Тема « Солнце – источник света и тепла» — 4 класс
Цели: дать понятие о Солнце как источнике света и тепла;
определить, что Солнце является центром Солнечной системы;
рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле;
развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;
воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах;
Тип урока: урок — исследование
Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный
I Организационный момент
— психологический настрой
( слайд 1)
Землю освещает солнце,
а человека – труд.
— Как понимаете эту пословицу?
— К чему она призывает?
II Мобилизующий этап
— определение темы, цели
Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все …
( солнце)
— Что даёт нам солнце?
Тема …
( слайд 2)
— запись числа, темы
Определим задачи, посмотрев слайды
( мультивидео « Солнце в центре Солнечной системы))
— Что должны понять?
— Что должны узнать?
( слайд – физминутка)
Задачи …
( слайд)
III Наблюдения в природе
— Какие изменения происходят с Солнцем?
— На что это влияет?
( дни длиннее
ночи короче)
IV Актуализация знаний
Давайте вспомним , что мы знаем по этой теме
— игра « Продолжи» ( мозговой штурм)
1. Звезда – это … ( солнце)
2. Невооружённым глазом на небе видно ( 3000 звёзд)
3. Вокруг Солнца вращается … ( 9 планет)
4. Спутник Земли – это … ( луна)
5. Солнце и планеты образуют … ( Солнечную Систему)
6. Окружающий Землю мир — … ( Вселенная)
— самооценка
— игра « Определи название и место»
Вспомним названия , разгадав шифровку:
МЕР ВЕ ЗЕМ
МА Ю СА
У НЕ ПЛУ
— Что это за планета и где её место?
( макет Солнечной Системы)
-
Планета обращается вокруг Солнца за 88 дней ( Меркурий -1)
-
Планета красного цвета ( Марс – 4)
-
Самая большая планета ( Юпитер – 5)
-
Окружена множеством ярких колец ( Сатурн – 6)
-
Самая дальняя планета ( Плутон- 9)
— самооценка
V Проверка домашнего задания
— ответы на вопросы
( работа в парах)
Назови первого космонавта
Назови первого космонавта Казахстана
— Как исследуется космос в наше время
— Какую работу выполняют в космосе искусственные спутники Земли?
Покажите на карте Казахстана космодром Байконур
— самооценка
— проведение теста ( карточки)
( слайды)
— самооценка
— пересказ статьи
VI Работа над новым материалом
—отгадывание загадки
Улыбается на небе
Освещает всё вокруг
Вечером идёт на отдых
Утром снова тут как тут
( солнце)
Сегодня на уроке мы будем исследователями Солнца
Наш девиз:
Вот солнце бежит босиком по росе
Зовёт за собою нас в путь
Исследователи, такие же люди, как все
Но любопытней чуть-чуть.
— А что мы знаем о Солнце?
( зимой опускается ниже над горизонтом,
А летом поднимается выше)
— Что умеем?
( определять стороны горизонта)
Солнце – источник света и тепла. Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира, вечный мрак и вечный холод царили бы на земном шаре.
Солнце светит всем
Солнце греет всех.
Во всей Вселенной нет ничего щедрее и справедливее этого светила.
— отгадывание загадок
В дверь, в окно стучать не будет
А взойдёт и всех разбудит.
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар
А как выпустит из рук
Станет вдруг светло вокруг.
Сколько загадок существует о Солнце! Возможно, все они частицы каких-то легенд. Мне очень нравится одна старинная гуцульская легенда о Солнце.
Сначала Солнце было очень большим, но после того как появились люди, оно начало уменьшаться: ибо при рождении каждого человека от Солнца отрывается кусок и превращается в звезду, а когда человек умирает, то его звезда гаснет и падает.
Если умер праведный ( добрый) человек, то его душа возвращается в Солнце, а из тех звёзд, которые гаснут, когда умирают неправедные люди, получается месяц.
— Какой вывод вы сделали для себя?
( лучше быть добрым)
VII Физминутка ( слайд-песенка)
Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос:
— работа в группах
1. Дать понятие о Солнце
2. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн. км?
3. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн.км?
4. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
5. Как человек использует солнечную энергию?
6. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию?
— слово учителя
Солнце – звезда, громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе. Если представить, что солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородины.
Солнце – самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Поэтому сила притяжения у него прегромадная. И только поэтому оно удерживает планеты на их орбитах, и не даёт им улететь в космическое пространство.
