Разработка урока по предмету «Окружающий мир»

Тема «Хвойные растения»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема: Хвойные растения

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей хвойных растений. Развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, узнавать растения на картинках, гербарных образцах. Воспитывать ответственность, уважительное и бережное отношение к растениям.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности

Номер урока: 17

Номер урока раздела «Растительный мир Земли»: 6

УМК: Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», — М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.

Учебник: Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, Окружающий мир 3 класс, М.: «Вентана-Граф», 2010

Оснащение урока: учебник, рабочая тетрадь, гербарий растений, изображения растений, карта РФ, раздаточные карточки, тестовые задания, сигнальные карточки, компьютер, экран, образцы шишек.

Дополнительная литература:

  1. Андреев В. П. Биология. Толковый словарь/ В. П. Андреев, А. Г. Марков, Г. И. Дубенская, Е. Ф. Сороколетова. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с.

  2. Вдовиченко В. М. Хрестоматия юного натуралиста/ Авт. – сост. В. М. Вдовиченко Минск ООО «Юнипресс», 2001. – 640 с.

  3. Красная книга Белгородской области. Редкие исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Общ. науч. ред. А. В. Присный. – Белгород, 2004, 125 с.

  4. Никитский Н. Б. Насекомые Красной книги СССР/ Н. Б. Никинский, А. В. Свиридов. – М.: «Педагогика», 1987. – 170 с.

  5. Плешаков А. А. Атлас – определитель От земли до неба/ А. А. Плешаков. – М.: «Просвещение», 2009. – 219 с.

  6. Плешаков А. А. Зелёные страницы/ А. А. Плешаков. – М.: «Просвещение», 1994. – 223 с.

Ход урока

        1. Введение в ситуацию урока.

Приветствие, проверка готовности к уроку:

А сейчас проверь дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все в порядке

Книжки, ручки и тетрадки (Учащиеся тихо садятся)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят.

Учитель: А теперь сделаем установку на активную и плодотворную работу на уроке. Повторяем вместе:

«Я способен!

Я со всем справлюсь!

Мне нравится учиться!

Я хороший ученик!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!»

II. Проверка домашнего задания

А) Выполнение задания в рабочей тетради с. 27 № 52.

Учитель: Начнем мы наш урок с того, что вспомним особенности таких растений как мхи, водоросли, папоротники. Откройте рабочие тетради на с. 27 и самостоятельно выполните задание № 52.

— Кто выполнит задание, поднимите глазки на меня, сядьте ровно. Давайте проверим. Посмотрите на экран, такие ли получились у вас высказывания.

Анисимов Андрей прочитай первое предложение: Тело водоросли не имеет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.

Костромин Валера следующее: У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков.

Мананкова Анна последнее предложение: У папоротников есть стебель, листья, корни, но нет цветков.

Б) Выполнение задания № 1 в рабочей тетради.

Учитель: На экране вы видите растения, каждое изображенное растение хочет попасть к себе в домик. Давайте им поможем и поселим каждое растение в свой домик в задании № 1.

На экране изображены: 1 – ламинария, 2 – щитовник мужской, 3 – кукушкин лён, 4 – ульва, 5 – сфагнум, 6 – фукус, 7 – орляк.

МОХ

ВОДОРОСЛЬ

ПАПОРОТНИК

3,5

1,4,6

2, 7

— Под какими цифрами живут растения в первом доме, во втором, в третьем.

III. Активизация опорных знаний

Учитель: Сейчас вы увидите изображения организмов, если перед вами живой организм — вы показываете зелёную сигнальную карточку, а если неживой — красную: кошка, горы, корабль, птицы, ромашка.

— Какими признаками обладают все живые организмы?

Дети: они питаются, передвигаются, дышат, растут, размножаются …

Какие царства живой природы вам известны?

Дети: грибы, бактерии, растения, животные.

— Скажите к каким царствам относятся следующие живые организмы: тигр, мухомор, водоросли, бациллы, сосна, ель.

— Как одним словом можно еще назвать сосну и ель.

Дети: Хвойные

— Тема сегодняшнего урока «Хвойные растения». А что вы должны будете узнать нового о данных растениях?

Дети: Строение, где растут, какие растения относятся к хвойным.

— И так сегодня мы должны узнать особенности строения, размножения и многообразие хвойных растений.

