Окружающий мир. 1 класс

Тема: Как путешествует письмо?

Цель : познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений.

Предметные результаты: познакомить с понятиями: письмо, бандероль, посылка, почтальон, почта, филателист, почтовый ящик; познакомить с этапами путешествия письма; познакомить с работой почты; видами почтовых отправлений; научить оформлять почтовое отправление (письмо)

Оборудование : компьютер, проектор, аудиосистема, конверты почтовые, рисунки, большой конверт, письмо Деда Мороза, электронная презентация, видео, посылка, бандероль,

У учителя — лист бумаги; таблички «Отправитель» и «Адресат»; презентация о почтовых голубях. 

У учащихся — почтовые конверты; ножницы и клей для работы с Приложением тетради; у некоторых учащихся — принесенные из дома коллекции почтовых марок, бутылка с посланием,

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  • Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;

  • формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

  • делать выводы и обобщения

Регулятивные УУД

  • Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • планировать свою деятельность на уроке;

  • контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные УУД

  • Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;

  • слушать и слышать учителя, другого ученика;

  • доносить до собеседника свою точку зрения;

  • формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать работу в группе

Личностные УУД

  • Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.

  • Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

  • Ознакомление с миром профессий

  • Развитие доброжелательности, внимания к людям

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Орг.момент

Проверка знаний

Подготовка к восприятию

Мотивация учебной деятельности

Выведение темы урока

Мотивация УчебнойДеятельности

Работа по теме урока

Историческая справка

Практическая работа над проектом

Итог

— Здравствуйте, ребята!

Вот и прозвенел звонок — Начинается урок

Друг на друга посмотрели улыбнулись тихо сели…

В начале урока выполняются задания в тетради «Тесты » (с. 22,).

Ребята , дело в том, что мне почтальон передал какой-то конверт и коробку. Читаю , Кому: 1класс

Куда: п.Комсомолец, ул.Школьная,д.2. Правильно? (да!)

(Показываю конверт)— Ребята, а что это? (письмо)

-Вам интересно узнать от кого и откуда оно? (да)

(Читаю) От кого: от Деда Мороза

Откуда: Россия, г. Великий Устюг

-Давайте прочитаем. (вскрываю конверт, читает хорошо читающий ученик)

«Здравствуйте, дорогие ребята!
Я очень радуюсь вашим успехам в этом году! Вы уже многому научились.

Я сегодня хочу рассказать вам, как работает Почта. Ведь мне много детей пишут письма. А как вы учитесь, делаете ли добрые дела, слушаетесь ли родителей? Очень жду от вас ответа.
Счастья и радости вам в Новом Году!
Ваш Дедушка Мороз»

—Ребята что Дедушка Мороз хочет узнать? (как мы учимся, слушаемся ли родителей).

—Будем Деду Морозу отвечать? (да)

—А как ? (напишем письмо)

—А что нам для этого понадобится для письма?

(Бумага, конверт, ручка)

Но Д. Мороз живет далеко, мы не знаем дороги туда. Как быть? -Скажите Кто занимается рассылкой писем? (Почта)

-А теперь , ребята, попробуйте сформулировать тему урока. Что мы узнаем на уроке? Чему можем научиться?

-Да, узнаем какой путь проделывает письмо.

Слайд 1

Значит нам сегодня на уроке нужно узнать ….

( хотите узнатьКак путешествует письмо? (да)

И написать письмо Деду морозу! Ну тогда за работу!

-презентация

Слайд 2 -3 (Печкин)

Наши друзья и помощники Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик недавно читали книгу.

— Узнали героев? (Почтальон Печкин и кот Матроскин) Как называется книга, кот. прочитали наши друзья? (Каникулы в Простоквашино ) молодцы!

-Что у почтальона всегда с собой? (тяжелая сумка с письмами ,)

Слайд 4 -5

А что такое письмо?.

Письмо- это написанное сообщение , посылаемое кому-либо

Что еще есть на конверте? (индекс)

— В нашей стране принята система из шести цифр в индексе: первые три цифры –это код города, еще три номер почтового отделения..

Давайте рассмотрим конверт:

Какие слова вы на нем видите?

