Тема « Солнце – источник света и тепла» — 4 класс

Цели: дать понятие о Солнце как источнике света и тепла;

определить, что Солнце является центром Солнечной системы;

рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле;

развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;

воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах;

Тип урока: урок — исследование

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный

I Организационный момент

психологический настрой

( слайд 1)

Землю освещает солнце,

а человека – труд.

— Как понимаете эту пословицу?

— К чему она призывает?

II Мобилизующий этап

— определение темы, цели

Отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все …

( солнце)

— Что даёт нам солнце?

Тема …

( слайд 2)

— запись числа, темы

Определим задачи, посмотрев слайды

( мультивидео « Солнце в центре Солнечной системы))

— Что должны понять?

— Что должны узнать?

( слайд – физминутка)

Задачи …

( слайд)

III Наблюдения в природе

Какие изменения происходят с Солнцем?

— На что это влияет?

( дни длиннее

ночи короче)

IV Актуализация знаний

Давайте вспомним , что мы знаем по этой теме

— игра « Продолжи» ( мозговой штурм)

1. Звезда – это … ( солнце)

2. Невооружённым глазом на небе видно ( 3000 звёзд)

3. Вокруг Солнца вращается … ( 9 планет)

4. Спутник Земли – это … ( луна)

5. Солнце и планеты образуют … ( Солнечную Систему)

6. Окружающий Землю мир — … ( Вселенная)

— самооценка

— игра « Определи название и место»

Вспомним названия , разгадав шифровку:

МЕР ВЕ ЗЕМ

МА Ю СА

У НЕ ПЛУ

Что это за планета и где её место?

( макет Солнечной Системы)

  1. Планета обращается вокруг Солнца за 88 дней ( Меркурий -1)

  2. Планета красного цвета ( Марс – 4)

  3. Самая большая планета ( Юпитер – 5)

  4. Окружена множеством ярких колец ( Сатурн – 6)

  5. Самая дальняя планета ( Плутон- 9)

— самооценка

V Проверка домашнего задания

— ответы на вопросы

( работа в парах)

Назови первого космонавта

Назови первого космонавта Казахстана

— Как исследуется космос в наше время

— Какую работу выполняют в космосе искусственные спутники Земли?

Покажите на карте Казахстана космодром Байконур

— самооценка

— проведение теста ( карточки)

( слайды)

— самооценка

— пересказ статьи

VI Работа над новым материалом

отгадывание загадки

Улыбается на небе

Освещает всё вокруг

Вечером идёт на отдых

Утром снова тут как тут

( солнце)

Сегодня на уроке мы будем исследователями Солнца

Наш девиз:

Вот солнце бежит босиком по росе

Зовёт за собою нас в путь

Исследователи, такие же люди, как все

Но любопытней чуть-чуть.

— А что мы знаем о Солнце?

( зимой опускается ниже над горизонтом,

А летом поднимается выше)

— Что умеем?

( определять стороны горизонта)

Солнце – источник света и тепла. Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира, вечный мрак и вечный холод царили бы на земном шаре.

Солнце светит всем

Солнце греет всех.

Во всей Вселенной нет ничего щедрее и справедливее этого светила.

— отгадывание загадок

В дверь, в окно стучать не будет

А взойдёт и всех разбудит.

Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар

А как выпустит из рук

Станет вдруг светло вокруг.

Сколько загадок существует о Солнце! Возможно, все они частицы каких-то легенд. Мне очень нравится одна старинная гуцульская легенда о Солнце.

Сначала Солнце было очень большим, но после того как появились люди, оно начало уменьшаться: ибо при рождении каждого человека от Солнца отрывается кусок и превращается в звезду, а когда человек умирает, то его звезда гаснет и падает.

Если умер праведный ( добрый) человек, то его душа возвращается в Солнце, а из тех звёзд, которые гаснут, когда умирают неправедные люди, получается месяц.

— Какой вывод вы сделали для себя?

( лучше быть добрым)

VII Физминутка ( слайд-песенка)

Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос:

— работа в группах

1. Дать понятие о Солнце

2. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн. км?

3. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн.км?

4. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

5. Как человек использует солнечную энергию?

6. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию?

— слово учителя

Солнце – звезда, громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе. Если представить, что солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородины.

Солнце – самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Поэтому сила притяжения у него прегромадная. И только поэтому оно удерживает планеты на их орбитах, и не даёт им улететь в космическое пространство.

