-
Обучающие: работа с художественным текстом по методике РКМЧП “чтение с остановками”;
-
Развивающие: развитие мыслительных операций, воображения, умения характеризовать героя произведения.
-
Воспитательные: воспитание нравственности, чувства сострадания к герою рассказа, привитие интереса к процессу осмысленного чтения;
ТИП УРОКА: работа с художественным текстом по методике критического мышления “Чтение с остановками”
МЕТОДЫ: Урок с использованием стратегии критического мышления “Направленное чтение”
Оборудование: текст рассказа Л.Андреева “Ангелочек”, разделенный на части; учебник “Русская словесность”, 6 класс; прием “Цветограмма” стихотворение А.Блока “Сусальный ангел”
Ход урока
I этап. Мотивационный.
Мозговой штурм
Учитель: Дети, запишем в тетради тему свободного письма:
-
“Ангелочек”
Учащиеся: В течение 2 минут пишут по теме “АНГЕЛОЧЕК” все, что знают. Пишут не останавливаясь, не обращая внимания на ошибки и знаки препинания.
-
По желанию 2-3 ученика читают свои записи.
Примерные варианты ответов.
Свободное письмо.
Ангелочек.
Ангелочек – это маленький ангел. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который оберегает его от несчастий, бед. У каждого имени есть свой день ангела или день именин по-другому. (Диана Р.)
Ангел – это хранитель души человека. С понятием ангел я встречалась в легенде Нового Завета “Рождение Иисуса”. Ангел спустился с небес и сказал пастухам: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь”. (Саша Б.)
Ангел – это вестник чуда. Я его представляю в белых чистых одеждах, с крылышками за спиной, ведь он живёт на небе. (Сабина К..)
Ангелы – вестники Рождества, светлого праздника рождения Иисуса Христа. В день Рождества все должны быть внимательны друг к другу, помогать слабым и нищим, дарить подарки. (Алишер К.)
Беседа:
-
Кого обычно называют ангелочком?
-
Встречались ли вы когда-нибудь с ним?
-
Какими вы представляете ангелов?
-
Теперь откройте учебник, стр. 322, прочтите определение слова АНГЕЛЫ–
(вестники) – “неземные существа, вершина творения, бестелесные небесные духи, хранители души человека”.
II этап. Реализационный.
-
Итак, ребята, мы пришли к какому выводу? (Ангелы – это хранители души человека, вестники Рождества)
Учитель: Вы многое знаете о Рождестве. Но хочу отметить, что в дореволюционной России, т.е. до 1917 года XX века, в богатых семьях, исповедующих христианство, было принято приглашать на рождественскую ёлку детей своих бедных родственников или соседей.
Сообщение темы:
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Леонида Николаевича Андреева “Ангелочек”. (Сообщение кратких биографических сведений о Л.Андрееве, показ портрета Л.Андреева)
-
Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь в рассказе с таким названием?
“Дерево предсказаний”
-
Запись 2-3 версий, о чём пойдет речь в рассказе. (1.О человеке с ангельским личиком и ангельским характером; 2.О смерти и вознесении души на небо.)
-
Перед вами рассказ, читаем его по частям, делая остановки.
-
“Чтение с остановками” (Читают дети или учитель)
Чтение 1 части. Остановка 1. До слов: “Приходилось идти домой ….”
Разноуровневые вопросы после чтения:
-
Оправдались ли наши версии?
-
Кто главный герой данного отрывка?
-
Какие чувства у вас вызвал главный герой ? Почему?
-
Какие качества присущи мальчику Сашке?
-
Почему так сложились отношения Сашки с родителями?
-
Встречались ли вы в своей жизни с такими, как Сашка?
-
А почему Сашка не лгал только отцу?
“Дерево предсказаний”
Как вы думаете, что случится дальше
Версии учащихся:
1. Время действия – канун рождества, возможно, произойдет какое-то чудо.
2. Сашка придёт домой и будет избит матерью, все повторится.
3. Отец пожалеет его.
-
Можно ли Сашку назвать ангелочком?
-
Найдите слова, которыми называли окружающие Сашку? (Щенок)
Чтение 2 части.
От слов: “– Где полуночничаешь, щенок?…” до слов: “И при каждом слове Феоктиста Петровна ударяла кулаком по столу, на котором вымытые стаканы прыгали и
звякали друг о друга.”
Остановка 2.