Кому, куда. А как назовем человека, которому письмо адресовано? ( слова на доске) АДРЕСАТ

— От кого , откуда. А как называется человек, который отправляет письмо? ОТПРАВИТЕЛЬ

Слайд 6

— куда мы отнесем наше письмо ответ Деду М?(на почту)

Слайд 7-8

— Ребята, какие слова, связанные с почтой вы услышали в мультфильме «Простоквашино».  (почтальон, письмо, бандероль, посылка)  

Слайд 9-11

Показываю письмо, потом бандероль, посылку.

-Что это? (письмо, посылка, бандероль)

Посылка-это упакованная вещь, пересланная по почте.

Бандероль— небольшое почтовое отправление в бумажной обертке и в пластиковом пакете.

-Открытки, газеты, журналы…все это называется корреспонденцией

Слайд 12-13

Что еще есть на конверте? (марка)

Марки бывают разные: большие и маленькие, цветные и простые, бывают очень красивыми и интересными.

а знаете ли вы, что многие люди коллекционируют марки. На почте выпускают специальные экземпляры, которые люди уже не наклеивают на конверт, а кладут в специальные альбомы и показывают другим людям, друзьям и знакомым. Как называются такие люди? (филателисты)

Радмир нам расскажет все что знает о марках.

-Итак , для чего нужна марка? Марка — это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие.

-Куда дальше отправляется письмо?( ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

-А из него? Вот как путешествует письмо дальше . Видео урока смотреть

Работа с учебником

Откройте тетрадь на странице 42.Задание 2.

Рассмотрите рисунки. Кто может сказать, что это за предметы и зачем они нужны на почте? (штемпель, весы, стеллаж )

—Весы нужны для взвешивания. За пересылку тяжелого письма надо заплатить дороже, поэтому письма взвешивают перед тем, как наклеить марку.

— Штемпель —На каждое письмо работники почты ставят штамп с датой отправления письма

стеллаж — полки служит для сортировки писем

Снова презентация слайд 14 Голубь

— Ребята, а как вы думаете, давно, когда еще не было поездов и самолетов, как доставляли письма до адресата?

Ответ Изалии Валиуллиной

Слайд 14 — 17

(Показ слайдов) Расскажи по рисунку ( я дополняю) Почтальоном был голубь (показ картинки).

Его так и называли – почтовый голубь. Почтовые голуби умели точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдалённых мест на 500 км и более. Во время войны голубей использовали для доставки важных донесений.

-Что такое «бутылочная почта?»Нам расскажет Амир Вахитов

слайд 18 — 19

Много лет назад, люди, потерпевшие кораблекрушения, посылали сигналы бедствия с помощью бутылки. Внутрь клали записки о помощи, бросали в воду. Бутылка выплывала на берег и люди находили их и читали записки.

Спасибо Амир.Что это у тебя в бутылке?

сообщение написано физминутка встали

ФИЗМИНУТКА

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, Это он,
Ленинградский почтальон.

У него Сегодня много
Писем В сумке на боку
Из Ташкента,Таганрога,
Из Тамбова И Баку.

В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам.

Сели тихо

-А как –очень быстро письма попадают к адресату? (нет)

Конечно, нет

— Ребята, а в наше время, как еще можно отправить письмо ыбстрее ? по интернету, по электронной почте)

— А знаете ли вы, современные средства связи?

(сотовый телефон — смс сообщения)

— Кто пользуется из вас такими письмами поднимите руку. молодцы !

Практическая работа

— Ребята, времени у нас так мало, а мы еще даже не начали писать ответ Деду Морозу . Какие действия нам нужно выполнить:

написать письмо

-подписать конверт

-составить маршрут, чтобы наше письмо не заблудилось

— Так много дел нам нужно выполнить — это целый проект получается.

Предлагаю выполнять работу по группам:

1 группа- пишут письмо,(по заданию)

2 группа – оформляют конверт, (на конверте )

3 группа — составляет маршрут, чтобы наше письмо не заблудилось.

Внимательно прочитайте сначала задание и дружно выполняйте. Поднятая рука обозначает «Нужна помощь»

На эту работу вам 5 минут.

(Звонок)Начинаем работать над проектом

(1 группа: Задание «Письмо» пишут письмо по шаблону

Вставьте в письмо пропущенные слова

Дорогой_____________________________

Пишут Вам ученики_____класса,

Спасибо тебе за__________________________

Мы себя ведем____________________

Учимся__________________________

Слушаемся родителей.

