Сакун Лариса Николаевна,
МОУ СОШ № 99, г.Красноярск,
учитель начальных классов,
высшая категория
Урок русского языка, 2 класс . ТРКМ.
Тема: « Роль имени прилагательного в русском языке»
Цель: выявление роли имени прилагательного в русском языке, использование в речи. Развитие умения находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.
Игра « Что задумано?» У каждой группы по карточке со словами (осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая), (круглое, гладкое, красное, сочное, спелое), (высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная), (блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий), ( чистое, высокое, голубое, безоблачное), ( пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый),
Одному ученику из любой группы предлагается угадать, какой предмет задуман. Дети группы называют признаки , но самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь. ( от каждой группы по ученику) — Какие слова помогли вам быстро узнать, о каком предмете идёт речь? -Скажите друг другу на ушко, как называются эти слова одним словом. — А сейчас мы проверим в парах, насколько вы были правы — Найдите лишнее понятие и обсудите в паре. Карточка 1.Цветочек, цветной, грибок 2.Приставка, корень слова, имя прилагательное — Назовите лишнее понятие (Высказывания детей — после обсуждения) Лишнее -цветной- это имя прилагательное, а остальные слова -имена существительные. Имя прилагательное- это не часть слова. — Так какая тема урока? ( дети сами делают вывод) — Правильно — имя прилагательное. -Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ, что вы знаете.
— Попробуем систематизировать ваши знания.
— Что ж мы знаем о прилагательном? ( заполнение « скелета») Голова — имя прилагательное. Верхние конечности – признак предмета, отвечает на вопросы — какой, какая, какие,…. Нижние конечности — второстепенный член предложения, Хвост- ? — Что же ещё мы не знаем об имени прилагательном?
-Попробуем узнать что- то новое.
— У вас на партах два текста. Прочитайте и подумайте, какой текст красивее и почему?
— Обсудите в парах ответ на вопрос. Заслушиваю мнения детей парами. — Докажите. Почему именно этот текст вам понравился больше?
— Запишите наиболее понравившийся текст в тетрадь.
— Прочитайте свой текст и докажите, почему вы выбрали именно его. -Почему этот текст вы записали? -Какие слова сделали текст красивее? (имена прилагательные) — Подумайте в парах, какую роль выполняют имена прилагательные? — Для чего они нужны в тексте? (помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее) — Значит, мы можем добавить в нашу схему – хвост рыбы, что имя прилагательное — уточняет, украшает нашу речь
— Послушайте стихотворение: Море бывает печальным, Весёлым и грустным. Задумчивым ,даже смешным, Синим, оранжевым, красным, Бордовым, бирюзовым и голубым. В штиль- оно тихое — море, В бурю бушует и даже рычит, Белое море, холодное море. Но и оно в себе тайны хранит. -Сколько встретили прилагательных? — Зачем так много использовал их автор? — Скажите, а каких зверей можно встретить зимой в лесу ? ( картинки животных) -Сейчас мы прочитаем текст об одном лесном жителе. — В группах вы должны вставить имена прилагательные , сделав текст красивым ( текст дан, а имена прилагательные на отдельных карточках)
— Кто нашёл ошибки? Какие слова вам снова помогли? — Какой вывод можно сделать? ( работа по « Рыбьему скелету» — На столе у вас лежат карточки разного цвета ( красные, синие, желтые) — Возьмите карточку того цвета, какое у вас сейчас настроение. На карточке вопрос – «Какую роль играют имена прилагательные в речи?» — Прочитайте вопрос. — Попробуйте за 7 минут, написать ответ на этот вопрос. Предлагаю вам алгоритм работы: 1. Обсудите в паре свой ответ на вопрос. 2. Ответьте письменно на своей карточке. 3. Докажи примерами 4. Вывод в конце начни словами — « Таким образом, я считаю ( думаю, моё мнение…), что….. — Поднимите карточки своего настроения Заслушиваем мнения детей по теме (можно заслушивать парами) ( карточки в конце сдаются учителю) — Дома приготовить ответ устный на этот вопрос с примерами.
|