1. Обучающие: работа с художественным текстом по методике РКМЧП “чтение с остановками”;

  2. Развивающие: развитие мыслительных операций, воображения, умения характеризовать героя произведения.

  3. Воспитательные: воспитание нравственности, чувства сострадания к герою рассказа, привитие интереса к процессу осмысленного чтения;

ТИП УРОКА: работа с художественным текстом по методике критического мышления “Чтение с остановками”

МЕТОДЫ: Урок с использованием стратегии критического мышления “Направленное чтение”

Оборудование: текст рассказа Л.Андреева “Ангелочек”, разделенный на части; учебник “Русская словесность”, 6 класс; прием “Цветограмма” стихотворение А.Блока “Сусальный ангел”

Ход урока

I этап. Мотивационный.

Мозговой штурм

Учитель: Дети, запишем в тетради тему свободного письма:

  • Ангелочек”

Учащиеся: В течение 2 минут пишут по теме “АНГЕЛОЧЕК” все, что знают. Пишут не останавливаясь, не обращая внимания на ошибки и знаки препинания.

  • По желанию 2-3 ученика читают свои записи.

Примерные варианты ответов.

Свободное письмо.

Ангелочек.

Ангелочек – это маленький ангел. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который оберегает его от несчастий, бед. У каждого имени есть свой день ангела или день именин по-другому. (Диана Р.)

Ангел – это хранитель души человека. С понятием ангел я встречалась в легенде Нового Завета “Рождение Иисуса”. Ангел спустился с небес и сказал пастухам: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь”. (Саша Б.)

Ангел – это вестник чуда. Я его представляю в белых чистых одеждах, с крылышками за спиной, ведь он живёт на небе. (Сабина К..)

Ангелы – вестники Рождества, светлого праздника рождения Иисуса Христа. В день Рождества все должны быть внимательны друг к другу, помогать слабым и нищим, дарить подарки. (Алишер К.)

Беседа:

  • Кого обычно называют ангелочком?

  • Встречались ли вы когда-нибудь с ним?

  • Какими вы представляете ангелов?

  • Теперь откройте учебник, стр. 322, прочтите определение слова АНГЕЛЫ–

(вестники) – “неземные существа, вершина творения, бестелесные небесные духи, хранители души человека”.

II этап. Реализационный.

  • Итак, ребята, мы пришли к какому выводу? (Ангелы – это хранители души человека, вестники Рождества)

Учитель: Вы многое знаете о Рождестве. Но хочу отметить, что в дореволюционной России, т.е. до 1917 года XX века, в богатых семьях, исповедующих христианство, было принято приглашать на рождественскую ёлку детей своих бедных родственников или соседей.

Сообщение темы:

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Леонида Николаевича Андреева “Ангелочек”. (Сообщение кратких биографических сведений о Л.Андрееве, показ портрета Л.Андреева)

  • Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь в рассказе с таким названием?

Дерево предсказаний”

  • Запись 2-3 версий, о чём пойдет речь в рассказе. (1.О человеке с ангельским личиком и ангельским характером; 2.О смерти и вознесении души на небо.)

  • Перед вами рассказ, читаем его по частям, делая остановки.

  • Чтение с остановками” (Читают дети или учитель)

Чтение 1 части. Остановка 1. До слов: “Приходилось идти домой ….”

Разноуровневые вопросы после чтения:

  • Оправдались ли наши версии?

  • Кто главный герой данного отрывка?

  • Какие чувства у вас вызвал главный герой ? Почему?

  • Какие качества присущи мальчику Сашке?

  • Почему так сложились отношения Сашки с родителями?

  • Встречались ли вы в своей жизни с такими, как Сашка?

  • А почему Сашка не лгал только отцу?

Дерево предсказаний”

Как вы думаете, что случится дальше

Версии учащихся:

1. Время действия – канун рождества, возможно, произойдет какое-то чудо.

2. Сашка придёт домой и будет избит матерью, все повторится.

3. Отец пожалеет его.

  • Можно ли Сашку назвать ангелочком?

  • Найдите слова, которыми называли окружающие Сашку? (Щенок)

Чтение 2 части.

От слов: “– Где полуночничаешь, щенок?…” до слов: “И при каждом слове Феоктиста Петровна ударяла кулаком по столу, на котором вымытые стаканы прыгали и
звякали друг о друга
.”

Остановка 2.

