МБОУ ТСОШ №3
Урок по окружающему миру в 1 классе
Тема урока: «Где зимуют птицы?».
Учитель:Гладченко Л.Ю
Тема урока: «Где зимуют птицы?».
Цели урока :Дать детям представление о птицах. Научить группировать их по определенным признакам. Способствовать развитию познавательных интересов.
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: учебник окружающего мира 1 класс автор – А.А Плешаков фотографии птиц; ретбуки ,презентация .
Ход урока.
Организация начала занятия.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня наш урок я хотела бы начать с прекрасных слов, которые написала Мариам Петросян — писательница, художник, автор романа «Дом, в котором…
« Я был, как птица. Как птица, которая может летать. Она ходит по земле, потому что ей и так хорошо, но если захочет… как только захочет, тогда взлетит. »
Звучит г/з «Голоса птиц».
За ранее подготовленный ученик читает стихотворение «Красный фартук»
Да, красивы птицы. Мы всегда можем понаблюдать и полюбоваться полетом птиц в небе. Они дороги нам,как часть чудесной природы нашей родины. Их мелодичные , веселые голоса оживляют природу.
Актуализация знаний учащихся.
— Вспомните, каких животных учёные относят к птицам?
— Что знаете о жизни птиц? Где живут птицы? Чем они питаются?
— Приведите примеры домашних птиц.
— Приведите примеры диких птиц.
— В разных странах живут разные птицы. Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые обитают в природе Ростовской области. А таких пернатых более 250 видов.
Работа в парах. Задание «Найди эту птицу».
— Проверим, хорошо ли вы знаете птиц? Возьмите ретбуки, найдите документ «Найди птицу» вы увидели картинки птиц и их названия. Вам необходимо соотнести изображения с названием. Как только ваша работа завершится, мы сможем выполнить проверку вашей работы, которую я выведу на экран нашей интерактивной доски.
(1 ряд: синица, скворец, дятел, утка; 2 ряд: воробей, ласточка, сорока лебедь; 3 ряд: цапля, снегирь, ворона, гусь)
Проверка (учитель выводит работы детей на экран и ребята проверяют друг друга )
Введение в тему. Постановка учебных задач.
— Посмотрите, сколько разных птиц. Подумайте, сможем ли мы всех этих птиц увидеть вместе в зимнюю пору? Почему?
— И сегодня тема нашего урока «Где и как зимуют птицы?» Слайд 1.
Работа над новым материалом.
Знакомство с осёдлыми птицами. Слайд 2.
-Отгадайте загадки:
Серый маленький комочек:
Чик-чирик — замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)
Тук-тук-тук — с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук-тук-тук — в ответ нам… (дятел)
Болтлива птичка — спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? — Длиннохвостая… (сорока)
-Что объединяет этих птиц? (Это зимующие птицы.)
-Таких птиц называют осёдлыми, так как они осели на одном месте.
(Стук в дверь)
Ребята к нам гости — пернатые друзья и сейчас они перед вами выступят(ученики в масках птиц рассказывают о птицах)
Синица.
Слайд 3.
Я птица синица, расскажу вам своих подружках . Почему синица называется синицей, вроде она не синяя?
Из-за крика «синь-синь» или «зинь-зинь», который издают большинство синиц. Хотя у лазоревки голубая шапочка и лазоревые крылья и хвост — а это всё оттенки синего цвета.
Древнее слово синица образовано не от прилагательного синий, а от звукоподражания зинь с помощью суффикса -иц(а). Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью, ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.
Клёст.
Я птица клест, а мои друзья Клесты — птицы достаточно крупные, плотно сложенные и на вид не ловкие. Но это впечатление сразу пропадает, когда увидишь клеста на дереве. Он не только хорошо бегает по веткам, он хорошо кувыркается, ходит вверх ногами, висит в любой позе. Не случайно А. Брем прозвал клестов «северными попугаями. Птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале.
— Почему у клестов птенцы зимой выводятся?
— Помните, что для птиц страшен не холод, а — голод!
Физкультминутка.(Цыплятки)
Знакомство с перелётными птицами.
С приходом зимы на улице всё белым — бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Но есть такие птицы, которые не знают, что такое зима. Давайте послушаем разговор скворца и цапли.
