Сакун Лариса Николаевна,

МОУ СОШ № 99, г.Красноярск,

учитель начальных классов,

высшая категория

Урок русского языка, 2 класс . ТРКМ.

Тема: « Роль имени прилагательного в русском языке»

Цель: выявление роли имени прилагательного в русском языке, использование в речи. Развитие умения находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

  1. Вызов

1.1 Актуализация имеющихся знаний.

Работа в группах

( 6 групп)

1.2.Пробуждение интереса к получению новой информации. Работа в парах.

1.3.Постановка учеником собственных целей. ПР.

Приём « Корзина идей»

Приём « Составление кластера»

2.Осмысление

( реализация)

Схема « Фишбоун» или «Рыбий скелет»

Работа с текстом в парах

Парная работа

Самостоятельная работа.

Проверка. Ф.Р.

Парная работа

Физминутка

( выполняют движения под музыку и считают имена прилагательные)

Групповая работа в четвёрках.

Проверка – обмен группами.

( меняются группами и проверяют)

3.Рефлексия. Приём Эссе.

Парная и индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Домашнее задание

Игра « Что задумано?»

У каждой группы по карточке со словами

(осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая),

(круглое, гладкое, красное, сочное, спелое),

(высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная),

(блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий),

( чистое, высокое, голубое, безоблачное),

( пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый),

Одному ученику из любой группы предлагается угадать, какой предмет задуман. Дети группы называют признаки , но самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь. ( от каждой группы по ученику)

— Какие слова помогли вам быстро узнать, о каком предмете идёт речь?

-Скажите друг другу на ушко, как называются эти слова одним словом.

— А сейчас мы проверим в парах, насколько вы были правы

— Найдите лишнее понятие и обсудите в паре.

Карточка

1.Цветочек, цветной, грибок

2.Приставка, корень слова, имя прилагательное

Назовите лишнее понятие

(Высказывания детей — после обсуждения) Лишнее -цветной- это имя прилагательное, а остальные слова -имена существительные. Имя прилагательное- это не часть слова.

— Так какая тема урока? ( дети сами делают вывод)

— Правильно — имя прилагательное.

-Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ, что вы знаете.

— Попробуем систематизировать ваши знания.

Признак предмета

Второстепенный член предложения

Имя прилагательное- часть речи

Отвечает на вопросы — какой?, какая?, какие?, какое?

— Что ж мы знаем о прилагательном? ( заполнение « скелета»)

Голова — имя прилагательное.

Верхние конечности – признак предмета,

отвечает на вопросы — какой, какая, какие,….

Нижние конечности — второстепенный член предложения,

Хвост- ?

— Что же ещё мы не знаем об имени прилагательном?

-Попробуем узнать что- то новое.

— У вас на партах два текста. Прочитайте и подумайте, какой текст красивее и почему?

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Стоит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки.

Пришла холодная зима. Стоят лютые морозы. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки.

— Обсудите в парах ответ на вопрос.

Заслушиваю мнения детей парами.

— Докажите. Почему именно этот текст вам понравился больше?

— Запишите наиболее понравившийся текст в тетрадь.

— Прочитайте свой текст и докажите, почему вы выбрали именно его.

-Почему этот текст вы записали?

-Какие слова сделали текст красивее? (имена прилагательные)

— Подумайте в парах, какую роль выполняют имена прилагательные?

— Для чего они нужны в тексте? (помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее)

— Значит, мы можем добавить в нашу схему – хвост рыбы, что имя прилагательное — уточняет, украшает нашу речь

— Послушайте стихотворение:

Море бывает печальным,

Весёлым и грустным.

Задумчивым ,даже смешным,

Синим, оранжевым, красным,

Бордовым, бирюзовым и голубым.

В штиль- оно тихое — море,

В бурю бушует и даже рычит,

Белое море, холодное море.

Но и оно в себе тайны хранит.

-Сколько встретили прилагательных?

— Зачем так много использовал их автор?

— Скажите, а каких зверей можно встретить зимой в лесу ?

( картинки животных)

-Сейчас мы прочитаем текст об одном лесном жителе.

— В группах вы должны вставить имена прилагательные , сделав текст красивым ( текст дан, а имена прилагательные на отдельных карточках)

Этот —————зверёк живёт в лесу. У него ————-уши, ———хвост. Передние лапы — ——————, а задние — —————-.

Шубка у зверька летом — ———-, а зимой — ————.

пушистый

длинные

короткие

длинные

короткие

белая

серая

большие

— Кто нашёл ошибки? Какие слова вам снова помогли?

— Какой вывод можно сделать? ( работа по

« Рыбьему скелету»

— На столе у вас лежат карточки разного

цвета

( красные, синие, желтые)

— Возьмите карточку того цвета, какое у вас

сейчас настроение.

На карточке вопрос – «Какую роль

играют имена прилагательные в речи?»

— Прочитайте вопрос.

— Попробуйте за 7 минут, написать

ответ на этот вопрос. Предлагаю

вам алгоритм работы:

1. Обсудите в паре свой ответ на вопрос.

2. Ответьте письменно на своей карточке.

3. Докажи примерами

4. Вывод в конце начни словами — « Таким образом, я считаю ( думаю, моё мнение…), что…..

— Поднимите карточки своего настроения

Заслушиваем мнения детей по теме (можно заслушивать парами)

( карточки в конце сдаются учителю)

— Дома приготовить ответ устный на

этот вопрос с примерами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here