Беседа после чтения:

  • Что нового вы узнали о Сашке из этого отрывка? (Кто такие статисты? (Работа с толковым словарем. Знакомство с лексическим значением слова “статист”)

  • Изменилось ли ваше отношение к Сашке после того, как вы узнали историю его родителей?

  • Что же, на ваш взгляд, произойдёт дальше?

  • Сашка пойдет на ёлку, как вы думаете? (Пойдет, потому что он обещал принести отцу что-нибудь с ёлки).

Чтение части 3 . От слов “– А я тебе говорю, что не пойду, – хладнокровно отвечал Сашка ….” до “…Завтра он сломает ножичек, и тогда у него уже ничего не останется”.

Остановка 3.

Разноуровневые вопросы:

  • Что нового мы узнали о Сашке?

  • Его характер как-то изменился?

  • Как вы относитесь к герою?

  • Какие чувства он вызывает у вас и почему?

  • Изменилось ваше отношение к герою?

  • Почему его называли в гимназии волчонком?

  • Что нового вы узнали о его родителях?  Слово учителя (учитель пересказывает часть рассказа, если на тему отводится 1 час, в случае сдвоенного урока такой необходимости нет).

Краткий пересказ эпизода учителем: Сашка пойдёт на ёлку, обидит хозяйского сына Колю – маленького мальчика. А Коля назовёт Сашку “злым мальчиком”.

Учащиеся работают с “Цветограммой”

Слово учителя:

  • Ребята, нарисуйте сердце, разделите его пополам, работаем с одной половинкой.

  • Используя приём “Цветограмма”, выберите из неё те краски, которые характеризуют состояние героя в настоящее время (ДО встречи…).

Ребята создают цветограмму Сашкиного сердца

  • Какие цвета преобладают в сердце мальчика?

  • 1) Фиолетовый: обман, ложь;

  • 2) Красный: агрессия, злость;

  • 3) Коричневый: потеря веры;

  • 4) Белый: чистота, искренность (отношения с отцом);

  • 5) Синий: тревожность.

  • 6) Чёрный: мрак.

Чтение 4 части от слов: “Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности” до слов:“– Ну, на уж, на, – с неудовольствием сказала она. – Какой настойчивый!”

Остановка 4.

Беседа

  • Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли его характер?  Какие чувства переполняют Сашку? Так почему же мы сердце Сашки разделили на 2 половинки. (Потому что Сашка “до встречи с ангелочком”один, а “после встречи с ангелочком” становится совсем другим)

  • Какие новые краски появятся во второй половинке сердца Сашки? (оранжевый – праздничность, фейерверк; желтый – радость)

  • Кем стал ангелочек для Сашки? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика)

Слово учителя: В конце концов, Сашка, изменившись до неузнаваемости, стал умолять хозяйку отдать ему воскового ангелочка.

  • Для чего он ему?

  • Как он себя может повести?

  • Сможет ли он ради игрушки встать на колени?

  • Что будет дальше?

Чтение от слов “Обе руки Сашки, которыми он взял ангелочка, казались цепкими и напряженными…” до конца.

Остановка 5.

  • Стал ли Сашка ангелочком? III. Рефлексия

Выводы О чём мы говорили весь урок?

  • Как можно сформулировать тему урока?

Выберите из записанных на доске тем ту, которая отражает, на ваш взгляд, суть нашего урока, основную его мысль:

  1. Чудесное превращение Сашки в рождество.

  2. Тема рождества в рассказе “Ангелочек”.

  3. Борьба ангелов и дьяволов в душе Сашки.

  4. Израненное сердце Сашки.

  5. Красота спасет мир” (Ф.М.Достоевский)

Беседа:

  • Что повлияло на превращение волчонка в ангелочка Все люди по своей сути добрые, просто нужно разбудить в них эту доброту.

  • О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (о доброте, сострадании, милосердии)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Известный поэт А.Блок под впечатлением рассказа написал стихотворение “Сусальный ангел”.

Сусальный – покрытый тонким слоем золота, серебра или другого металла.

  • Послушайте это стихотворение и выдвиньте свою версию окончания рассказа

  • Чтение учителем стихотворения А.Блока «Сусальный ангел»

  • Синквейн

  • Ребята, а теперь составьте синквейн на тему “Ангелочек”.

Домашнее задание: написать эссе “Что произойдет, когда Сашка проснется?”

  • Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.

  • Оценка за “Синквейн” и устные ответы.

  • Спасибо за урок!

Список ,используемой литературы:

1.А.Блок «Сусальный ангел»

2. «Русская словесность» 6 класс Л.С.Рыгалова «Атамура»2006г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here