(Сценка «Скворец и Цапля»).
Цапля.
— Здравствуй, Скворушка!
Скворец.
— Что ты такая печальная, Цапля?
Цапля.
— Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец.
— Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел.
Врут птицы, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
-Как вы думаете почему птицы утверждают, что нет на земле осени и зимы?
-Конечно же, они перелётные птицы. На зиму они улетают, а возвращаются весной. В тёплых краях не строят гнёзд, не выводят птенцов.
10. Работа по учебнику с. 77.
— Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают в тёплые края?
-Что помогает птицам определить, что пора улетать? (Долгота дня).
— Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 76.
— Каких ещё перелётных птиц можете назвать? (Скворец, соловей, ласточка, жаворонок, зяблик, журавль.)
Знакомство с кочующими птицами. Рассказ учителя.
— Есть птицы, которые в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с одного места на другое и ищут корм. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. (дети загадывают загадки о птицах, учитель дает небольшую характеристику к отгадкам, т. е птицам)
Слайд 4.
Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе… Ай!!
Разлетелся урожай!(Снегири)
— Я птица снегирь Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает.
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких (свиристелей)
Я птица свиристель и получила своё название за мелодичное посвистывание.
Свиристели рвут и глотают ледяную ягоду за ягодой(рябину,калину). Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру надо съесть мороженое или напиться ледяной водой.
Очень трудно зимующим птицам. И чтобы они не погибли от холода, мы должныих подкармливать зимой, чтобы встретиться с ними весной.
Правила кормления птиц:
-
Во время подкормки птиц, не сорите в лесу.
-
Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
-
Корма в кормушках должно быть немного и только полезного для птиц: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семена подсолнечника, несоленое сало.
13.Рассказ учителя.(отражение религиоведческого компонента)
Ребята, я хотела бы вас познакомит с птицей жаворонок.
Жаворонок — считается одной из «чистых» птиц, сочетающая в своей символике небесное божье начало;
Согласно легенде, Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и появилась на свет эта серая, как земля, птичка. Как почитаемую, «божью» птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пишу, а убивать считалось грехом. Жаворонок вынимал колючие тернии из тернового венца распятого Христа, пел, сочувствуя его мукам: «Страдает, страдает» ежедневно приносил вести о Нем Божьей Матери, утешал ее в горе и предсказывал воскресение Христово. За это он был взят на небеса и с тех пор неустанно славит Пресвятую Деву своим пением «Аве Мария». Летом высоко в небе жаворонок часами проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает вверх и идет на исповедь к самому Богу.
15. Рассказ учителя.
А кто знает, как птицы догадываются, куда лететь на зиму?
Да это большая загадка природы. Оказывается, птицы, которые летят днем, ориентируются по горам, рекам, озерам, крупным городам. Летящие ночью – по звездам, луне.
Учёные выяснили, что ласточки улетают в Африку. Грачи – во Францию. А утки зимуют в Северной Америке. А узнали они это с помощью маленьких колец, которые они одевали на лапку птице. На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.
16. Беседа-вывод.
— Почему птицы улетают в тёплые края?
— А если там так тепло и сытно, зачем они возвращаются?
— А какая птица первой прилетает на родину?
18. Закрепление.
— Каких птиц называем зимующими? Приведите примеры осёдлых, кочующих.
— Каких птиц называем перелётными?
19. Релоксация
Каждому в начале урока на парту я положила солнышко. Возьмите его в руки, прижмите к груди, закройте глаза и прошепчите: «Пусть теплые лучики согреют меня в зимний холодный день».
Откройте глазки.
Кому понравился урок поднимите красную ягодку, кому было не интересно – зеленую.
20. Итог урока.
-Спасибо за работу!
— Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.
Интернет ресурсы используемые для урока и презентации:
http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/zagadki-pro-ptic-dlja-detei-s-otvetami.html
http://icite.ru/1364/theme/iq
http://www.symbolarium.ru/index.php/Жаворонок
http://narodnye-primety.ru/primeti/narodnie-primeti-o-pogode.html
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=фото%20птиц&uinfo=ww-1007-wh-660-fw-782-fh-454-pd-1
http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_cyp_cyp_moi_cypljatki/319-1-0-4835