Мы хотим______________

Ждем тебя______________________

Общаем______________________

С уважением ребята ___________класса)

2 группа: приклеивают на конверт адрес отправителя, адресата, марку, пишут индекс

Задание «Конверт»

  1. Приклеить на конверт адрес и Деда Мороза и школы

  2. Приклеить индекс

  3. Приклеить марку

3 группа: составляют маршрут.

Задание «Маршрут»(расположить картинки в правильном порядке)

1.Вырежьте из рабочей тетради картинки и расположите в правильном порядке в учебнике на стр.64.

2.Расскажите по полученной схеме о путешествии письма

(Отправитель- почтовый ящик- почта- самолет-почта-почтальон-адресат)

Через 5 минут

Выступление от групп.

1 гр. – читают письмо

2 гр. – показывают конверт

3 гр – читают маршрут (можно по слайду)

Ребята, давайте оценим работу в группах:

  1. Читает письмо Вам понравилось письмо?(дети ХЛОПАЮТ показывают нравится или нет) Ребята, ваш результат работы хороший. он понравился классу, возьмите себе по НАКЛЕЙКЕ

  2. Показывают конверт (оценивают правильно или нет подписали) возьмите себе по НАКЛЕЙКЕ

  3. Показывают маршрут (оцениваем ) возьмите себе по НАКЛЕЙКЕ

Ну что написали мы письмо Деду морозу? Отправляем?

— давайте запечатаем это письмо. Я унесу его на почту и думаю Деду Морозу тоже понравится.

Продолжите предложение:

Я узнал…………..

Я научился…………………….

Мне было интересно……………

Мне было трудно……………………

Ребята мне очень понравилось работать с вами. Вы настоящие молодцы.

Ребята, а сейчас посчитайте свои марки. Встаньте у кого 3 марки. Молодцы, мне понравилось с вами работать.

Эти марки вы можете взять себе, они останутся вам в подарок на память о нашем учебном занятии.

Спасибо за работу.

Учащиеся работают с тестами, читая здания вслух.

Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу

Формирование умения слушать и слышать учителя

Формирование умения слушать и слышать учителя

Развитие речи

формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию

Выдвижение гипотез их обоснование

формирование умения доносить до собеседника свою точку зрения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Формирование умения работать в группе

формирование умения слушать и слышать учителя, другого ученика

Формирование умения адекватно оценивать работу в группе

формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

установление причинно-следственных связей

Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок.

Формирование умения контролировать выполнение действия

 «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» —пишет Надежда Егоровна Щуркова.Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Каковы же особенности современного урока

Современные подходы к   уроку: личностно-ориентированный,   деятельностный, компетентностный

Ситуация современного урока — это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с урокомсвободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

1.«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

2.«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

3.     «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а

также учителя к своей собственной личности.

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся

Виды УУД:

— личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

 целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

— контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

— саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

 коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

 самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Типология современных учебных занятий

  1. Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

  2. Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

  3. Урок применения предметных ЗУНов и УУД

  4. Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

  5. Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД

  6. Контрольный урок

  7. Коррекционный урок

  8. Комбинированный урок

Нетрадиционные виды уроков

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

7. Модульный урок

Разработка конспекта урока

  1. Тема урока

  2. Место урока в разделе

  3. Тип урока

  4. Цели урока в деятельности учителя и в деятельности учащихся(2 уровня: 1) ученик научится… 2) ученик получит возможность научиться…)

  5. Структура урока: этап, действия учителя, действия ученика

  6. Формы проверки результативности урока

ПРЕДЛОЖЕНИЯ/РЕКОМЕНДАЦИИ

 для учителей 1-4 классов по результатам посещённых уроков 

  1. Профессионально работайте с целями. Ясно понимайте для чего учащиеся выполняют то или иное задание. Продумывайте целив сех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, темы; «дерево» целей урока — общие, т.е. цели всего урока, оперативные — его частей/эпизодов, отдельных зада­ний и т.д. Помните, что правильно сформулированная цель – это оптимальна модель ожидаемого/желательного результата, заданная в формате анализа Регулярно сообщайте (выводите) цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завер­шайте их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока от­носительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учени­ков.

