Заседание клуба детского научного общества «Мы и окружающий мир»

Акимова Ирина Павловна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №40 г. Томска

Тема: Мы – юные экологи.

Класс: 1

Цель: Создание условий для формирования экологической грамотности учащихся.

Задачи:

1. Развивать интерес к предмету, через вовлечение детей в процесс исследовательской деятельности;

2. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека, полученных на уроках и внеучебных занятиях;

3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить бережно относиться к растениям, учить беречь родную Землю;

5. Раскрыть совместно с детьми факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, массовый сбор лесных цветов для букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывание растений);

6. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

7. Воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в парах, в группе.

Ожидаемый результат:

  • Проявление первичных навыков работы с лабораторным оборудованием и навыков подготовки материалов для исследований.

  • Понимание обучающимися экологических изменений в природе и причины загрязнения воздуха и воды.

  • Усвоение экологических правил поведения в природе.

  • Умение грамотно строить свои высказывания.

Оборудование: плакат «Охранять природу — значит охранять Родину», микроскопы, лупы, фильтры с колбой, измерительный стакан, ткань (белая и загрязнённая в процессе нахождения вне здания, например, за окном, на балконе и др.), вода из разных источников (водопроводная, талая, речная), ТСО (запись «Мелодии леса»).

Выставки: — поделки из природного материала «Осенняя фантазия»;

— фотовыставка «Удивительное в природе».

Ход заседания:

Этап

Цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающегося

I Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

— Но сегодня мы проведём необычный урок, а заседание детского научного клуба

«Мы и окружающий мир».

  1. Чтение стихотворения:

  2. Дерево, трава, цветок и птица.

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни…

II. Актуализация знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

На фоне мелодии «Леса» звучат стихи о чистой воде, о чистом воздухе.

Я-Земля, я-Земля, я-Земля!

Усталость моя беспредельна!

О стоне моём не взышите.

Люди моей планеты!

Планета в опасности!

Но Вам об этом думать неохота,

Сейчас Вам не до этого пока…

Земляне. Вы слышите меня?!

Придите же на помощь!

— Хотите ли вы спасти свою планету?

— А знаете ли вы беды Земли?

Ответы и предположения детей.

Чтение стихотворения:

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут.

Стала грязной наша вода,

От растений нет и следа.

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

— Что нужно человеку для жизни?

Проведём эксперимент: закройте рот и зажмите нос.

— Сколько минут человек может прожить без воздуха?

— А каким воздухом мы дышим?

— Мы можем быть уверены, что нас окружает чистый воздух?

— А как узнать степень чистоты воздуха?

Можем ли мы узнать прямо сейчас?

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Ответы и предположения детей

III. Постановка учебной задачи.

Формирование навыка целеполагания

— Сегодня мы сделаем первый шаг, чтобы стать настоящими исследователями. Для этого ученики класса разделились на три группы.

Дети делятся на три группы и занимают свои места.

1 Группа «Исследователи воздуха» вывешивала чистую белую ткань на балконе на несколько дней. Сегодня ребята займутся сравнением этой ткани с совершенно новой.

— Без чего ещё невозможна жизнь растений, животных и человека на Земле?

— А где можно найти воду для питья животных, человека, полива растений?

— А зимой?

— Можем ли мы быть уверены, что вода в водоёмах, или талая вода пригодна для питья?

— Это наши предположения, а как доказать правы ли мы?

Дети сравнивают с помощью микроскопа и лупы чистую ткань с принесённой из дома.

Без воды.

Например, растопить снег

Нет.

Провести исследования.

2 Группа «Исследователи воды» – найдёт ответ на наш вопрос (снег талый, вода из магазина, (фильтрованная), вода из реки)

Дети проверяют чистоту воды с помощью фильтра, переливая в колбы.

3 группа — «Учёные – экологи» – будут работать с научной литературой. И мы сможем сравнить результаты наших исследований с выводами учёных.

— Что такое экология?

— Ребята, а кто такие экологи?

— Чем они занимаются?

Дети работают с хрестоматией по окружающему миру и другими дополнительными справочниками.

Ответы детей, опираясь на самостоятельно найденный материал из дополнительных источников.

— Начинаем работать в группах.

— Руководители групп отчитаются о проделанной работе и все вместе сделаем выводы.

Работа детей в группах

V.Физми

нутка.

Формирование двигательной активности обучающихся, здоровьесбережение.

Игр немало есть на свете,

поиграть хотите, дети!

Дети выполняют «Весёлую зарядку» под музыку.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Соотнесение области знания и незнания.

ИТОГИ проделанных опытов.

— Руководители групп отчитайтесь о проделанной работе.

1 группа – Калугин Максим

2 группа – Андронова Кира

3 группа – Шишканов Кирилл и

Ницык Анастасия

выводы руководителей групп совместно со всей группой

— Как влияет грязный воздух и вода на здоровье человека и всех живых организмов?

Ответы детей.

Отгадайте загадку:

Прозвав меня бездонным,

Подходите с поклоном.

Поклонившись в пояс мне,

Несете серебро в ведре.

— Послушайте стихотворение известного томского поэта Михаила Карбышева «Деревенский колодец».

Колодец.

В деревенский колодец

Глянешь — небо с овчинку.

Сердце сразу забьется,

Есть на это причина:

Там живая от века

Ключевая водица,

Оживить человека

И напиться годится….

— Какая вода очень нужна человеку и всем живым организмам?

Чистая, ключевая, пресная.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

— А как мы можем защитить себя и природу?

— И что для этого мы сами можем сделать.

-Послушайте стихи детей.

Предположения детей.

* Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская!

А за нею – океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран! (Тамара Маршалова)

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

— Давайте попробуем создать «БАНК ИДЕЙ» по охране природы.

Во время высказываний учитель прикрепляет на доску карточки.

Предположения детей. Посадить деревья, кустарники, цветы.

Не рвать много цветов!

Не разжигать костры!

Выбрасывать мусор в специальные контейнеры – не засорять водоёмы, лес, парки, скверы, улицы.

Не выбрасывать отходы.

Ухаживать за комнатными растениями.

Не мыть машины около реки.

Объяснять окружающим, как охранять природу (рисовать плакаты, листовки, рисунки в защиту окружающей среды).

VIII. Рефлексия деятельности.

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Береги природу!

Чтение стихотворения:

Чтоб радость завтрашнего дня,

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

IX.Итог занятия.

— Сегодня мы говорили о законах экологии.

Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно.

Нужна ещё и экология души.

Прочитайте слова на доске:

«Охранять природу — значит охранять Родину».

— Как вы понимаете эти слова и выражение «Экология души»?

— Вы теперь можете назвать себя юными ЭКОЛОГАМИ?

Ответы детей.

Ответы детей.

— Берегите Землю!

Чтение итогового стихотворения:

Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите! (все ученики класса вместе).

X.Домашнее задание.

Приготовить (совместно с родителями) плакаты, листовки, рисунки на тему: «Нам нужен чистый воздух и чистая вода», которые будут размещены на выставке в школьной библиотеке.

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here