— мультивидео ( 1.50 — 2.34)

Солнце – это самосветящийся газовый шар по объёму более, чем в млн.раз больше Земли, температура в центре Солнца достигает 15 млн. градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло.

Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле.

— слово магистрам ( ученики)

Мы говорим, что Солнце – самая близкая к нам звезда. Но это не означает , что расстояние от Земли до Солнца маленькое, оно составляет 150 млн. км. ( слайд)

Вы, наверняка, не в состоянии представить насколько велико это расстояние.

И чтобы вам в этом помочь расскажу я вам такую историю.

— сказка про Солнце

( слайд 14-24)

Жил да был Звездочёт. Каждую ночь он наблюдал за далёкими звёздами, а днём изучал самую близкую к нам звезду –Солнце, пытаясь разгадать тайну её рождения. Но время шло, Звездочёт старел. А тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочёт решил полететь к Солнцу, чтобы всё увидеть самому.

« Возьму свою карету, запрягу в неё пару сильных лошадей, да и помчусь!»- решил он.

« Что ты! Что ты! – заскрипела карета, — мне не выдержать такого длинного путешествия – я развалюсь на дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!»

Послушался Звездочёт, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор.

« Фр- р! … Не буду включаться! 100 лет работать без отдыха ! Не желаю!

« Не соглаш–шайся», — прошуршала шина, — В космосе для машин нет дорог …

Пусть возьмёт самолёт, он по крайней мере умеет летать.»

Отправился Звездочёт к Самолёту: « Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце. Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится тебе для этого?»

« 10 лет! Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре, Красавице-ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.»

« Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек!» — серебристым голосом пропела Ракета,- Не пройдёт и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, только я одна знаю туда дорогу. Садись!»

Только было Звездочёт собрался, занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочёта и шепнул: « Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»

Обрадовался Звездочёт, потянулся за солнечным лучом — и пропал из глаз…

Вспомним сказку по слайдам

( показ слайдов)

— Какой вывод можно сделать?

И сейчас существуют люди, которые изучают Солнце. Почему?

Да, Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле, так как выполняет оно не одну работу и имеет несколько профессий. Давайте их рассмотрим.

— рассматривание слайда

— работа по группам

Объясните, каким образом работает Солнце, если оно …

свет

дождь

тепло

энергия

воздух

день

год

свет – светит, видим окружающий мир

дождь – испаряет воду, пар поднимается вверх, собирается в тучи

тепло- греет, лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух

энергия – существуют солнечные электростанции

воздух – зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух – забирать углекислый газ, насыщать кислородом

день- смена дня и ночи ( вращаясь вокруг себя наша Земля то поворачивается одним боком, то другим)

— компетентностное задание

— Почему человек называет Солнце « солнышком»? Наверное, потому что любит? Как вы думаете?

Учёные изучают поведение Солнца, иногда на нём появляются тёмные пятна, начинают бить огненные фонтаны ( протуберанцы)

Все эти явления влияют на самочувствие человека.

— А какие ассоциации возникают со словом « солнце»?

( загар)

— дополнительный материал

К нам пожаловал доктор Айболит. Давайте его послушаем.

— слово Айболиту

( рассказ, стихотворение)

— Полезен ли такой загар?

— игра « Оптимисты – пессимисты»

загар – сгореть

сушённые фрукты – свежие

светит – щурится

греет – жарко

— работа с пословицами

Там куда часто заглядывает солнце, нечего делать врачу.

Солнце садится – лентяй веселится, солнышко всходит- лентяй с ума сходит.

— Как понимаете?

— К чему призывают эти пословицы?

— Какие вы знаете пословицы о солнце?

VIII Домашнее задание ( с. пересказ)

IX Итог урока

Сегодня я понял …

Я хотел (а) бы узнать …

X Рефлексия

(слайд)

На уроке я работал … ( активно, пассивно)

— А кто ещё? Встаньте.

Своей работой на уроке я … ( доволен, не доволен)

Урок для меня показался … ( длинным, коротким)

За урок я … ( устал, не устал)

Моё настроение … ( стало лучше, стало хуже)

— С каким фруктом можно сравнить солнышко?

Солнышко дарит вам эти Солнышки, чтобы у вас настроение стало ещё лучше, и хочет пожелать трудиться так, как Солнышко изо дня в день

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here