  2. Доводите плотность уроков до оптимального уровня за счёт более глу­бокого планирования, дифференциации и индивидуализа­ции. Используйте таймеры/часы для формирования у детей «чувства» реального вре­мени.

  3. Больше внимания уделяйте формированию и  развитию у детей общеучебных «надпред­метных» умений. Прежде всего, – умения бегло, осознано и выразительно читать, используя со­временные педа­гогические технологии и методики (чтение «жужжащее», беззвучное артикуляци­онное, гром­ким шёпотом, применение ритмической основы при скорочтении и пр.). Развивайте память учащихся, используйте технологии эйдотехники.

  4. Обеспечьте более глубокую работу с текстами, особенно художественными. Используйте макси­мальное число кана­лов полу­чения информа­ции (слуховой, зрительный, моторный).Обращайте внимание учащихся на особенности текста, учите их отмечать карандашом по ходу чтения ключевые слова, фразы, значимые разделы.

  5. Давайте детям ясные инструктажи по выполнению заданий. Точно ставьте учебные во­про­сы, добиваться исчерпывающих ответов. Постоянно обучайте детей формулировать вопросы.

  6. Не допускайте собственной  гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте уча­щихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

  7.  Систематически используйте пропедевтические творческие и информационные задания (на 1-3 урока впе­рёд) для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями.  Много работать над развитием речи уча­щихся, над умением вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом.

  8. Созда­вайте/применяйте на уроках «обстановку» читального зала, другие формы самостоятельной работы и работы в группах. Ясно различайте и используйте различные режимы/уровни коммуникации с детьми (индиви­дуальный, групповой, общий). Научитесь говорить негромко и шёпотом.

  9. Чётко структурируйте/делите учебный материал на основ­ные/обязательные понятия, углублён­ный их вариант и дополнительные све­дения культурологического характера, необязательные для запоминания. Чаще создавайте на уроках интел­лектуаль­ный «фон»/среду, за счёт элементов пропедевтики, межпредметных связей, сооб­щения дополнитель­ных сведений общеразвивающего характера, также необязательных для запоминания.

  10. Освойте методику и технику использования в ходе уроков/занятий музы­кальных произведений, осо­бенно классической музыки.

  11. Программируйте динамику урока (как в прямом, так и в перенос­ном смысле) и управляйте ею. Обеспе­чьте в ходе урока позицию учащихся «сидя-стоя-в движении». Проводите в ходе урока несколько динамических пауз с конкрет­ными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.).

  12. Чётко программируйте дозировку дифференцированных домашних заданий. Инструкти­руйте учеников относи­тельно наиболее рациональных приёмов и времени, необходимого для его выполнения. Чаще давайте домашние задания, в т. ч. творческие, рассчитанные на вы­полнение в группе, команде, а такжесовместно с родителями. Объясняйте родителям необходимость этого.

  13. Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов воспитателей, родителей учащихся, студен­тов и пр.. Учитесь работать в составе пе­даго­гических «дуэтов» и команд.

  14. Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, т.ч. позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.

Отличия структуры урока: 

Урок I поколения

Урок II поколения

1.Тема урока.

1.Тема урока.

2.Цель урока.

2.Цель урока.

3.Задачи урока:

-Образовательная задача.

-Развивающая задача.

-Воспитательная задача.

3.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

-Познавательные УУД.

-Коммуникативные УУД.

-Регулятивные УДД.

-Личностные УУД.

4.Межпредметные связи.

4.Межпредметные связи.

5.Оборудование.

5.Ресурсы.

Схема урока:

Тема урока: ….

Цель урока: …

Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД

Познавательные УУД: …

Коммуникативные УУД: …

РегулятивныеУУД: …

Личностные УУД: …

Основные понятия: …

Межпредметные связи: …

Ресурсы: …

Этапы урока.

Формируемые УУД

Деятельность       учителя

Деятельность         учащегося

Задание «Конверт»

  1. Приклеить на конверт адрес и Деда Мороза и школы

  2. Приклеить индекс

  3. Приклеить марку

Задание «Письмо»:

Вставьте в письмо пропущенные слова, прочтите письмо классу.

Задание «Маршрут»

  1. Вырежьте из рабочей тетради картинки и расположите в правильном порядке в учебнике на стр.64.

  2. Расскажите по полученной схеме о путешествии письма

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here