Заседание клуба детского научного общества «Мы и окружающий мир»
Акимова Ирина Павловна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №40 г. Томска
Тема: Мы – юные экологи.
Класс: 1
Цель: Создание условий для формирования экологической грамотности учащихся.
Задачи:
1. Развивать интерес к предмету, через вовлечение детей в процесс исследовательской деятельности;
2. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека, полученных на уроках и внеучебных занятиях;
3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить бережно относиться к растениям, учить беречь родную Землю;
5. Раскрыть совместно с детьми факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, массовый сбор лесных цветов для букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывание растений);
6. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
7. Воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в парах, в группе.
Ожидаемый результат:
-
Проявление первичных навыков работы с лабораторным оборудованием и навыков подготовки материалов для исследований.
-
Понимание обучающимися экологических изменений в природе и причины загрязнения воздуха и воды.
-
Усвоение экологических правил поведения в природе.
-
Умение грамотно строить свои высказывания.
Оборудование: плакат «Охранять природу — значит охранять Родину», микроскопы, лупы, фильтры с колбой, измерительный стакан, ткань (белая и загрязнённая в процессе нахождения вне здания, например, за окном, на балконе и др.), вода из разных источников (водопроводная, талая, речная), ТСО (запись «Мелодии леса»).
Выставки: — поделки из природного материала «Осенняя фантазия»;
— фотовыставка «Удивительное в природе».
Ход заседания:
Цель | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | |
I Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | — Долгожданный дан звонок, Начинается урок. — Но сегодня мы проведём необычный урок, а заседание детского научного клуба «Мы и окружающий мир».
|
Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни… |
II. Актуализация знаний.
| Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | На фоне мелодии «Леса» звучат стихи о чистой воде, о чистом воздухе. Я-Земля, я-Земля, я-Земля! Усталость моя беспредельна! О стоне моём не взышите. Люди моей планеты! Планета в опасности! Но Вам об этом думать неохота, Сейчас Вам не до этого пока… Земляне. Вы слышите меня?! Придите же на помощь! |
|
|
| — Хотите ли вы спасти свою планету? — А знаете ли вы беды Земли? | Ответы и предположения детей. Чтение стихотворения: Гудят заводы, всюду пыль, Бежит, дымит автомобиль. А между тем деревья стонут, В грязи и пыли просто тонут. Стала грязной наша вода, От растений нет и следа. Отнят дом у наших зверей, Птицам, рыбам плохо теперь. |
|
| — Что нужно человеку для жизни? — Проведём эксперимент: закройте рот и зажмите нос. — Сколько минут человек может прожить без воздуха? — А каким воздухом мы дышим? — Мы можем быть уверены, что нас окружает чистый воздух? — А как узнать степень чистоты воздуха? Можем ли мы узнать прямо сейчас? | Ответы детей. Дети выполняют задание.
Ответы и предположения детей |
III. Постановка учебной задачи. | Формирование навыка целеполагания | — Сегодня мы сделаем первый шаг, чтобы стать настоящими исследователями. Для этого ученики класса разделились на три группы. | Дети делятся на три группы и занимают свои места. |
|
| 1 Группа «Исследователи воздуха» вывешивала чистую белую ткань на балконе на несколько дней. Сегодня ребята займутся сравнением этой ткани с совершенно новой.
— Без чего ещё невозможна жизнь растений, животных и человека на Земле? — А где можно найти воду для питья животных, человека, полива растений? — А зимой? — Можем ли мы быть уверены, что вода в водоёмах, или талая вода пригодна для питья? — Это наши предположения, а как доказать правы ли мы? | Дети сравнивают с помощью микроскопа и лупы чистую ткань с принесённой из дома.
Без воды.
Например, растопить снег
Нет. Провести исследования. |
2 Группа «Исследователи воды» – найдёт ответ на наш вопрос (снег талый, вода из магазина, (фильтрованная), вода из реки) | Дети проверяют чистоту воды с помощью фильтра, переливая в колбы. | ||
|
| 3 группа — «Учёные – экологи» – будут работать с научной литературой. И мы сможем сравнить результаты наших исследований с выводами учёных.