Беседа после чтения:
-
Что нового вы узнали о Сашке из этого отрывка? (Кто такие статисты? (Работа с толковым словарем. Знакомство с лексическим значением слова “статист”)
-
Изменилось ли ваше отношение к Сашке после того, как вы узнали историю его родителей?
-
Что же, на ваш взгляд, произойдёт дальше?
-
Сашка пойдет на ёлку, как вы думаете? (Пойдет, потому что он обещал принести отцу что-нибудь с ёлки).
Чтение части 3 . От слов “– А я тебе говорю, что не пойду, – хладнокровно отвечал Сашка ….” до “…Завтра он сломает ножичек, и тогда у него уже ничего не останется”.
Остановка 3.
Разноуровневые вопросы:
-
Что нового мы узнали о Сашке?
-
Его характер как-то изменился?
-
Как вы относитесь к герою?
-
Какие чувства он вызывает у вас и почему?
-
Изменилось ваше отношение к герою?
-
Почему его называли в гимназии волчонком?
-
Что нового вы узнали о его родителях? Слово учителя (учитель пересказывает часть рассказа, если на тему отводится 1 час, в случае сдвоенного урока такой необходимости нет).
Краткий пересказ эпизода учителем: Сашка пойдёт на ёлку, обидит хозяйского сына Колю – маленького мальчика. А Коля назовёт Сашку “злым мальчиком”.
Учащиеся работают с “Цветограммой”
Слово учителя:
-
Ребята, нарисуйте сердце, разделите его пополам, работаем с одной половинкой.
-
Используя приём “Цветограмма”, выберите из неё те краски, которые характеризуют состояние героя в настоящее время (ДО встречи…).
Ребята создают цветограмму Сашкиного сердца
-
Какие цвета преобладают в сердце мальчика?
-
1) Фиолетовый: обман, ложь;
-
2) Красный: агрессия, злость;
-
3) Коричневый: потеря веры;
-
4) Белый: чистота, искренность (отношения с отцом);
-
5) Синий: тревожность.
-
6) Чёрный: мрак.
Чтение 4 части от слов: “Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности” до слов:“– Ну, на уж, на, – с неудовольствием сказала она. – Какой настойчивый!”
Остановка 4.
Беседа
-
Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли его характер? Какие чувства переполняют Сашку? Так почему же мы сердце Сашки разделили на 2 половинки. (Потому что Сашка “до встречи с ангелочком”один, а “после встречи с ангелочком” становится совсем другим)
-
Какие новые краски появятся во второй половинке сердца Сашки? (оранжевый – праздничность, фейерверк; желтый – радость)
-
Кем стал ангелочек для Сашки? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика)
Слово учителя: В конце концов, Сашка, изменившись до неузнаваемости, стал умолять хозяйку отдать ему воскового ангелочка.
-
Для чего он ему?
-
Как он себя может повести?
-
Сможет ли он ради игрушки встать на колени?
-
Что будет дальше?
Чтение от слов “Обе руки Сашки, которыми он взял ангелочка, казались цепкими и напряженными…” до конца.
Остановка 5.
-
Стал ли Сашка ангелочком? III. Рефлексия
Выводы : О чём мы говорили весь урок?
-
Как можно сформулировать тему урока?
Выберите из записанных на доске тем ту, которая отражает, на ваш взгляд, суть нашего урока, основную его мысль:
-
Чудесное превращение Сашки в рождество.
-
Тема рождества в рассказе “Ангелочек”.
-
Борьба ангелов и дьяволов в душе Сашки.
-
Израненное сердце Сашки.
-
“Красота спасет мир” (Ф.М.Достоевский)
Беседа:
-
Что повлияло на превращение волчонка в ангелочка Все люди по своей сути добрые, просто нужно разбудить в них эту доброту.
-
О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (о доброте, сострадании, милосердии)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Известный поэт А.Блок под впечатлением рассказа написал стихотворение “Сусальный ангел”.
Сусальный – покрытый тонким слоем золота, серебра или другого металла.
-
Послушайте это стихотворение и выдвиньте свою версию окончания рассказа
-
Чтение учителем стихотворения А.Блока «Сусальный ангел»
-
Синквейн
-
Ребята, а теперь составьте синквейн на тему “Ангелочек”.
Домашнее задание: написать эссе “Что произойдет, когда Сашка проснется?”
-
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.
-
Оценка за “Синквейн” и устные ответы.
-
Спасибо за урок!
Список ,используемой литературы:
1.А.Блок «Сусальный ангел»
2. «Русская словесность» 6 класс Л.С.Рыгалова «Атамура»2006г.