IV. Изучение нового материала.

А) Особенности строения.

— Рассказ учителя с элементами беседы: форма (дерево, куст, трава), многолетние или однолетние, особенности строения, роль в процессе дыхания.

Б) Строение хвои.

Работа в парах.

— Перед вами образцы хвоинок под номерами. Изучите особенности их строения и заполните в таблице строки 1,2,3 в задании №2.

Раздаточный материал: хвоя: сосна обыкновенная, ель обыкновенная, ель голубая.

Таблица «Строение хвои»

Признаки

1

2

3

1. Цвет хвои

2. Размер

3. Количество

4. Название дерева

— Учащиеся проверяют ответы по таблице на экране, записывают в 4 строке название дерева.

В) Характеристика основных представителей.

— Где вы могли встретить эти деревья?

Дети: В посадке, в лесу, около домов, школы.

— Сосна и ель произрастают в нашей местности.

— Сообщение детей об особенностях строения сосны обыкновенной и ели обыкновенной (задания опережающего характера)

-Учитель: Территория нашей Родины огромная, в северных районах расположены большие лесные массивы, состоящие из хвойных растений. Эти леса называются тайгой. Там растут такие деревья как лиственница и кедр.

— Сообщение детей об особенностях строения лиственницы и кедра (задания опережающего характера).

Физкультминутка.

— Если я буду называть грибы – вы должны руки поставить к плечам, если мхи – присесть, а если хвойные растения – встать на носочки и вытянуть руки вверх.

Опенок, кедр, кукушкин лён, мухомор, сосна, подберезовик, ель, сфагнум, лиственница.

Г) Практическое применение

— Какое практическое значение имеют данные хвойные растения.

— Сообщения учащихся о применении и использовании хвойных растений в хозяйственной деятельности человека: сосна, ель, кедр, лиственница, пихта.

Д) Размножение хвойных растений.

— Самостоятельно прочитайте текст учебника с. 56 и найдите ответ на вопрос «Почему хвойные растения еще называют голосеменными?»

Дети: семена не защищены, голые.

— А где расположены семена хвойных растений?

Дети: в шишках.

Физкультминутка для глаз.

— Электронная физкультминутка «Новогодняя ёлка»

Практическая работа в группах «Сравнение шишек хвойных растений»

— Перед вами шишки голосеменных растений кипарис, сосна, ель, лиственница. Рассмотрите их форму, найдите семя. Выполните задание №3, зарисуйте схематично форму.

Кипарис

Лиственница

Сосна

Ель

— А теперь посмотрите, какие формы у вас должны получиться. Проверка с таблицей на экране.

— Для того чтобы из семени выросло взрослое хвойное растение должно пройти не менее 25-30 лет. Но не все растения доживают до зрелого возраста. Скажите, а что может помешать этому?

Дети: пожары, засухи, вырубка для строительства, вырубка новогодних деревьев.

— А как вы можете помочь хвойным деревьям?

V. Закрепление пройденного материала.

1) Работа с сигнальными карточками.

— Если сказанное мною утверждение верно — то вы поднимаете зелёную карточку, если не верное – красную.

Все хвойные растения имеют широкие листья.

Семена хвойных растений не защищены.

Голосеменные растения имеют цветок.

Хвойные растения не боятся холода.

В нашей местности растёт лиственница.

2) Работа с гербарием в группах.

— Перед вами лежат гербарные растения. Задание — рассмотрите, уберите лишнее, обоснуйте почему.

VI. Домашнее задание

1 группа – Мини- сообщения «Удивительные факты из жизни хвойных растений»

2 группа — Рисунки, фотографии «Хвойные растения»

3 группа – Мини – сочинения «Охраняйте хвойные леса»

4 группа – Сообщения «Многообразие хвойных растений»

VII. Итог урока

-Послушайте внимательно загадку, дайте ответ:

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель, Сонна)

— К какой группе растений они относятся?

— Перечислите еще растения, относящиеся к голосеменным или хвойным растениям.

— Выставление оценок. Анализ работы учащихся

VIII. Рефлексия.

— Хвойные растения выделяют в воздух вещества, которые очищают его от микробов и бактерий. Поэтому для того чтобы вам легко дышалось, вы были здоровы, давайте посадим много хвойных растений на территории России.

— Каждая группа учащихся прикрепляет на карту России хвойное дерево.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here