— мультивидео ( 1.50 — 2.34)
Солнце – это самосветящийся газовый шар по объёму более, чем в млн.раз больше Земли, температура в центре Солнца достигает 15 млн. градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло.
Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле.
— слово магистрам ( ученики)
Мы говорим, что Солнце – самая близкая к нам звезда. Но это не означает , что расстояние от Земли до Солнца маленькое, оно составляет 150 млн. км. ( слайд)
Вы, наверняка, не в состоянии представить насколько велико это расстояние.
И чтобы вам в этом помочь расскажу я вам такую историю.
— сказка про Солнце
( слайд 14-24)
Жил да был Звездочёт. Каждую ночь он наблюдал за далёкими звёздами, а днём изучал самую близкую к нам звезду –Солнце, пытаясь разгадать тайну её рождения. Но время шло, Звездочёт старел. А тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочёт решил полететь к Солнцу, чтобы всё увидеть самому.
« Возьму свою карету, запрягу в неё пару сильных лошадей, да и помчусь!»- решил он.
« Что ты! Что ты! – заскрипела карета, — мне не выдержать такого длинного путешествия – я развалюсь на дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!»
Послушался Звездочёт, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор.
« Фр- р! … Не буду включаться! 100 лет работать без отдыха ! Не желаю!
« Не соглаш–шайся», — прошуршала шина, — В космосе для машин нет дорог …
Пусть возьмёт самолёт, он по крайней мере умеет летать.»
Отправился Звездочёт к Самолёту: « Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце. Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится тебе для этого?»
« 10 лет! Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре, Красавице-ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.»
« Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек!» — серебристым голосом пропела Ракета,- Не пройдёт и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, только я одна знаю туда дорогу. Садись!»
Только было Звездочёт собрался, занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочёта и шепнул: « Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»
Обрадовался Звездочёт, потянулся за солнечным лучом — и пропал из глаз…
Вспомним сказку по слайдам
( показ слайдов)
— Какой вывод можно сделать?
И сейчас существуют люди, которые изучают Солнце. Почему?
Да, Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле, так как выполняет оно не одну работу и имеет несколько профессий. Давайте их рассмотрим.
— рассматривание слайда
— работа по группам
Объясните, каким образом работает Солнце, если оно …
свет
дождь
тепло
энергия
воздух
день
год
свет – светит, видим окружающий мир
дождь – испаряет воду, пар поднимается вверх, собирается в тучи
тепло- греет, лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух
энергия – существуют солнечные электростанции
воздух – зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух – забирать углекислый газ, насыщать кислородом
день- смена дня и ночи ( вращаясь вокруг себя наша Земля то поворачивается одним боком, то другим)
— компетентностное задание
— Почему человек называет Солнце « солнышком»? Наверное, потому что любит? Как вы думаете?
Учёные изучают поведение Солнца, иногда на нём появляются тёмные пятна, начинают бить огненные фонтаны ( протуберанцы)
Все эти явления влияют на самочувствие человека.
— А какие ассоциации возникают со словом « солнце»?
( загар)
— дополнительный материал
К нам пожаловал доктор Айболит. Давайте его послушаем.
— слово Айболиту
( рассказ, стихотворение)
— Полезен ли такой загар?
— игра « Оптимисты – пессимисты»
загар – сгореть
сушённые фрукты – свежие
светит – щурится
греет – жарко
— работа с пословицами
Там куда часто заглядывает солнце, нечего делать врачу.
Солнце садится – лентяй веселится, солнышко всходит- лентяй с ума сходит.
— Как понимаете?
— К чему призывают эти пословицы?
— Какие вы знаете пословицы о солнце?
VIII Домашнее задание ( с. пересказ)
IX Итог урока
Сегодня я понял …
Я хотел (а) бы узнать …
X Рефлексия
(слайд)
На уроке я работал … ( активно, пассивно)
— А кто ещё? Встаньте.
Своей работой на уроке я … ( доволен, не доволен)
Урок для меня показался … ( длинным, коротким)
За урок я … ( устал, не устал)
Моё настроение … ( стало лучше, стало хуже)
— С каким фруктом можно сравнить солнышко?
Солнышко дарит вам эти Солнышки, чтобы у вас настроение стало ещё лучше, и хочет пожелать трудиться так, как Солнышко изо дня в день