвечают на вопросы.

Познакомиться со свойствами твердых тел.

3.Актуализация знаний и постанов-ка проблемы.

4.Решение учебной задачи.

5.Первичное закрепление.

6.Итог.Рефлексия.

ЛР

ЦО к умению определять границу знания и незнания.

МПР

Учебно-познавательный интерес, целеполагание

ПР

Знать. что такое тела, какими бывают тела.

.

ЛР

ЦО к умению воспринимать задания.

МПР

Принимать и сохранять учебную задачу.

ПР

Уметь определять свойства горных пород.

ЛР

ЦО к умению воспринимать задания.

МПР

Принимать и сохранять учебную задачу, сравнивать, делать выводы.

ПР

Закрепить понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми.

ЛР

Цо к умению самостоятельно оценивать себя.

МПР

Принимать и сохранять учебную задачу, сравнивать, делать выводы.

Условные обозначения:

ЛР- личностные результаты

МПР— метапредметные результаты

ПР— предметные результаты

ЦО- ценностное отношение

Повторить материал прошлого урока.

Формировать цо к умению воспринимать задание, принимать и сохранять учебную задачу. Развивать умение определять свойства горных пород и минералов, объяснять, где они применяются.

Формировать цо и умение воспринимать задание. Соотнести полученные знания с учебником.

Формировать цо к учебной деятельности и самооценке.

Работа в парах.

-У вас на столах есть предметы(гранит, уголь, мел. стекло, песок, глина, кирпич. цемент. бетон)

Разделите их на группы.

-Как их назвать- тела, вещества, материалы?

— Прочитайте диалог на с.92 в учебнике. О чем рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

-Определите тему нашего урока.

-Где применяются горные породы? Какие их свойства при этом используют?

Запись на доске.

гранит — твердость

глина — пластичность, мягкость

— Можно ли изменить свойство горной породы? Как?

— Где применяются горные породы с измененными свойствами?(Можно обратиться к учебнику с.94)

— Вода и воздух при нагревании расширяются, а как ведут себя горные породы? Какие будут гипотезы?

— Проверим на опыте.(наливаем кипяток в стакан)

— Почему стакан лопнул? Какое свойство стекла вы наблюдали?

Работа по учебнику с.94

— Какие вещи человек получает, расплавляя горную породу?

— Какой материал самый твердый на Земле? Где он применяется?

— Горная порода состоит из одного минерала или из нескольких?( в случае затруднения можно обратиться к учебнику)

Работа с коллекцией «Гранит и его состав»

— Из каких частей состоит гранит? Гранит твердый, а его составные части?

— Минералы состоят из неорганических веществ. Если раскрошить минерал, то будут его частицы сохранять его свойства или нет?

Проводим опыт с солью.

( При размельчении минерала галита соленость сохранилась)

— Значит как люди используют горные породы?

— Прочитайте вывод на с.96.

— Поработайте в парах и ответьте на вопросы на с.97

— Откройте тетрадь на с.37 и выполните задание.

Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

-Мы сегодня с вами хорошо потрудились.

— Давайте вспомним цель нашего урока.

— Что нового узнали?

— Где пригодятся знания?

— А теперь оцените себя по алгоритму.

— Какая возникла проблема на уроке? (Как из камня делают вещи?)

— Нашли решение проблемы на уроке, смогли ответить на вопрос урока?

— Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Дети работают в парах, делят предметы на две группы.

-Это все тела, состоящие из веществ или искусственно созданных материалов.

-Гранит, уголь, мел, песок, глина — природные; стекло, кирпич, цемент, бетон — искусственно созданные.

— Как из камня делают вещи?

— Горные породы и минералы.

— В строительстве. Они бывают прочные, а бывают пластичные, мягкие.

— Да, обжечь или расплавить.

— В строительстве, при изготовлении посуды.

Ребята высказывают предположения, но к единому мнению не приходят.

Наблюдают.

— Стекло расширилось при нагревании, но дно и стенки нагревались с разной скоростью, поэтому стакан лопнул.

Выполняют задание.

— Это алмаз. Его используют в медицине, в технике, для изготовления ювелирных украшений.

— Может состоять из одного, а может из нескольких.

Рассматривают образцы, определяют состав гранита, свойства гранита и его составных частей.

Наблюдают и делают выводы.

Читают учебник на с.96

-Человек научился обрабатывать камень и использовать его в жизни.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Дети оценивают себя с помощью алгоритма .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here