— Что такое экология? — Ребята, а кто такие экологи? — Чем они занимаются?
| Дети работают с хрестоматией по окружающему миру и другими дополнительными справочниками. Ответы детей, опираясь на самостоятельно найденный материал из дополнительных источников. |
|
| — Начинаем работать в группах. — Руководители групп отчитаются о проделанной работе и все вместе сделаем выводы. | Работа детей в группах |
V.Физми нутка. | Формирование двигательной активности обучающихся, здоровьесбережение. | — Игр немало есть на свете, поиграть хотите, дети!
| Дети выполняют «Весёлую зарядку» под музыку. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Соотнесение области знания и незнания.
| ИТОГИ проделанных опытов. — Руководители групп отчитайтесь о проделанной работе. 1 группа – Калугин Максим 2 группа – Андронова Кира 3 группа – Шишканов Кирилл и Ницык Анастасия |
выводы руководителей групп совместно со всей группой
|
— Как влияет грязный воздух и вода на здоровье человека и всех живых организмов? |
Ответы детей. | ||
Отгадайте загадку: Прозвав меня бездонным, Подходите с поклоном. Поклонившись в пояс мне, Несете серебро в ведре.
— Послушайте стихотворение известного томского поэта Михаила Карбышева «Деревенский колодец». |
Колодец.
В деревенский колодец Глянешь — небо с овчинку. Сердце сразу забьется, Есть на это причина: Там живая от века Ключевая водица, Оживить человека И напиться годится…. | ||
|
| — Какая вода очень нужна человеку и всем живым организмам? | Чистая, ключевая, пресная. |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
| — А как мы можем защитить себя и природу? — И что для этого мы сами можем сделать.
-Послушайте стихи детей. | Предположения детей.
* Гонит капля дождевая Ручеёк за ручейком, Те бегут не унывая В реки быстрые. Потом… А потом и синь морская! А за нею – океан! Воду зря не выпуская, Закрывай покрепче кран! (Тамара Маршалова) |
|
|
| Есть в природе равновесие, Нарушать его нельзя. В жизни это очень важно Для тебя и для меня. Что бы было равновесие Надо с вами, нам, друзья Не выбрасывать отходы И не загрязнять моря. |
|
| — Давайте попробуем создать «БАНК ИДЕЙ» по охране природы.
Во время высказываний учитель прикрепляет на доску карточки.
| Предположения детей. Посадить деревья, кустарники, цветы. Не рвать много цветов! Не разжигать костры! Выбрасывать мусор в специальные контейнеры – не засорять водоёмы, лес, парки, скверы, улицы. Не выбрасывать отходы. Ухаживать за комнатными растениями. Не мыть машины около реки. Объяснять окружающим, как охранять природу (рисовать плакаты, листовки, рисунки в защиту окружающей среды). |
VIII. Рефлексия деятельности.
| Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Береги природу!
| Чтение стихотворения: Чтоб радость завтрашнего дня, Сумел ты ощутить. Должна быть чистою Земля И небо чистым быть. |
IX.Итог занятия. |
| — Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. — Прочитайте слова на доске: «Охранять природу — значит охранять Родину». — Как вы понимаете эти слова и выражение «Экология души»? — Вы теперь можете назвать себя юными ЭКОЛОГАМИ? |
Ответы детей.
Ответы детей. |
|
| — Берегите Землю! | Чтение итогового стихотворения: Берегите Землю! Берегите жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики, Ястреба, парящего над полем, Полумесяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите, Берегите Землю! Берегите! (все ученики класса вместе). |
X.Домашнее задание. |
| Приготовить (совместно с родителями) плакаты, листовки, рисунки на тему: «Нам нужен чистый воздух и чистая вода», которые будут размещены на выставке в школьной библиотеке. |
|